Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление классической науки и исследовательские программы Нового времени.



ВНИМАНИЕ: здесь и далее под новым временем авторы преимущественно понимаются только XVI-XVII века.

В философии нового времени царит наукоцентризм (наука главнее всего, при этом она свободна от веры и умозрительного философствования), а также рационализм (научный разум – высшая инстанция, а эксперимент – источник и способ проверки знаний). Якобы торжествует деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся мирские законы, для использования их в преобразованиях мира. Философию озадачивают разработкой метода познания.

Отсюда четыре исследовательские программы (2 философско-методические и 2 научные):

1) Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию; очищение сознания от примесей (общественных предрассудков - «идолов рода, пещеры, рынка и театра»).

2) Рационализм (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) – критерий истины в сознании (факт «я мыслю» - образец достоверности), признаются врожденные идеи и дедукция в качестве стержневого метода приобретения знаний.

3) Атомистическая программа (Гассенди и Бойль) – мир из микроэлементов и их сочетаний.

4) Механистическая программа (Ньютон) – мир большой механизм, познаваемый через опыт, индуктивное выведение законов и дедуктивные выводы, проверяемые на практике.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 9 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Становление классической науки и особенности философии Нового времени».

 

Социально-политические концепции философии Просвещения.

Речь преимущественно о XVIII в. Выделяют английское, французское, немецкое, американское и русское просвещение.

Просвещение в целом антиклерикально (антицерковно), антисословно, свободомысляще, либерально-демократично, выступает за научный и социальный прогресс. Его центр – «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д`Аламбера и Дидро. Цели – преобразование мира со знанием дела, просвещение и воспитание человека.

Главные социально-политические концепции:

Теория естественного права (неотъемлемых прав) – есть, мол, прирожденные права на свободу, равенство, собственность, счастье и т.п.

Теория общественного договора – общество формируется по договоренности (действительной или условной - молчаливо признаваемой) между гражданами (гражданами и властителями). У Гоббса государство (лучше абсолютная монархия) призвано договором пресекать «войну всех против всех». У Локка государство обязывается по договору защищать свободу, собственность и другие права, причем власть подлежит свержению за плохую работу.

Понятие «Гражданское состояние» (заменено понятием «гражданское общество» в конце XVIII в.). Это, мол, – созданные правом и моралью условия для максимальной реализации частных интересов.

Все эти концепции способствовали торжеству буржуазии, в том числе через Великую Французскую революцию и Войну за независимость США.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

- краткий конспект «Рассуждения о методе» Р. Декарта;

- реферат «Наука традиционных, техногенных и постиндустриальных цивилизаций»

- ответ № 8 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии».

 

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ неплохо дополняет ответ на вопрос № 9 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Становление классической науки и особенности философии Нового времени».

 

Классическая немецкая философия: специфика и круг проблем.

Период – 1770-1831 гг. Лица: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Высшая форма классического рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.

Разнообразие: дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.

Кант усомнился в познаваемости объекта, исследовал способности разума. Якобы выявил, что знание производно и от субъекта. По Канту «феномены» (то, что в нас) известны – «ноумены» (то, что вне нас) нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие суждения – всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и реальности, а также ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.

Фихте, Шеллинг, Гегель якобы искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые по причине своей всеобщности не могут прийти через ограниченные человеческие чувства.

Диалектика Гегеля – универсальная логика становления и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к их всеобщей, конкретной системе.

Фейербах доказал, что Абсолютный разум Гегеля – есть выхолощенный разум человека и занялся человеком как реальной основой всякого философствования.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:

- реферат «Из немецкой классической философии»;

- ответ № 8 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии».

 

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 10 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Немецкая классическая философия и ее культурно-историческое значение».

 

Русская философия: основные темы и тенденции развития

Кристаллизация духовной русской культуры в целом. Пространство встречи Востока (община и сильная власть, основанная не на законе, а на воле монарха) и Запада (христианских и гуманистических ценностей).

Предыстория: в России X-XIX вв. философское знание подчинено религиозной практике.

Основные темы (черты):

- мир – царство Софии, единства любви и премудрости (это называется «русский онтологизм»);

- антропологизм и психологизм (в центре внимания «внутренний мир» и подвижничество – идеал личного поведения);

- нужна справедливая истина (правда);

- ориентированность на мир должного;

- вера в мессианство русского народа.

Собственно русская философия сформировалась в середине XIX века. Началось якобы с писем Чаадаева. Потом в 40-60-е годы спор западников со славянофилами. В итоге философия всеединства Владимира Соловьева, объединившая позиции Запада и Востока, разум и веру.

На рубеже XIX-XX веков философский ренессанс:

- философия всеединства (Флоренский, Булгаков);

- русский космизм (Вернадский, Циолковский);

- все стратегии мировой философии, особенно будущие - экзистенциально-феноменологические;

- марксизм (Плеханов, Ленин).

Октябрьская революция подчинила философию марксистко-ленинской идеологии. Но с 90-х годов ХХ в. идет возрождение всех направлений.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

- ответ № 10 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии»;

- статью «Империя Петра Великого»;

- реферат «Девять философских тем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»;

- реферат «Основные направления общественной мысли в России в 40-50-е годы XIX в.»;

- сборник материалов «Николай Гаврилович Чернышевский»;

- заметку «Н.А. Бердяев»;

- заметку «С.Л. Франк».

 

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 15 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Особенности русской и белорусской философской традиции».

 

Философская мысль Беларуси.

Здесь «белорусскость» - географически-территориальная привязка.

Этапы:

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.

2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский. Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский. Сапега.

3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): поддержка господства ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.

4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).

5) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).

6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

- главу 7 реферата по истории Возрождения;

- ответ № 9 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии».

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вторую часть вопроса № 15 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Особенности русской и белорусской философской традиции».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь