Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности культуры Древней Руси в XII - XIII веках



Распад Древнерусского государства и образование местных центров культуры привел к дальнейшему развитию русской культуры, появлению собственных культурных традиций. В XII - XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир – на – Клязьме, Галич. В каждом из этих центров стали формироваться свои особенности, отражавшие местные традиции.

Значительное место в духовной жизни Руси продолжает занимать церковная переводная литература. Переводятся также и научная литература того времени. Идет накопление научных знаний по математике, механике, астрономии, химии, географии. Образованный человек на Руси имел представление о Европе, Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте.

На Руси появились свои врачеватели, лечьци. Самым известным из них был монах Киево-Печерской лавры Агапит.

Литература.

Первый общерусский летописный свод, «Повесть временных лет» был создан около 1113 года монахом Нестором. Начинается новый период в истории русского летописания. Местные летописцы, прежде всего, уделяли внимание о событиях происходящих на своей земле. Они отражали интересы своих князей. Так Владимиро-суздальские летописцы представляли владимирских князей как преемников князей киевских. Своеобразием отличались Новгородские летописи, в которых личность князей отходила на второй план.

Возникают новые жанры литературы. – поучения. «Поучение детям» Владимира Мономаха, в котором проявляется идея укрепления единства Древнерусского государства, стало одним из самых читаемых произведений.

Появляются произведения, в которых ставятся вопросы, связанные с княжеской властью. «Слово…» и «Моление» Даниила Заточника. Автор книги сторонник сильной княжеской власти. Он создает идеальный образ князя, защитника всех обездоленных, который сможет установить твердый порядок и оградить простых людей от произвола бояр. Только сильный князь сможет оградить страну от внешних врагов.

Одним из наиболее значительных произведений этого периода является «Слово о полку Игореве». Автор этого произведения легендарный Боян, вполне возможно легендарная личность. В основу «Слова» положены события связанные с походом Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев. Автор четко называет причины страданий народа и призывает князей прекратить распри. По мотивам «Слова…» великий русский ученый-химик и композитор А.П.Бородин написал оперу «Князь Игорь».

Зодчество

Наиболее зримо местный культурные традиции и колорит проявился в архитектуре. Каменное зодчество в Великом Новгороде, утратив былую монументальность, в своей простоте стало крайне выразительным, вписываясь в окружающий пейзаж. Таковой стала церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, расписанная фресками, на одной из которых был изображен князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского.

В роскошном и помпезном духе построен Успенский собор во Владимире. Андрей Боголюбский велел строить собор выше Киевской Софии. Храм стал самой высокой постройкой на Руси, 32 метра. Одним из шедевров архитектуры Руси стал храм Покрова на Нерли, которую назвали «поэмой из камня». Во Владимире были построены Золотые ворота, парадный въезд в город. В 1158 году Андрей Боголюбский заложил свою роскошную резиденцию в Боголюбове, двухэтажный каменный дворец, храм, крытые, на высоких башнях переходы и две лестничные башни.

В конце XII века во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо был построен одноглавый Дмитриевский собор. (Дмитрий второе, христианское имя Всеволода). Стены храма были украшены каменной резьбой, более 500 фигурок людей, птиц, животных, фантастических существ. Внутри стены храма были расписаны фресками.

Живопись

В церковном искусстве все больше стали присутствовать бытовые сюжеты. На иконах святые иногда очень похожи на князей заказчиков. Так на иконе Дмитрия Солунского, покровителя Всеволода Большое Гнездо, по-видимому изображен сам князь.

В период политической раздробленности Руси русская культура переживала подъем. Местные различия обогащали русскую культуру. В то же время рсский народ не утратил своего культурного единства.

Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским игом. Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

Русская культура в XIV - XVI веках

Со второй половины XIV века одновременно с хозяйственным подъемом начинается культурное возрождение Руси. Начинается преодоление культурной разобщенности русских земель и проявляются элементы и своеобразие единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни перемещается в Москву, возглавившую борьбу с золотоордынским игом. Создание единого государства вызвала культурный взлет России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения имевшиеся в отдельных русских землях. Одновременно в процессе становления единой русской культуры шло освобождение от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.

Начинают устанавливаться культурные связи с Европой.

Просвещение

В XIV веке на Русь стали завозить бумагу. Стали дешеветь книги. На смену «уставу» приходит новое написание букв «полуустав», беглое и свободное письмо. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Решением Стоглавого собора в Москве, при церквях и монастырях открываются училища.

Важнейшим событием стало возникновение российского книгопечатания. В 1564 году в Москве, на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую печатную книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» - книга для обучения грамоте.

Устное народное творчество

Большого расцвета достиг, героический былинный эпос. Главным героем в нем стал Владимир Красное Солнышко. Своеобразные новгородские былины говорили о купце Василии Буслаевиче и богатом госте Садко.

Появляется новый жанр устного народного творчества – исторические песни. «Песня об Авдотье-Рязаночке», которая освобождает из ордынского плена жителей Рязани. «Песня о Щелкане Дудентьевиче» рассказывает о восстании в Рвери в 1327 году против баскака Чолхана.

Много песен было посвящено Ивану Грозному. Народ одобрял борьбу царя с боярством. Множество песен были посвящены взятию Казани. Целый цикл песен был посвящен покорителю Сибири Ермаку Тимофеевичу.

Литература XIV – XV веков

Центральной темой в русской литературе этого периода была борьба против иноземных захватчиков. Одним из значительных произведения является «Повесть о разорении Рязани Батыем », в которой говорится о подвиге Евпатия Коловрата.

Важнейшими произведениями этого времени были «Задонщина» рязанского боярина Софония Рязанца, и «Сказание о Мамаевом побоище». Эти произведения стали основой идеологического возрождения России.

Огромный интерес в России вызвала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», который в 1466 году с торговыми целями посетил страны Востока и Индию.

Общерусское летописание

Возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позиции единства Руси стала составленная в Москве в начале XV века – Троицкая летопись.

В 1418 при участии митрополита Фотия составляется новая летопись, главной идеей которой был союз великокняжеской власти с городским населением.

Московская летопись 1479 года была одной из самых значительных произведений русского летописания.

Русская литература XVI века

Важнейшим произведением этого периода было «Сказание о князьях владимирских». Автор его не известен. В сказании говорится о происхождении рода московских государей от императора Рима Августа и передаче регалий царской власти Константином Мономахом.

Публицистика

Челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых предвосхищается ход реформ Избранной рады. В них он говорит об укреплении самодержавной власти царя.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, бежавшим из России в 1564 году. Иван Грозный отстаивает идею божественного происхождения самодержавной власти, Курбский, в своей книге «Истории о великом князе московском» ставит вопрос о монархе который правит совместно с выборным органом, представляющим все слои населения страны.

Особое место занимает выпущенный в 1512, первый русский перевод Хронографа – сборника сочинение по всемирной истории.

«Четьи-минеи» -четьи книги для чтения, Минеи – сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их следует читать. Созданы при митрополите Макарии, и являлись церковно-литературной энциклопедией русского общества.

В «Домострое» попа Сильвестра, написанном в XVI веке были собраны наставления на каждый день жизни, содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, религиозных и семейных норм, являлся своеобразной энциклопедией русского быта.

Создание единого государства и избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры. Главной темой литературных произведений становятся не только борьба с захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2584; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь