Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос № 5. Религиозная идеология и религиозная психология – 30 мин. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Организационно-методические указания Действия руководителя: 1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки. 2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов. 3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов. Действия студентов: 1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты. 2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы. 3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Религиозная психология и религиозная идеология обладают как общими, так и специфическими чертами. Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элементы надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности. Содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия. В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются последовательными ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии. С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии — колдунов, знахарей, магов, шаманов. В процесс стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме. Заключительная часть – 10 мин. Организационно-методические указания Действия руководителя: 1. Напоминает тему и цели занятия. 2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших. 3. Делает заключение о достижении целей занятия. 4. Объявляет задание на самоподготовку: Изучить учебник «Религиоведение» стр.8-12, «Религиозные традиции мира» стр. 7-10
Действия студентов: 1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия. 2. Записывают задание на самоподготовку.
Преподаватель военной кафедры Ст. лейтенант запаса Д. Кузаиров Занятие № 2. Религиозный культ - 4 часа
Цели (воспитательные и учебные): Изучить: воспитать нравственные понятия военнослужащего ознакомить студентов с понятиями религиозного культа.
Место проведения и вид занятия: класс, групповое Материальное обеспечение: Презентация по теме занятия. Компьютер с видеопроектором. Плакаты, стенды, учебное пособие.
Организация занятия и расчет времени:
Вводная часть – 10 мин. Организационно-методические указания Действия руководителя: 1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям. 2. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы. Действия студентов: 1. Слушают руководителя. 2. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.
Основная часть – 180 мин. Вопрос № 1. Религиозный культ. Виды культовых действий. Функции религиозного культа – 45 мин. Организационно-методические указания Действия руководителя: 1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки. 2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов. 3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов. Действия студентов: 1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты. 2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы. 3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Религио́ зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Функции религиозного культа Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют - религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призвано не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение. За время своего существования религия накопила огромный опыт воздействия на психику людей. Она использовала в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя реальными психологическими механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся. Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим. Таким образом, культ выполняет ряд взаимосвязанных функций. Конкретные формы их реализации в различных религиях не одинаковы. Так, католицизм и православие сохраняют верность пышной театрализованной обрядности. Они широко используют искусство. Богато украшенные храмы, музыка, пение призваны пробуждать и усиливать религиозные чувства верующих. В некоторых направлениях протестантизма обряды носят более скромный и строгий характер: сокращено число таинств и праздником, упрощено богослужение. Однако не следует думать, что культ в этих направленных перестал играть важную роль. Протестантизм, упростив внешнюю сторону культа, перенес центр тяжести религии в сферу индивидуальных форм общения верующего с богом — молитв, покаяния, мистические откровения. Культ является наиболее консервативным элементом религии. Многократно повторяясь, он приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек, которые сохраняются длительное время. Среди современных верующих нередко можно встретить людей с весьма размытыми, в значительной степени утраченными религиозными представлениями, для которых культ как привычная форма поведения является единственной связующей нитью с религией. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1600; Нарушение авторского права страницы