Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
VI (2). Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романистика Н.Готорна и Г.Мелвилла, поэзия У.Уитмена.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Список художественных текстов
Бальзак Оноре де, Шагреневая кожа*. Неведомый шедевр*. Гобсек*. Евгения Гранде*. Отец Горио*. Утраченные иллюзии. Предисловие к «Человеческой комедии». Бодлер Шарль, Цветы зла*. Мериме Проспер, Хроника времен Карла IX. Маттео Фальконе*. Таманго*. Федериго. Кармен*. Арсена Гийо. Двойная ошибка. Этрусская ваза. Венера Илльская. Стендаль, Красное и черное*. Пармская обитель. Итальянские хроники (Ванина Ванини* - и другие). Флобер Гюстав, Госпожа Бовари*. Саламбо. Воспитание чувств. Три повести* (Простая душа. Легенда о святом Юлиане Милостивом. Иродиада).
Бронте Шарлотта, Джейн Эйр. Диккенс Чарльз, Посмертные записки Пиквикского клуба. Приключения Оливера Твиста*. Рождественская песнь в прозе*. Колокола*. Домби и Сын*. Холодный дом. Большие надежды. Теккерей Уильям Мейкпис, Книги снобов*. Ярмарка тщеславия.
Эмерсон Ралф, Природа (в сокращении) Готорн Уильям, Алая буква. Мелвилл Герман, Моби Дик. Торо Генри, Уолден, или жизнь в лесу. Уитмен Уолт, Листья травы*.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Банвиль Теодор де, Лирика. Беранже Пьер Жан, Песни. Готье Теофиль, Лирика (Искусство - и другие). Капитан Фракасс. Леконт де Лиль Шарль, Лирика (Античные поэмы. Варварские поэмы). Нерваль Жерар де, Лирика. Браунинг Роберт, Лирика. Бронте Эмили, Грозовой перевал. Коллинз Уилки, Лунный камень. Женщина в белом. Теннисон Альфред, Лирика. Гейне Генрих, Книга песен, Современные стихотворения, Романсеро, Германия. Зимняя сказка. Шторм Теодор, Всадник на белом коне. Бичер-Стоу Гарриет, Хижина дяди Тома. Готорн Уильям, Дважды рассказанные рассказы. Дикинсон Эмили, Лирика.
2. Учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Планы практических занятий, списки литературы и методические комментарии к практическим занятиям. ЗАНЯТИЕ №1 ХРОНИКА «ВАНИНА ВАНИНИ» В «ИТАЛЬЯНСКОМ» КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА СТЕНДАЛЯ
Литература
Методические комментарии: Творчество Стендаля отмечено особым художественным интересом писателя к Италии, быту и нравам этой страны, выглядящей с «просвещенной» французской точки зрения «провинцией» Европы, но занимающей, несомненно, центральное место в творчестве автора «Красного и черного». Продолжая традицию «итальянских путешествий», прочно обосновавшуюся в европейской культурной традиции, Стендаль делает акцент не на историческое прошлое и памятники культуры, а на психологию местных жителей, на саму личность итальянца, о чем говорит, например, путевая книга «Рим, Неаполь и Флоренция». Раскрывая итальянскую душу в «Хрониках» и «Пармской обители», Стендаль концентрирует внимание на психологическом типе любви-страсти, исследованном им в трактате «О любви». Развитие страсти представляет сложный многоступенчатый процесс, включающий восхищение, зарождение любви, «кристаллизацию», сомнение и «вторую кристаллизацию»: страсть предполагает высшую степень эмоциональности, стремления к счастью, которое, в свою очередь, является главным мотивом деятельности человека. Особый интерес зрения представляет анализ художественной структуры новеллы «Ванина Ванини», которая внешне раскрывает только поступки, а не психологию героев, но в действительности обладает глубинным психологическим подтекстом. Классический конфликт долга и страсти раскрывается на примере любви сходных и вместе с тем противоположных героя и героини, при этом в центре новеллы оказывается сфера действий и чувств главной героини Ванины, что подчеркнуто самим названием произведения. В чем сходство и в чем различие характеров двух главных героев новеллы? В чем специфика чувств Ванины? Чем руководствуется она в своих поступках: любовью-страстью или любовью-тщеславием? Является ли Пьетро героем «долга», или его патриотический долг окрашен страстью? Ответ на эти вопросы важен для того, чтобы определить соотношение в структуре произведения моделей романтического и реалистического героя. ЗАНЯТИЕ №2 ПРОБЛЕМА ЖАНРА И МЕТОДА В НОВЕЛЛЕ П.МЕРИМЕ „КАРМЕН“ 1. Обзор новеллистики П.Мериме 1820-1840 г.г. 2. Анализ новеллы „Кармен“. а) проблематика б) тип героя в) композиция: два центра новеллы г) новелла как «микророман» 3. Вклад Мериме в развитие реалистической новеллы во Франции.
Литература
1. История французской литературы. М., 1956. Т. 2. С.407-440. 2. Виппер Ю.Б. Проспер Мериме // Собр. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т.1. С.3-32. 3. Луков В.П. Реалистическое творчество Проспера Мериме 1833-1869 г.г. // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1982. С. 85-101. 4. Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987. С.117-135.
Методические комментарии:
Главной целью занятия является определение роли Мериме в обновлении и усовершенствовании жанра новеллы в литературе XIX века. Для достижения цели студенту необходимо иметь достаточные теоретические представления о сущности жанра, о его отличиях от жанра рассказа, на материале пройденных курсов зарубежной литературы вспомнить об истории становления жанра новеллы, сформулировать её характерные особенности в эпоху Ренессанса, по возможности – выявить общее и особенное между новеллами Мериме и новеллистикой его современника и друга Стендаля, а также немецкого новеллиста Шторма. Задачами семинарского занятия являются, во-первых, прослеживание эволюции проблематики и системы изобразительно-выразительных средств на основе выявления трёх этапов развития новеллистики Мериме (ранний – 1829-33, средний – 1833-45, поздний – 60-е г.г.), во-вторых, системный анализ новеллы «Кармен» в единстве уровней формы и содержания. Для полноценного решения комплекса задач и целей студенту необходимо прочитать в общей сложности не менее пяти новелл Мериме, внимательнейшим образом остановившись на произведении, являющемся объектом изучения. На занятии предстоит максимально широко определить проблемно-тематический спектр новеллистики Мериме, а именно определить значение экзотического «местного колорита», которому писатель программно уделял особое внимание, а также остановившись на цели социально-психологического анализа судеб героев, которую ставил перед собой Мериме в духе современной ему литературы. В проблемно-тематическом аспекте обнаруживаются традиции Просвещения, проявившиеся в раскрытии образа «естественного человека», с той спецификой, что у Мериме отсутствует момент идеализации, он далёк от того, чтобы, подобно просветителям, ставить этот образ на пьедестал. В героизации «благородного разбойника», присущего романтической и предромантической традиции, Мериме свойственны противоречивые тенденции. С одной стороны, он верен этим традициям, отдавая дань благородству Хосе и восхищаясь демоническим магнетизмом свободолюбия Кармен, а с другой, демонстрирует, что за романтически необычным ореолом обоих героев кроются вполне земные объяснения их судеб, которые даёт рассказчик со свойственной ему «комментаторской» функцией. В аспекте поэтики особое внимание следует уделить «шкатулочному» типу композиции и соответствующему хроникальному типу сюжета, традиционному для мировой литературы (сказки «Тысячи и одной ночи», «Декамерон» Боккаччо, «Рукопись, найденная в Сарагосе» Потоцкого). Здесь обнаруживается одновременно традиционность («шкатулочная» композиция) и новаторство Мериме (концентрический тип композиции, позволяющий сосредоточиться на судьбе героя и рассматривать его уже не как случай, происшествие, анекдот, а как трагическую историю жизни, за которой стоит комплекс причинно-следственных факторов). Студент должен ответить на один из ключевых вопросов практического занятия: реалистическим или романтическим является художественный метод автора новеллы «Кармен»? Сопоставляя с ранее прочитанными произведениями, обнаруживающими сходство мотивов (например, поэма Пушкина «Цыганы»), и учитывая точки исследователей (см. список критической литературы), студент должен сформулировать собственный взгляд на проблему. ЗАНЯТИЕ №3 СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ О.БАЛЬЗАКА „ГОБСЕК“.
1. Требования Бальзака к искусству (см. Бальзак О. Предисловие к „Человеческой комедии“). 2. Место повести „Госбек“ в „Человеческой комедии“. 3. Композиция. 4. Образ главного героя: а) портрет б) среда в) эволюция героя г) сочетание реалистических и романтических признаков 5. Персонажи второго плана. 6. Соотношение эстетики Бальзака и творческой практики.
Литература 1. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. 2. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1970. 3. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака „Гобсек“ и „Утраченные иллюзии“. М., 1982.
Методические комментарии:
Терминологическим фундаментом практического занятия являются понятия «характера», «обстоятельств» («среды»), а также причинно-следственных отношений, в которой специфика того или иного характера часто является результатом воздействия среды, а обстоятельства, в свою очередь, формируется под влиянием сильных личностей, наделённых ярко выраженными чертами характера. Исследовать диалектику этих причинно-следственных связей предстоит на материале повести «Гобсек». Сначала следует осмыслить общетеоретические представления Бальзака об искусстве и, прежде всего, основополагающий принцип типизации характеров и обстоятельств. В вводной части семинара на материале «Предисловия» следует оговорить закономерности, легшие в основу «Человеческой комедии», охарактеризовать её структуру и – по желанию – дать комментарий к другому программному труду Бальзака «Этюд о Бейле» и содержащимся в нём принципам («литература идей», «литература образов» и литературная «эклектика», которой Бальзак дал воплощение в своём творчестве). Основная часть занятия посвящена аналитическому разбору структуры повести и структуры характера. Опираясь на текст, следует выявить составляющие характеристики главного героя: портрет, в котором черты внешности служат «физиогномическому» проникновению в душу героя, интерьер, в котором «материализуется» внутренний мир героя, его отношение к людям и отношение к нему других людей, материалистическо-пессимистические взгляды Гобсека. Следует ответить на вопрос: кто такой Гобсек – типичный ростовщик или «философ из школы киников» под маской ростовщика? В чём специфика отношения рассказчика к Гобсеку? Какова степень романтизации главного героя повести, являющегося, казалось бы, эталонным воплощением бальзаковского реализма? При ответе на последний вопрос, рекомендуется дать сравнительную характеристику образа героя Бальзака с известными образами из произведений русской классики («Скупой рыцарь» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя). В заключение следует прояснить, какие принципы «Предисловия» находят отражение в повести «Гобсек» (например, связь художественно-литературного познания общества с открытиями XIX века в области естествознания) и как действует в изучаемом произведении заявленный Бальзаком «эклектический» принцип синтеза «литературы образов» и «литературы идей» («идея, ставшая персонажем»).
ЗАНЯТИЕ №4. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы