Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и доктрина структурной психосоматикиСтр 1 из 26Следующая ⇒
Основные положения подхода
Одним из заблуждений антропологии является ставшее уже культуральным штампом разделение нерасчленимого единства человеческого существа на ряд якобы независимых слоев, которым в разных традициях приписываются несколько разные свойства и названия типа «дух», «душа» и «тело», «пневма», «псюше» и «сома», «грубое» и «тонкие» тела и т. д.; у некоторых авторов количество подобных сущностей, полагаемых независимыми, превышает десяток. Соответственно, дробится и взгляд на предмет исследования, что порождает множество «независимых» или трудносовместимых дисциплин со своими языками описания, методами анализа и коррекции - таких, как физиология, психология, оккультные («тайные») науки и т. д. Подход, положивший начало структурной психосоматике в качестве самостоятельного теоретического и практического направления, основан на прямо противоположном утверждении.
Назовем это высказывание психосоматическим постулатом. Как будет ясно из дальнейшего, подобная формулировка носит «мягкий», или «предварительный», характер, но уже она, вкупе с последовательным структурным анализом, дает очень хорошие результаты, которые могут быть распространены на самые различные области антропологии - от клинической физиологии до теории искусства. Интересно, что уже на этом этапе исследований возникают важные мировоззренческие, математические и естественнонаучные следствия. Этому можно дать объяснение как в рамках сугубо линейных представлений, так и с точки зрения принципиально нелинейной совокупной картины Мироздания; частью ее является и Активное Сознание, проявляющееся, в том числе, и в форме человеческого существа. Линейное мышление обнаруживает, что Активное Сознание принципиально не имеет иного инструмента познания, кроме собственного существа. Даже тогда, когда речь идет о приборных методах исследования, все сводится, в конечном счете, все к той же работе аппарата перцепции в совокупности с центральными механизмами анализа и обобщения. Это же касается и абстрактных областей знания; так, математика, по существу, целиком сводится к выявлению и формализации внутренних механизмов мышления. Следствием сказанного является тот внешне простой, но на самом деле нетривиальный вывод, что исследователь всегда имеет дело с некоторой неразрывной системой, неизменно включающей в себя и его самого. Таким образом, любой акт познания, даже такой простой, как измерение листа бумаги линейкой, предстает перед нами как процесс, на одном полюсе которого расположен определенный факт, а на другом - «внутренняя проекция», образ этого факта; связующим звеном является само измерение и его дальнейшее абстрагирование. В некоторых культурах указанный феномен осознавался значительно четче - скажем, в древнеиндийской культуре самый язык ее (санскрит) допускает передачу отображаемого объекта, процесса отражения и образа отраженного объекта одним и тем же словом (например, зримого предмета, феномена зрения, зрительного образа. Разные науки сосредотачивают внимание на разных участках этого процесса (физика - на свойствах «внешнего» мира, психология на «внутренних» образах, психофизика - на механизмах перцепции), таким образом, возникает иллюзия изолированности разных областей знания и формируется по неизбежности фрагментарная картина Мира, которая и выдается за истинную. Кстати, именно явление, связанное с процессом зрения, -цвет - может служить здесь хорошим примером. Действительно, мы имеем физическую теорию цвета, восходящую к Ньютону, и психофизическую теорию цветовосприятия, восходящую к Гете. И там, и там мы находим законы смешения цветов, но они разные, поскольку разной является точка отсчета. Нам надо знать и те, и другие законы, и совершенно неправильно пытаться установить, какие из них «более истинны», - это непродуктивная постановка вопроса. Но если какие-либо абстрактные, скажем, математические, построения оказываются на деле применимы к реальным феноменам Вселенной, то это свидетельствует как раз о единстве Мироздания, общности его структуры и законов и принадлежности процессов отражения этих законов Активным Сознанием к тому же классу естественных природных процессов. Об этом же свидетельствует и возможность изложения наблюдаемых фактов средствами моделирования, созданными Активным Сознанием, - будь то бытовая речь, образный язык искусства, формальные построения математики или какая-нибудь аналоговая процессуальная модель. Таким образом, Активное Сознание - для самого себя, а для нас, людей, человек действительно оказывается мерой всех вещей и не потому, что является центром Вселенной или чем-то избранным, исключительным в ряду других вселенских феноменов, а потому, что только этой мерой мы и располагаем. Поэтому изучение человеческого существа как единства среды, процессов отражения-отреагирования, механизмов анализа, обобщения и деятельности как единства тела, души и духа во всех их проявлениях от физиологии до культуры, чем, собственно, неизбежно дает ключ к многим «внешним» процессам и проявлениям. Иными словами, структура и законы внешней и внутренней деятельности человеческого существа оказываются верным отражением структуры и законов Мироздания постольку, поскольку Мироздание едино. Повторимся, что эти доводы отражают линейный подход к феноменам, связанным с Активным Сознанием, его деятельностью и позиционированием среди других универсальных феноменов. Зададимся, однако, вопросом, едва ли не бессмысленным в рамках линейных представлений, в каком смысле и каким образом почему Мироздание едино? Действительно, ведь масштабы Вселенной таковы, что исключают любые выравнивающие цепочечные взаимодействия, любой обмен веществом и энергией и даже всякий обмен управляющими сигналами, которые могли бы нивелировать условия и параметры далеко отстоящих друг от друга областей. (Конечно, если эти сигналы носят характер обычных линейных процессов, распространяющихся с конечной скоростью -пусть даже это скорость света). Однако, наблюдая разные точки неба, мы тем не менее всюду находим полную анизотропию проявлений и свойств. Это может означать только одно: Вселенная едина в смысле происхождения от единого образующего центра и реализованной в соответствие с его базовой матрицей структуры; Вселенная самоподобна или фрактальна, причем ее базовая матрица на разных уровнях организации всякий раз повторяет саму себя, - разумеется, применительно к конкретным условиям своей манифестации. Именно образовавшаяся структура обеспечивает, с одной стороны, универсальное постоянство законов и свойств, а с другой - строгую иерархичность уровней организации. Активное сознание, в том числе и человеческое существо как форма его реализации - и часть этой единой структуры, и полноценный носитель его фрактального развертывания. Иными словами, Микрокосм, т. е. человек, действительно является подобием Макрокосма, т. е. Вселенной. Начальная точка разворота фрактальной структуры Мироздания, в зависимости от мировоззрения, культуральных традиций, религиозной ориентации и языка описания может интерпретироваться как Первопричина, Большой Взрыв (Big Bang), Абсолют, Ади-Будда, Творец, Бог, Абсолютный ноль и т. д. Мы будем использовать некоторые из этих наименований, не ставя вопроса об истинной сущности этой начальной точки. Для нас важно другое: Первопричина в свернутом виде содержит в себе всю информацию о проявленном Космосе и его структуре, отдельные же феномены подчиненных уровней не могут иметь свойств и качеств, не присущих структуре в целом или ее базовой матрице. Сказанное означает, что и Абсолютный ноль, и его полная манифестация - Вселенная в целом - должны быть, среди прочего, и носителями Активного Сознания, хотя, разумеется, качество этого феномена, реализованного на разных уровнях структурной организации, различно. Тем не менее, человеческое существо, обитающее, в определенном смысле, на периферии вселенского развертывания, не уникально в качестве формы проявления Активного Сознания (или, выражаясь более распространенным языком, в качестве носителя разума). Итак,
С другой стороны,
И наконец,
Изучая структуру, функционирование и позиционирование человеческого существа, все его качества и все проявления его активности, т. е. те вопросы, которые ставит перед собой антропология, мы неизбежно вторгаемся в области, связанные с фундаментальными вопросами строения и функционирования в целом. Или, что то же самое, для того, чтобы разрешить коренные вопросы антропологии, мы должны разобраться в структурном устройстве Мироздания, принципах трансляции его базовой матрицы, законах ее эволюции и т. д. Это не значит, что структурная психосоматика пытается подменить собой физику, химию или биологию; ее предмет - именно антропология, в центре ее внимания именно человек, но она не отрывает человека ни от внешней реальности, ни от плодов его деятельности, ни от порождаемой им социальной среды - как в плане общего процесса отражения-отреагирования, так и в плане происхождения в процессе развертывания структуры Вселенной, общих закономерностей этой структуры и ее эволюции. Если такого рода исследование (а это неизбежно) выходит за узкие рамки суждений собственно о человеческом существе или даже собственно об Активном Сознании, проникая в области математики, космологии, физики и т. д., то эти побочные результаты являются, как мы видим, следствием, во-первых, того факта, что человек по сути своей - универсальная машина познания, устроенная и действующая в полном соответствии с этой своей глобальной задачей, а во-вторых, фрактального подобия Активного Сознания множеству иных Космических феноменов и Космосу в целом. Таким образом, структурная психосоматика возрождает старый тезис дельфийского храма: «Познай самого себя», -дополняя его словами: «...и ты познаешь устройство Вселенной». Речь, по большому счету, идет о призыве перенести центр тяжести исследовательской активности с изучения «внешней» реальности в область человекознания и на этой основе строить дальнейшие познавательные конструкции. Конечно, никто не думает, что современная цивилизация свернет свою естественно-научную и технологическую активность. В этом нет и особой необходимости. Но такая активность должна быть дополнена активностью другого рода, открывающей путь как к управлению самим собой, так и к новым универсальным технологиям, позволяющим через самого себя познавать окружающий мир и действовать в нем. При этом структурная психосоматика вовсе не сводится к глобальным построениям и общим рассуждениям мировоззренческого и космографического плана. Это только один ее пласт. Возникшая как прикладная дисциплина, включающая техники индивидуальной терапии (совмещающей в себе в единое целое работу с телом и «психотерапевтическую» работу, а точнее, работу с личностью и ее структурными элементами) и групповые практики, направленные на повышение «житейской» и деловой эффективности участников, она во многом таковой и осталась, но по неизбежности обратилась к прояснению собственных основ и приложению выработанных методов в смежных областях. Как уже говорилось, любая последовательная и самостоятельная концепция должна включать базовую философию, методологию, технологию и рецептурную часть, т. е., собственно, технику. Мировоззренческая основа структурной психосоматики в первом приближении обозначена достаточно ясно. Она включает в себя представления о единстве Вселенной, включающей в себя как составной и универсальный элемент Активное Сознание, о фрактальном принципе ее организации и развертывание от базовой матрицы, содержащей в себе в латентном виде все ее свойства и качества. Важнейшим утверждением структурной психосоматики на уровне доктрины является структурный постулат:
Структурный анализ человеческого существа и составляет основу методологии структурной психосоматики, которой посвящена существенная часть этой книги. Важной особенностью такого подхода является принципиальная неразличимость «внешней» и «внутренней» деятельности, точнее, осознание того факта, что любая деятельность имеет «внешнюю» и «внутреннюю» составляющую, что человек участвует в каждом акте своего существования не отдельным элементом своей структуры, а ее целокупностью - идет ли речь о вертикали «тело-душа-дух» или об оси отражения-отреагирования. То же касается и других объектов рассмотрения структурной психосоматики - человеческого общества, малых групп, культурных феноменов и т. д. Это означает, например, что в том или ином жесте участвует не только совершающая его рука, но и все структурные уровни и элементы человека, и такой жест дает исследователю информацию об их состоянии и взаимной упорядоченности. Точно так же любая внутренняя деятельность проявляется и в виде «внешних» проявлений, например, невербальных реакций, служащих маркерами, по которым такая внутренняя деятельность может быть отслежена и проанализирована. В области технологии сказанное выражается в том, что структурная психосоматика отвергает изолированную работу с отдельными структурными составляющими человеческого существа, противопоставляя ей комплексный и при этом сугубо индивидуальный подход, адресующийся одновременно к телесному уровню, психике и высшим интегративным функциям «Я» человека. Эти технологии частью восходят к традиционным, частью основываются на практике нейро-лингвистического программирования (НЛП) и различных телесно ориентированных терапевтических школ, однако претерпевают в лоне новой концепции полное переосмысление и радикальный пересмотр в области стратегии и тактики, показаний, анализа результатов и собственно техник. В частности, своеобразие психосоматического подхода выражается в отношении к так называемым «измененным состояниям сознания» в области которых, в основном, и ведется работа. Анализ показывает, что «измененные состояния» - это вовсе не «психологическая экзотика», а, напротив, основа деятельности человеческого существа и лишь самая периферия его структуры оказывается в зоне «обычных состояний», традиционно полагаемых базовыми. Отсюда особый интерес к состоянию транса и таким сопровождающим его феноменам, как раппорт, присоединение, эмпатия и т. д. Таким образом, структурная психосоматика предстает перед нами в следующих аспектах: - как теоретическая дисциплина, исследующая психосоматическое единство человеческого существа, его структуру и взаимодействия в рамках общей структуры Универсума; - как методология антропологии, поставляющая ее отраслям аналитический инструментарий и средства коррекции обнаруживающихся изъянов структуры; - как практическая технология терапии и анализа в разных областях наук о человеке - от медицины до педагогики и культурологии; - как индивидуальный путь самопознания и самосовершенствования. Последнее требует дополнительного пояснения. Структурная психосоматика во всех своих аспектах проявляет особый интерес к методам мышления, присущим глубоким логическим уровням или же сквозным по своей природе, но также обладающим повышенной эффективностью по сравнению с общераспространенными. Эти методы принципиально нелинейны и основаны на иерархии уровней организации Активного Сознания. Речь идет о таких приемах, как снятие полярности, экскурсивное мышление, третья позиция, объемное моделирование и т. д. - они будут подробно изложены в соответствующих главах этой книги. С другой стороны, технологии работы, применяемые в структурной психосоматике в отношение любых ее форм, считают нормальными те ситуации, в которых человек не менее активен, чем работающий с ним терапевт или оператор. В любом случае результат достигается работой самого пациента или участника семинара, внутренней перестройкой его структуры на основах, более соответствующих его собственным природным возможностям и задаткам. Естественно, что уже изложение концепции и практики структурной психосоматики, проведенное таким образом, чтобы вызвать трансовые состояния и переместить центр осознания воспринимающего на глубинные уровни сознания, вызывает такую работу и такую перестройку и может считаться одной из приемлемых техник. Наконец, весь пафос и весь посыл структурной психосоматики направлен именно на мобилизацию собственной активности человека на пути его структурного развития, нормализации и коррекции этой структуры, ее пересоздания на основах базовой матрицы индивида и, в конечном счете, базовой матрицы Универсума. Иной путь и в принципе невозможен. Структурная психосоматика предлагает средства и техники самопознания и развития, обозначает ориентиры и способствует возникновению условий, в которых самопознание и развитие только и могут происходить. Ставя, в конечном счете, цели индивидуальной и коллективной эволюции, структурная психосоматика апеллирует к личности, без участия которой никакая подлинная эволюция невозможна — она должна быть полностью сознательна и полностью осознана. В этом смысле следует понимать и данную книгу, цель которой -прежде всего побуждение к действию, к целенаправленной работе с самим собой; более того, мы рассматриваем само чтение и осознание изложенных в ней концепций, технологий, фактов в качестве такой работы, а книгу в целом - как некоторый инструмент рассчитанного воздействия на читателя, как одну из сознательно реализуемых техник структурной психосоматики. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы