Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уровень парадигмы и мировоззрения.



Когнитивные вопросы: «Каков мир? », «Каково мое место в мире? ».

Это уровень высшей интеграции опыта.

На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоз­зрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.

Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомер­ность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное прос­транство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические под­робности, называть Универсальным объемом. Характерны высказы­вания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как уни­версальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характе­ризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления за­мирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.

Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цель­ный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в еди­ное целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уро­вень абстрагирования и обобщения.

Шестой логический уровень.

Уровень самоидентификации.

Когнитивные вопросы: «Кто я такой? », «Что есть все? », «В чем смысл жизни? ».

Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьер­ная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психи­ческие феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это оп­ределенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации. Важ­но понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стер­жень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознают­ся глубокие трансформации, происходящие с телом. Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи - они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехо­да, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное проти­водействие такому процессу - вплоть до агрессии по отношению к тера­певту или иному лицу, инициировавшему такой переход.

Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый - ок­ружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и туск­лый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности - восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохра­няется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.

Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» - «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».

Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.). Это состоя­ние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, чтосвойственна первому логическому уровню, - не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.

Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты - «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности. То же подра­зумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак - это тот непри­ступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим, 6.16), пре­бывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине сво­его необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вме­сте с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его» (Пс, 138, 6)

В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дира­ка - так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», кото­рая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энерги­ей. Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая - это всего лишь разрушение структуры, потеря ин­формационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма син­тезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппо­зицию «Я» - «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое. От­реагирование и отражение здесь не представлены - их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, - это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где цен­тростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центро­бежные импульсы отреагирования[3]. Это уровень самопознания.

Седьмой логический уровень.

Уровень проекции абсолюта.

Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой при­чине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсо­лютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому дос­тупны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.

Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые мо­гут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самад­хи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Сле­дует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.

Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.

Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент мо­дели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собст­венно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4): на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены во­вне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.

 

 

Рис. 4. Направление вектора внимания

 

Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим обра­зом формально описать поведение вектора внимания:

 

I уровень: Ā + = 1 (0) Ā - = 0
11 уровень: Ā += 1 (1) Ā - = 0
III уровень: Ā + = 2/3 (1, 2) Ā - = 1/3
IV уровень: Ā += 1/2 (1, 2, 3) Ā - = 1/2  
V уровень: Ā + = 1/3 (1, 2, 3, 4) Ā - = 2/3
VI уровень: Ā + = 0 Ā - = 1 (7)  
VII уровень: Ā + = 0 Ā - = 1 (0),
     

где «Ā +» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā -» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечива­ет» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересе­кается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).

 

 

Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования

 

Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирова­ния при разном положении центра осознания (рис. 5); первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, посту­пающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (по­буждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепен­но сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть про­цесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).

Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно пред­ставлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действу­ют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6). Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.

 

Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль

«тело-душа-дух» и логические уровни сознания

 

Логические уровни сознания не изолированы друг от друга, но иерархи­чески соподчинены, высший уровень содержит в себе все предыдущие в ка­честве инструментария отражения и отреагирования, они доступны. Обрат­ное неверно: находясь на низшем логическом уровне, невозможно осознанно пользоваться механизмами, присущими высшим уровням, они оказываются в области бессознательного. Таким образом, бессознательное оказывается не абсолютной, а относительной категорией. Конечно, ряд процессов и феноме­нов оказывается в области бессознательного всегда - это область чистой пси­хофизики, такой, как низшая суммарная деятельность перцептивных анали­заторов (зрительного, слухового и т. д.), но и они становятся доступны с точ­ки зрения управляемости. В свете сказанного становится понятно, почему люди, овладевшие высшими логическими уровнями, например, адепты различных систем (например, йоги, даосы, адепты секты дзен) способны созна­тельно регулировать глубинные физиологические процессы (сердечный ритм, дыхание, перистальтику кишечника и т. д.).

Неверно ставить вопрос о какой-либо субстанционарной локали­зации логических уровней сознания - они вычленяются по принципу иерархии управления, и никак иначе. Последнее объясняет тот внеш­не загадочный и необъяснимый в рамках других подходов факт, что в границах любого анатомического субстрата - например, на стопе или на поверхности головы - одновременно представлена не одна, а не­сколько проекционных систем внутренних органов. Здесь нет ника­кой ошибки - просто разные системы соотносятся с разными логиче­скими уровнями в качестве элемента их телесных проявлений.

Из сказанного ясно, что концептуальная база любой познаватель­ной или операционной системы должна лежать на уровне, высшем по отношению к ее рабочему инструментарию. База современной офи­циальной медицины и таких направлений психологии, как НЛП, от­носится к четвертому логическому уровню - поэтому их практика «застревает» на уровне навыков, не поднимаясь до причин; отсюда принципиальная невозможность сколько-нибудь содержательно опи­сать пятый логический уровень, не говоря уже о ядре. Это зона либо вовсе игнорируется, либо относится к непрозрачному для наблюде­ния бессознательному, о котором могут строиться самые туманные и произвольные предположения. Далее мы подробно разберем это ут­верждение с позиций современной математики и структурной психо­соматики.

О феномене времени

 

Описание ряда психосоматических проявлений, характеризующих пребывание центра осознания на каждом из логических уровней, будет существенно неполным, если не рассмотреть такой важный аспект, каким является феномен времени[4].

Сперва определим, о каком именно времени идет речь в каждом конкретном случае.

В рамках линейного подхода, расчленяющего отражение на эле­менты цепочки «объект отражения» - «процесс отражения» - «отра­женный образ», можно говорить о:

- времени «объективном» («внешних часах»), которое определяется относительно некоторых «внешних» регулярных процессов (колебаний маятника, движения небесных тел и т. д.);

- времени «субъективном» («внутренних часах»), соответствую­щем субъективной оценке продолжительности того или иного времен­ного промежутка;

- скорости прохождения ощущений, т. е. времени, необходимом для формирования образа отражаемого объекта и выработки отреагирования на такой сигнал.

Может показаться, что «субъективное время» всегда задается вечно изменчивой и в первом приближении правильно периодиче­ской «внешней» реальностью - сменой темного и светлого времени суток, суточными колебаниями температуры и т. д. Это не так. Мно­гочисленные эксперименты, проводившиеся в условиях полной изо­ляции от внешних раздражителей, показали, что психосоматическое единство человеческого существа само по себе задает некоторый ритм его активности, служащий «внутренним» эталоном восприятия времени. Так и должно быть, ведь все проявления человеческого су­щества - начиная с субклеточных - пронизаны собственными цикли­ческими процессами, имеющими свою элементарную продолжитель­ность. Это очевидный факт. Интересно и важно другое: «внутренние часы» работают неравномерно - иногда секунды тянутся, как часы, а иногда часы проносятся, как мгновения. Как это связано с логиче­скими уровнями сознания?

Для дальнейшего обсуждения особенно интересны эксперимен­ты, проведенные французским ученым Мишелем Сефиром. Он ис­пользовал пещеры Приморских Альп глубиной более одного кило­метра, куда на длительный срок опускались исследователи, не имев­шие в своем распоряжении никаких «внешних» эталонов времени. На такой глубине не ощущаются не только колебания освещенности, но и температурные перепады суток - всегда сохраняются одни и те же климатические условия. Тем не менее, добровольцы жили в суточном ритме активности - вот только продолжительность этих суток не совпадала с принятой на поверхности и обусловленной вращением Земли.

Определимся качественно. «Субъективно» время «замирает» явст­веннее всего в состояниях долгого ожидания или скуки. Они легко мо­гут быть отождествлены с пребыванием центра осознания на первом логическом уровне. На глубинных уровнях (например, в состояниях увлеченной работы, сосредоточенного размышления или медитативно­го транса) время «субъективно» летит стремительно. Где-то между этими крайностями ход «внутренних» и «внешних» часов совпадает.

Опираясь на многочисленные наблюдения, проведенные в ходе се­минаров и индивидуальной работы, можно выстроить следующую де­тальную картину.

Пусть tвр1 - «объективное» время, t0 - скорость прохождения ощущений, tвр2 - «субъективное» время;

- на первом логическом уровне сознания (когнитивные вопросы: «Что? », «Где? », «Когда? »), вектор внимания направлен вовне:

 

Ā + =1(0)

Ā - = 0

 

восприятие и сознание точечны и фрагментарны), субъективное время «запаздывает» по сравнению с объективным:

tвр2 > tвр1,

что легко объяснимо, поскольку этот уровень не фиксирует дина­мику реальности, восприятие «застревает» на отдельных точечных, не связанных между собой ощущениях (фактах);

- на втором логическом уровне сознания (когнитивные вопросы: «Что происходит? », «Что делать? ») мы сталкиваемся с тем, что можно назвать обыденным восприятием времени: «внутренние часы» работа­ют в том же ритме, что и «внешние». Это и понятно: во-первых, здесь начинает восприниматься именно динамическая составляющая реаль­ности, как раз на динамике и сосредоточено внимание человека, кото­рый, во-вторых, не воспринимая самого себя как отдельную реаль­ность, становится как бы частью этой динамики, сливаясь с ней; вектор внимания по-прежнему направлен исключительно вовне, хотя и сквозь внешний уровень хаотических точечных ощущений:

 

Ā + =1(1)

Ā - = 0.

 

Это уровень принципиально линейной процессуальности, линейно­сти как таковой, где естественным образом

 

tвр2 = tвр1

 

- на третьем логическом уровне сознания, что внешне отслежива­ется по возникновению первых признаков транса и перенесении темы вербальных высказываний на себя, свои возможности и умения (когни­тивные вопросы: «Как? », «Каким образом? »), вектор внимания разде­ляется:

 

Ā + = 2/3 (1, 2)

Ā - = 1/3,

 

возникают первые признаки нелинейности), «внутренние часы» на­чинают «замедляться» относительно «внешних»:

tвр2 < tвр1

 

Кажется, что прошло полчаса, а «на самом деле» - час и т. п. Явления нелинейности сознания, выражающиеся здесь в рамках составления векторно-линейных по своей природе навыков «иска­жают» строго линейный процесс «физического» времени - мы впервые сталкиваемся с тем, что можно назвать временем «психо­логическим» (или, точнее, «психосоматическим»);

- далее, на четвертом уровне (когнитивные вопросы: «Почему? », «Зачем? »), характеристики вектора внимания:

 

Ā + =1/2 (1, 2, 3)

Ā - = 1/2

 

и пятом (когнитивные вопросы: «Каков мир? », «Каково мое место в мире? », характеристики вектора внимания:

 

Ā + = 1/3 (1, 2, 3, 4)

Ā - = 2/3

 

рассогласование «внутренних» и «внешних часов» стремительно нарастает:

 

tвр2 < < tвр1:

 

«Как быстро бежит время! » - восклицаем мы.

- в глубоких же трансовых состояниях, на шестом и седьмом логических уровнях сознания происходит качественный скачок[5] - «субъективное» время будто бы исчезает, теряет свой привычный смысл.

Когда задается вопрос, сколько времени прошло во «внешнем» про­странстве, человек не знает, что и ответить: может быть, несколько часов а, может быть, и несколько секунд. Он будет говорить о некоторых состояниях и даже о какой-то динамике, но эта динамика не происходит во времени, она никак не соотнесена с «внешней» временной шкалой. И это тоже понятно -вектор времени полностью направлен вовнутрь собственного существа - на шестом логическом уровне:

 

Ā + = 0

Ā - = 1 (7)

 

и на седьмом логическом уровне:

 

Ā + = 0

Ā - = 1 (0)

 

Таким образом, на первых порах мы не можем здесь соотнести «внешнее» и «внутреннее» время:

 

tвр2 =?

 

Теперь представляется возможным средствами элементарной ма­тематики описать изменение восприятия человеком времени в разных состояниях его существа, т. е. на разных логических уровнях сознания. Пусть tвр1 - «объективное» время, т. е., говоря более строго, скорость течения времени в соответствии с «внешними» природными маркера­ми, a tвр2 - «субъективное» время, т.е. ощущение продолжительности тех же временных промежутков в соответствие с «внутренними часа­ми», тогда отношение

 

К= tвр2 / tвр1

 

будет показывать, во сколько раз фиксация продолжительности не­которого временного интервала, предпринятая при помощи разных способов отсчета, отличается между собой. Примем для удобства про­должительность такого интервала, зарегистрированного по «внешним часам», равной единице[6]:

tвр2 =1⁶,

 

тогда

 

K= l / tвр2

 

Изобразим полученную зависимость графически - перед нами хо­рошо известная гипербола (рис. 7).

Рис. 7. График зависимости К = 1/ tвр2

 

Окрестности точки со значением

 

k= I, tвр2 = tвр1

 

соответствуют «субъективному восприятию времени на втором логи­ческом уровне;

 

при значениях k < 1, tвр2 > tвр1

 

мы оказываемся в зоне первого логического уровня сознания;

 

при к > 1 tвр2 < tвр1 -

 

последовательно в зонах третьего, четвертого и пятого уровней;

 

при к > > 1,

 

или, что тоже самое

 

tвр2 < < tвр1

 

точка осознания пребывает на шестом и седьмом уровнях, в зоне глу­бокого медитативного транса, где «внутреннего» течения времени практически нет, - говоря языком эзотерики, мы можем сказать, что на смену времени приходит вечность.

В экспериментах Мишеля Сефира добровольцы жили в суточном режиме, но то, что они считали сутками, на поверхности соответство­вало 36-72 часам. Теперь мы можем объяснить, почему так происхо­дило: лишенные внешних раздражителей, находясь в состоянии посто­янного «сенсорного голода», они погружались в глубь собственного существа, на те логические уровни сознания (третий и четвертый), где субъективное время замедляется.

Как же с этим описанием связана третья составляющая линейного представления процесса отражения времени - скорость прохождения ощущений? Для того чтобы, ответить на этот вопрос, вдумаемся в пси­хосоматический смысл величины К - коэффициента пропорционально­сти между скоростями течения времени «вне» и «внутри» человеческо­го существа. Это и есть скорость прохождения ощущений, точнее:

 

t₀ = n к,

 

где n - некоторый постоянный коэффициент, зависящий от раз­мерности выбранных единиц измерения.

Иными словами, на более глубоких логических уровнях сознания скорость прохождения ощущений возрастает.

Подчеркнем, что говоря о скорости прохождения ощущений, мы имеем в виду не скорость распространения нервных импульсов и не иные периферические процессы, изолированные от центральных ме­ханизмов анализа и обобщения, - речь идет о времени, которое за­нимает сумма собственно отражения, дальнейшей переработки отра­женных образов, оценки ситуации, целеполагания, определения средств достижения цели, и, наконец, действие. Ничего не меняется от того, что, вследствие пребывания центра осознания на внешних логических уровнях, в подавляющем большинстве случаев это про­исходит в существенной степени бессознательно - все равно работа на глубинных логических уровнях происходит, но она не подкон­трольна организующему влиянию сознания. Теперь представим, что Центр осознания перенесен вглубь, ветви отражения и отреагирования сомкнулись, инструментарий уровней выработки решений и высшей интеграции мобилизован и, кроме того, хорошо структури­рован - мы получим одну картину; другая же будет, если центр осоз­нания находится на внешних уровнях, но вынужден (через «слепые» бессознательные механизмы) задействовать инструментарий глубинных уровней (здесь должно произойти отождествление контекста, соотнесение с ним соответствующей карты, увязка через космограмму этой карты со смежными, выбор «правил игры» и построение на этом базисе цепочки действий - стратегии) - на это и затрачивается дополнительное время.

Все мы знаем, как «застывает» физиология во время стресса, - человек буквально «каменеет». Это и понятно, ведь все его внимание направлено вовне, на раздражающий фактор. Но стресс - явление неспецифическое, и в состоянии глубокого стресса (например, в ми­нуту смертельной опасности), когда все внимание направлено на себя самого, на сохранение целостности своего Я(это Я может включать и окружение - например, на глазах матери гибнет ее ребенок), мы наблюдаем противоположную картину - человек действует стреми­тельно, как распрямившаяся пружина. Тут важно, чтобы он был го­тов к такому действию и умел, пусть и неосознанно, включать глу­бинные логические уровни сознания, привык находиться на них.

Следует разобраться, о каком сознании мы говорим, когда речь идет о пребывании центра осознания на том или ином логическом уровне сознания. Все происходящее воспринимается на глубинных уровнях целостно; этапы формирования и обработки отраженных образов, оценки ситуации, целеполагание и определение средств дос­тижения цели вплетены в такое интегральное восприятие, смыкаются с ним и, кроме того, разворачиваются нелинейно - здесь нет никакой последовательности шагов, свойственной обычному мышлению третьего логического уровня. Поэтому такое осознание, выступаю­щее в виде «картинок» и телесных метафор[7], где «начало» сомкнуто с «концом» очень затруднительно поддается вербализации и анализу post factum средствами линейного мышления.

Человек стремительно проживает целую серию интегральных, сум­марных, нерасчленимых состояний, под влиянием которых и действует, а потом не может ни проанализировать, ни описать их - так невозможно измерить линейкой кривизну сложной пространственной поверхности и писать при помощи функции первого порядка многомерное пространство. Введем понятие зоны осознания. Эта та часть окружения (объекты, одушевленные и неодушевленные, явления, процессы и т. д.) человече­ского существа, которая субъективно воспринимается им как собствен­ная неотъемлемая часть, - так художник воспринимает в момент творче­ства кисть, музыкант - скрипку и льющуюся музыку, мать - дитя, всад­ник - коня и т. д. Все части зоны осознания включаются в пси­хосоматическое единство человека, в сложные телесные метафоры и, с точки зрения всех субъективных проявлений, а также возникающей структуры, неотличимы от органически присущей ему (самый простой пример - одежда и макияж: будучи явно «сторонними» по отношению к природной данности человека, они всегда осознаются как слитые с ней).

Практика восточных боевых искусств может служить прекрасной ил­люстрацией сказанному. Как мы знаем, мастер во время боя должен нахо­диться в состоянии глубокой медитации (сатори, если пользоваться япон­ской терминологией), т. е. на пятом и более глубоких уровнях сознания. Тогда он получает несомненное преимущество над противником, пусть тот и знаком с техникой боя. У мастера существенно выше скорость прохож­дения ощущений, что проявляется не только в скорости реакции и в скоро­сти нанесения ударов, но и в восприятии картины боя в целом, в умении стремительно оценивать ситуацию и выбирать тактику и стратегию боя применительно к общему видению происходящего. Бой для такого мастера может превратиться в нечто совершенно неожиданное - он реагирует «по вдохновению», а это и есть форма описания состояния на глубинных логи­ческих уровнях.

Здесь мы на время прервемся, сформулировав некоторые проме­жуточные выводы:

- процесс отражения феномена времени человеческим существом может быть корректным образом описан в рамках элементарной мате­матической модели;

- понятие логических уровней сознания может быть введено через особенности восприятия времени человеком в разных состояниях его существа;

- скорость прохождения ощущений и «субъективное» восприятие времени оказываются увязаны между собой обратно пропорциональ­ной зависимостью;

- интерес представляет прояснение психосоматического смысла крайних значений установленной функциональной зависимости

(зон k → ∞, tвр2 → 0, k → 0, tвр2 → ∞ );

 

- следует установить, в каком именно смысле мы используем оп­ределения «объективное» время, «субъективное» время, т. е. найти путь к снятию линейности описания; это будет сделано в ходе дальнейшего изложения.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь