Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русское зодчество в XIV – XV веках



В конце XIII в ека возобновилось каменное зодчество. Построен Спасо-Преображенский собор в Твери. В XIV веке в Новгороде построены церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Крупное строительство шло в Новгороде в XV веке.

В 1433 – немецкие и новгородские мастера построили в Новгородском Кремле Грановитую палату, предназначенную для торжественных приемов и заседаний Совета господ.

В 1330 году построена крепость в Изборске, ставшая одной из крупнейших военных сооружений на Руси.

В 1325-1340 годах Иван Калита, после переезда в Москву митрополита Петра, строит– Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Свидетельством растущего могущества Москвы стало сооружение в 1367 - белокаменного Кремля. НаканунеКуликовой битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все Московские храмы.

Постройки создавались в духе владимирского зодчества, чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.

Образование единого централизованного государства поставило Москву в особое положение. Превратившись в столицу Русского государства, резиденцию Великих князей всея Руси, Москва стала центром русского зодчества.

В Москву приглашались лучшие русские мастера, зодчие из за границы. Итальянские зодчие привезли в Россию новый строительный материал – кирпич. Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянских зодчих в 80-х годах строятся стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы в Москве. В Архангельский собор при Василии III будут перенесены и захоронены останки правителей.

Архитекторы Марко Руффо, Пиетро Антонию Солари построили в Кремле Грановитую палату, выложенную снаружи граненным белым камнем.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества.

Архитектура Московского государства в XVI веке

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы России. Появились специальные органы, занимавшиеся архитектурой Москвы – Городовой приказ и Приказ каменных дел.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, государственные учреждения – Печатный и Посольский дворы, строятся здания приказов.

Сочетание столичного каменного зодчества и русского народного деревянного зодчества привело к появлению шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1632 году в честь рождения Ивана Грозного.

В 1524 году был построен Новодевичий монастырь в честь взятия Смоленска.

Вершиной русского зодчества стал Покровский собор, (храм Василия Блаженного, юродивого похороненного у его стен) построенный в 1556-1560 годах в честь взятия Казани. Строители храма, русские архитекторы Барма и Постник, согласно легенде были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли построить нечто подобное в других городах.

Русская живопись в XIV веке

Феофан Грек – работал в начале в Новгороде затем в Москве. Приехал из Византии в 70-х годах XIV века. Одной из лучших работ считается фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Самобытным творением считается икона Донской богоматери. В Москве он расписал церковь Рождества, Кремлевский терем князя Василия I, фрески для Архангельского собора. Главным его творением стал иконостас для Благовещенского собора.

Русская живопись в XV – XVI веках

Наиболее ярким представителем русской национальной живописи был Андрей Рублев, монах Троице – Сергиева а затем Спасо – Андроникова монастырей. В 1405 году он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Кремле. В 1408 году с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, после чего украсили фресками собор Троице – Сергиева монастыря. Самая известная работа Андрея Рублева – икона «Святая Троица».

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV начала XVI веков был князь, ставший монахом Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.

В середине XVI века в Москве была написана огромная икона – картина «Церковь воинствующая». На ней изображены: торжественное шествие русского войска во главе с Иваном Грозным, князь Владимир Святославович с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской, Архангел Михаил. В центре фигура императора Константина, с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Икона Церковь воинствующая посвященная взятию Казани.

Основные тенденции развития русской культуры в XVII веке

Образование

В XVII веке возникла потребность в широком распространении грамотности. Это обуславливалось ростом государственного аппарата, как в центре, так и на местах, возобновление связей с иностранными государствами, оживлением торговли и промышленности.

Самой распространенной формой образования было домашнее обучение. Назрела необходимость в создании сети школ. Они открывались в монастырях. В качестве учителей приглашались ученые - монахи из Речи Посполитой. В Москву для обучения детей Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. По его предложению в 1665 году в Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа.

В 1687 году братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно – Греко – латинское училище (позже академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий

Книгопечатание

Во второй половине XVII века Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, 150 тысяч церковных учебных книг.

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века – «Синопсис», по которой в XVIII веке изучалась история России.

Литература

Литература в XVII веке перестала быть только церковной. Стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры, сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались феодальные порядки, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала неспособных к труду детей дворян.

Из наиболее популярного жанра жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть, «Повесть об Улиании Осорьиной».

Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума.

Архитектура

Одним из самых ярких памятников архитектуры стал Теремной дворец Московского Кремля построенный для Михаила Федоровича в 1635-1636 годах архитекторами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Г.Шарутиным, Л.Ушаковым.

Другим выдающимся памятником был летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Дворец этот простоял до правления Екатерины II и был разобран для реставрации, но так и не был отреставрирован.

«Дивной» назвали Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Строгановых в 1647-1650 годах была построена в Ярославле церковь Ильи Пророка.

В течение почти сорока лет (1656 - 1694) шло строительство комплекса Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха.

В 70-80-х годах XVII века был построен ансамбль Ростовского кремля, где звучали самые знатные на Руси колокола.

Большую реконструкцию перенес и Московский Кремль. Архитектор Б.Огурцов в 1624-1625 годах надстроил над Спасской башней еще один ярус где мастером Х.Галовеем были установлены большие часы. Была обновлена главная площадь страны, получившая название Красная площадь.

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных домов.

В конце XVII века появился новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Наиболее ярким примером нарышкинского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Живопись

Произведения живописи в XVII веке представлены в основном иконами. Выдающимся мастером живописи был Симеон Ушаков (1626 - 1686) Наиболее известным его произведением был «Спас Нерукотворный»

Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. В первой половине XVII века парсуны писались в старой иконописной манере, яичными красками на доске, то во второй половине века писали маслом на холстах.

Театр

Новым явлением русской культуры стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра пастора Готфрида Грегори. До этого театральное действие разыгрывалось на ярмарках скоморохами и лицедеями для толпы.

Пастор собрал труппу из 60 иностранцев, в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Спектакль «Пещное действо» царь смотрел в течение нескольких часов. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 10096; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь