Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учение Платона о государстве



На вышеизложенных представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.

«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.

Философия Аристотеля.

Аристотель – лучший ученик Платона. Но ему удалось выбраться из-под крыла великого учителя и создать свою философскую систему. Философия Аристотеля кратко и понятно излагает основные принципы бытия. Его учение можно разделить на несколько крупных тем.

Логика

Его трудами по праву гордится античная философия. Аристотель ввел понятие категория. Всего он выделил 10 категорий – основных понятий, необходимых для познания. Особое место в этом ряду занимает понятие сущность – то, чем предмет является на самом деле.

Только оперируя категориями, можно создать высказывания. Каждое из них обретает свою модальность: случайность, необходимость, возможность или невозможность. Истинное высказывание возможно только в том случае, если оно отвечает всем законам логического мышления.

Высказывания, в свою очередь, приводят к силлогизмам – логическим выводам из предыдущих высказываний. Таким образом, из уже известного, рождается новое знание, добытое путем логического рассуждения.

Метафизика

Метафизика – философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Физика

Философия Аристотеля кратко и понятно описывает мир. Основой всего в мире являются 4 традиционные стихии. Созданы они на основе противоположностей: сухое – влажное, теплое - холодное. Теплые стихии – огонь и воздух. Теплые стремятся наверх, а вода и земля – вниз. Из-за этого движения в разные стороны, они смешиваются, образуя все предметы.

Аристотель представлял себе вселенную гелиоцентрической. Вокруг земли по орбитам вращаются все планеты, а также, солнце и луна. Далее расположены неподвижные звезды. Они являются живыми существами, стоящими на порядок выше человека. Все это окружено сферой, заполненной божественной стихией – эфиром. Эта система представлений о мире была огромным шагом вперед, по сравнению с более древними представлениями.

Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная – низшая ступень, ее цель только питание. Животная – чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая – высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. Неживая природа стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Этика

Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает, как достичь совершенства. Тягу к добру можно создать только посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно.

Добро – это господство разума над низшими страстями. Важнее всего - не впадать в крайности. Наслаждение должно вызываться не порочными действиями, а осознанием своей нравственности.

Главная ценность – это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Главой ее неоспоримо является мужчина, но женщина при этом не лишается свободы в быту. Дети обладают меньшими правами и обязаны подчиняться во всем воле главы семьи.

Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически.

О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Но основные положения можно изложить достаточно кратко. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым.

Философское учение Сократа: проблемы и их решение.

Сократ – великий древнегреческий философ, который сам ничего не писал, но стал известен благодаря записям своих бесед, сделанных его учениками (и прежде всего Платоном). Как и софисты, в центр внимания он ставил проблему человека(его любимый афоризм: «Познай самого себя»), но в отличие от них пытался найти в человеке нечто незыблемое, неизменное, прочное, абсолютное. Сократа можно считать основоположником этики – учения о нравственной жизни человека, о том, как правильно жить. Сократ считал, что нравственный человек должен обязательно обладать четырьмя добродетелями (положительными нравственными качествами): мужеством; мудростью; умеренностью; справедливостью.

Сократ верил, что разумный человек будет обязательно нравственным, добродетельным, а значит и счастливым. Он вообще тесно связывал понятия разум, добро, свобода и счастье.

Философское учение Платона: проблемы и их решение.

В её основе – деление реальности на два мира – мир вещей и мир идей. Первый - это наш земной мир, чувственно воспринимаемый. Он неподлинный, ненастоящий, вторичный. Высший, подлинный, истинный мир – это мир идей. У каждой вещи есть свой прообраз, образец – идея. Идеи вечны, неизменны, прекрасны, совершенны. Вещи - только копии, тени, отблески, отпечатки идей. Вещь – материальное воплощение идеи. Вещь стремится к своей идее, но никогда её не достигает. «Копия всегда хуже оригинала». Так как идеи нематериальны, воспринять и познать их чувствами невозможно. Но можно и нужно познавать их разумом (умо-зрением). В этом и состоит предназначение философии.

Философское учение Аристотеля: проблемы и их решение.

Аристотель, будучи в молодости учеником Платона, позднее резко разошёлся с ним во взглядах (отсюда пошёл знаменитый афоризм: «Платон мне друг, но истина дороже»). Прежде всего он критиковал платоновское учение об идеях, считая это ненужным удвоением мира.

По Аристотелю сущность любой вещи определяется исключительно земными причинами, и всего этих причин четыре:

1) материальная (материя) – то, из чего состоит вещь; 2) формальная (форма) – то, как устроена вещь; 3) движущая – то, благодаря кому возникла вещь; 4) целевая – то, для чего сделана вещь.

Форма организовывает пассивную материю и делает вещь действительностью. Сама по себе материя – только возможность вещи (потенциальное бытие). Оформленная материя, т.е. действительная вещь, - актуальное бытие. Главная категория бытия – сущность (субстанция). Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь? ». Сущность – основа вещи, её целостности и единства. Сущность указывает нечто устойчивое, неизменное, единое и неделимое в предмете.

Верховной сущностью является Мировой Ум (Перводвигатель, Бог). ОН есть чистая, абсолютная форма вне и без материи. Поэтому он есть вечное актуальное бытие, в нём – ноль возможности (потенциальности). Соответственно на земле высшей ценностью является знание как попытка человека приблизиться к Мировому Уму.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  2. I. Автоматизации функциональных задач в государственном и региональном управлении.
  3. I. Обучение перемещениям—20 мин.
  4. II. Древнейший государственный строй
  5. II. Обучение верхней передаче двумя руками—40 мин.
  6. II. Обучение верхней передаче—20 мин.
  7. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  8. III Изучение отношения потребителей к определенной марке товара
  9. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  10. III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
  11. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  12. III. Технология проведения государственной кадастровой оценки земель поселений


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь