Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Практическое занятие 1: Древнегреческий эпос.
Практическое занятие 1: Древнегреческий эпос. Вопросы для обсуждения: 1. Виды эпоса: героический, дидактический, героико-комический. Ознакомьтесь с отрывком из работы Е.М. Мелетинского, (см. список дополнительной литературы к занятию, с. 423-425), найдите и выпишите в тетрадь данное им определение понятия «героический эпос». Докажите правомерность такого определения. 2. Основное черты эпического стиля (эпитеты, формулы, гиперболы, развернутые сравнения, сознательная архаизация, хронологическая несовместимость). Выделите в поэмах Гомера примеры использования различных эпических сказаний, умейте привести примеры с использованием текста поэм. Рассмотрите поэтическую технику эпоса, приведите примеры эпитетов, гипербол, развернутых сравнений и т.д. 3. Историческая основа гомеровского эпоса. 4. Поэмы Гомера как классические образцы героического эпоса. 5. «Гомеровский вопрос». Основные теории. Наизусть: отрывок (первые 11 строк) из «Илиады» (пер. Гнедича) Список обязательных терминов и понятий: эпос, архаический эпос, абсолютная эпическая дистанция, абсолютное прошлое, гомеровский вопрос, героический эпос, эпитет, формула, гипербола, развернутые сравнения Основная литература: 1. Гомер. Илиада. Пер. Н.И. Гнедича (любое издание). 2. Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского (любое издание). 3. Гиленсон Б.А. Античная литература: Древняя Греция. Кн. 1. Древний Рим. Кн. 2. — М.: Флинта, Наука, 2011. 4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции (любое издание). 5. Никола М.И. Античная литература: Практикум. — М.: Флинта, Наука, 2001. Дополнительная литература: 1. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 тт. - М., 1992, т. 1. 2. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. – М., 1963. 3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1982, изд. 5-е, с.47-93. 4. Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. – М., 1991. 5. Шталь И.В. Гомеровский эпос. – М., 1975. 6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, гл. IV. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 23-178. Практическое занятие 2: Древнегреческий театр; Трагедийное мастерство Софокла. Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика творчества Софокла – «любимца богов». 2. Трагедия Софокла «Эдип-царь»: герой, конфликт, проблемы: а) миф и его развертывание в трагедии, особенности композиции трагедии, роль и смысл инверсии; б) конфликт трагедии: кто или что противостоит Эдипу?; в) проблема знания: что знает человек о себе? Каков путь Эдипа к истине?; г) проблема вины и ответственности. Как её решает Эдип? Докажите, что трагедия Софокла «Эдип – царь» может служить яркой иллюстрацией мысли Аристотеля о том, что фабулой трагедии является «переход от счастья к несчастью». Приведите примеры трагической иронии в трагедии «Эдип-царь». 3. Трагедия «Эдип в Колоне». Образ Эдипа – много страдающего и искупившего свою вину человека. 5. Аристотель о строении античной трагедии и произведениях Софокла. Список обязательных терминов и понятий: Трагический конфликт, трагический герой, сюжет, фабула, драма, комедия, античная трагедия. Основная литература: 1• Гиленсон Б.А. Античная литература: Древняя Греция. Кн. 1. Древний Рим. Кн. 2. — М.: Флинта, Наука, 2011. 2. Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф. Зелинского. – М., 1990 (Литературные памятники). Дополнительная литература: 1. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., 1990. http 2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы. / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - 5-е изд., дораб. - М.: ЧеРо, 1997. 3. Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства.- М., 1990. С.5-29 4. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона»: Учеб. Пособие. – 1986. Практическое занятие 3. Мифопоэтическая модель мира германо-скандинавских народов. Архаический и героический эпос Средневековья Вопросы для обсуждения: 1. Мифопоэтическая модель мира германо-скандинавских народов. Иггдрасиль: его основные уровни и их обитатели. 2. Космогонические и эсхатологические мифы германо-скандинавских народов народов. Рагнарек 3. Тотемические, антропогонические и героические мифы германо-скандинавских народов. 4. «Героический век» в Исландии. Роль Исландии в сохранении мифологического эпоса германо-скандинавских народов. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как один из основных источников сведений о мифологии германо-скандинавских народов. 5. Типологические признаки героического эпоса. Историческая основа героических эпосов. Причины расхождения исторических фактов и образов художественного произведения («Песнь о Роланде»). Проблема наличия-отсутствия прототипов (Карл, Роланд, Оливье, Ганелон). 6. Оппозиция короля и героя в героическом эпосе. Основной конфликт в «Песни о Роланде». Принципы его реализации в художественном мире «Песни...» Характер финала в «Песни...» 7. Антитеза как ведущий композиционный принцип построения «Песни о Роланде». Принцип контраста в организации образной системы «Песни...». 8. Отношения вассала и сеньора как источник противоречий и конфликтов. Три концепции вассальной службы в «Песни о Роланде» 9. Полемика о происхождении героического эпоса (концепции индивидуалистов и традиционалистов).
Список обязательных терминов и понятий: Древо мировое, космогонические мифы, демиург, время мифическое, пространство мифологическое, сакральный, профанный, сага, мифопоэтическая модель мира, хронотоп, забегание вперед, постоянный эпитет, историческая инверсия, оппозиция «король-герой», архетип, ретардация, подхватывание Литература: Основная: 1. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1975 (БВЛ). 2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. (БВЛ) 3. Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. – Саранск, 1999. 4. Бондаренко Г. В. Мифология пространства средневековой Ирландии. – М., 2003. 5. Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб. -М., 2001. 6. Бахтин М. М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа) //infolio. Электронная библиотека. 7. Гуревич А. Я. Хронотоп «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990. 8. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. - М. -Л., 1962. 9. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995. 10. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XY веков. – М., 1986. 11. Смирнов А. А. Кто был автором «Песни о Роланде»? // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. - М. -Л., 1965. - С. 67-76. 12. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М., 1984. 13. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968. 14. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. – М., 1979
Дополнительная: 1. Кендрик Т. Д. Друиды. – СПб., 2007. 2. Кельтская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М., 2003. 3. Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М., 2003. 4. Левин Ю. Д. Оссиан в русской литературе. – Л., 1980. 5. Леру Ф. Друиды. - СПб., 2001. 6. Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. – Л., 1967. 7. Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. – М. –Л., 1962. 3. Скандинавская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М., 2004.
Литература 1. Данте Алигъери. Новая жизнь. Божественная комедия. - М., 1967. (БВЛ) (пер. М. Л. Лозинского). 2. Данте. Малые произведения. - М., 1968. 3. Данте. Божественная комедия. - М., 1968. (ЛП) 4. Данте Алигьери. Божественная комедия. (пер. А. Илюшина). – М., 2000. (ШБ). Андреев М. Л. Данте. //История литераутры Италии. В 3 т. Т. 1. «Средние века». – М., 2000. С. 307-367. 2. Ауэрбах Э. Фарината и Кавальканти.// Ауэрбах Э. Мимесис. –М., 1976. С. 182-211. 3. Баткин А. Данте и его время. Поэт и политика. - М., 1965. 4. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. - М., 1971. 5. Дживелегов А. К. Начало итальянского Возрождения // Работа размещена на сайте: http: //svr-lit.niv.ru/. 6. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М., 1990. 7. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1990. -Т. 2. - С. 214-256. Асоян А. А. Данте и русская литература. – Свердловск, 1989. 2. Елина Н. Г. Данте. Критико-биографический очерк. - М., 1965. Илюшин А. Данте. - М., 1990. 4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970. Штайн К. Э. Язык. Поэзия. Гармония. - Ставрополь, 1989. 6. Шубников А. Б., Копщик В. А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972.
Литература Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон (перевод Д.К.Петрова) // Педро Кальдерон де ла Барка Драмы. В двух книгах. Книга вторая Издание подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко " Литературные памятники", М., " Наука", 1989. Основная: 1 Кальдерон П. Пьесы / Сост., вст. ст. Н. Б.Томашевского. – М.: «Художественная литература», 1961. – Т. 1. – 285 с. – Т. 2. – 300 с. 2 Штейн А.А. Литература испанского барокко. – М.: Флинта, 1998. – 230 с. 3 Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. – М.: Флинта, 2002. – 233 с. 4 Плавскин З.И. Испанская литература 17 – середины 19 века. – М.: Владос, 2001. – С. 10 – 35. 5 Испанский театр / Сост., вст. ст. Н.Б.Томашевского. – М.: Классика плюс, 2003. – С. 5 – 40. Литература 1. Лопе де Вега. Избранные драматические произведения: В 2 т. / Пер. с исп. М. Лозинского. М., 1994. Т. 1. 2. Лопе де Вега. Избранные произведения / Пер. с исп. К. Бальмонта. М., 2003. 3. Штейн А… Л. История испанской литературы. 2-е изд., доп. и испр. М., 1994. 4. Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. XVII век. М., 2004. 5. Плавскин З. И. Лопе де Вега. 1562–1635. M.; Л., 1960. 6. Узин В. С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Веги. М., 1963. 7. Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990. 8. Штейн А. Л. Основоположник испанской драматургии // Лопе де Вега. Избранные произведения. М., 2003. (Бессмертная библиотека).
Практическое занятие 9. «Высокие» и «низкие жанры» в литературе французского классицизма (творчество Корнеля, Расина, Мольера) Вопросы для обсуждения: 1. Классицизм как художественная система. Философско-эстетические основы литературного классицизма. 2. Творчество Пьера Корнеля как вершина французской литературы первой половины и середины XVII века. Периодизация творчества П. Конеля. 3. Поэтика драмы П. Корнеля «Сид» в контексте эстетики классицизма: особенности конфликта (столкновение личного и государственного интересов) в драме; концепция образов Сида и Химены; своеобразие композиции «Сида»; художественные приемы. Своеобразие трагедии П.Корнеля, особенности героя. Новаторство «Сида» 4. Трагикомедия Корнеля «Сид» и полемика вокруг нее. Причины критики трагикомедии Корнеля «Сид» Французской Академией, содержание критики. 5. Проблема общественных и идеологических функций искусства в авторских комментариях к пьесам. 6. Место трагедий Расина в истории французского театра. «Федра» Ж.Расина как психологическая трагедия (суть конфликта и его художественное решение; источник сюжета; актуализация античного образца; рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии; образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви; характер монологов в трагедии, тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством в трагедии «Федра») 7. Творчество Жана Батиста Мольера в контексте развития французского классицизма. Эстетические взгляды Мольера. Периодизация творчества Мольера. 8. Мольер как создатель «высокой» комедии. Творческая история комедии «Тартюф». Сатирическая емкость образа Тартюфа. 9. Философская проблематика «Дон-Жуана». Образ Дон-Жуана. Особенности художественного метода в «Дон-Жуане». 10. Тема буржуазии в комедии «Мещанин во дворянстве». Историческое значение художественного наследия Мольера. Практическое занятие 1: Древнегреческий эпос. Вопросы для обсуждения: 1. Виды эпоса: героический, дидактический, героико-комический. Ознакомьтесь с отрывком из работы Е.М. Мелетинского, (см. список дополнительной литературы к занятию, с. 423-425), найдите и выпишите в тетрадь данное им определение понятия «героический эпос». Докажите правомерность такого определения. 2. Основное черты эпического стиля (эпитеты, формулы, гиперболы, развернутые сравнения, сознательная архаизация, хронологическая несовместимость). Выделите в поэмах Гомера примеры использования различных эпических сказаний, умейте привести примеры с использованием текста поэм. Рассмотрите поэтическую технику эпоса, приведите примеры эпитетов, гипербол, развернутых сравнений и т.д. 3. Историческая основа гомеровского эпоса. 4. Поэмы Гомера как классические образцы героического эпоса. 5. «Гомеровский вопрос». Основные теории. Наизусть: отрывок (первые 11 строк) из «Илиады» (пер. Гнедича) Список обязательных терминов и понятий: эпос, архаический эпос, абсолютная эпическая дистанция, абсолютное прошлое, гомеровский вопрос, героический эпос, эпитет, формула, гипербола, развернутые сравнения Основная литература: 1. Гомер. Илиада. Пер. Н.И. Гнедича (любое издание). 2. Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского (любое издание). 3. Гиленсон Б.А. Античная литература: Древняя Греция. Кн. 1. Древний Рим. Кн. 2. — М.: Флинта, Наука, 2011. 4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции (любое издание). 5. Никола М.И. Античная литература: Практикум. — М.: Флинта, Наука, 2001. Дополнительная литература: 1. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 тт. - М., 1992, т. 1. 2. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. – М., 1963. 3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1982, изд. 5-е, с.47-93. 4. Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. – М., 1991. 5. Шталь И.В. Гомеровский эпос. – М., 1975. 6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, гл. IV. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 23-178. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы