Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вертикальные уровни организации человеческого существа
Источником большинства современных спекуляций на эту тему являются каббалистические и древнеиндийские представления. Их краткий анализ имеет существенное значение для дальнейшего изложения. Каббала, мистическое учение древних евреев, вычленяет внутри человеческого существа три основных уровня (рис. 1): - материальное тело, тварное по своей природе, или низшую субстанцию - Нефет; - Божественную искру или дух, нетварный, но исходящий от Бога, или высшую субстанцию - Нешама; - душу или жизнь, посредника между телом и духом - Руах. Рис. 1. Схема организации человеческого существа по каббале
Они различаются между собой как конкретное (тело), частное (душа), главное (дух). Тело пассивно и взаимодействует с внешним миром; дух активен и связан с Богом; душа, которой присущи качества и тела и духа, посредничает между ними. Кроме того, внутри этих основных уровней, выделяется по три дополнительных: - конкретное в конкретном; - частное в конкретном; - главное в конкретном; - конкретное в частном; - частное в частном; - главное в частном; - конкретное в главном; - частное в главном; - главное в главном. Конкретное мыслится как субстанция, частное - как движущая сила, главное - как принцип. Слияние всех девяти частей в человеческом существе дает единицу - то, что древние называли «телесным духом» Адамом, призванным объединить небо и землю. Обратим особое внимание на то, что уровни и подуровни не разорваны, проникают друг в друга, и что вся схема строится по фрактальному принципу. Некоторые современные оккультные писатели (и даже некоторые каббалисты) говорят о пяти уровнях: кроме Нефет, Руах и Нешама упоминаются (в порядке движения «вверх») Хайя («живая») и Иехида («единственная»). Здесь налицо явное недоразумение: Хайя и Иехида -название двух верхних подуровней уровня Нешама, которым в мистической практике придается особое значение. Кабалистика говорит о пяти уровнях еще и потому, что соотносит их с пятью книгами Торы (Пятикнижья Моисеева): Йехиду - с книгой «Левит», Руах - с книгой «Числа», Нефет - с книгой «Второзаконие». Христианская традиция, всегда достаточно равнодушная к формальным представлениям, ограничивается разграничением тела, души и духа, причем душа и дух всегда разграничиваются как самостоятельные сущности: «душа согрешившая умрет», но «дух возвратится к Богу». Сказано, что «тленному сему подлежит облечься в нетленное, и смертному сему - облечься в бессмертие» (1 Кор., 15, 53), т. е. тело должно измениться, но не отмениться. Другая традиция, восходящая, в том числе, и к Ветхозаветному монотеизму: суфизм, мистическое течение мусульманского Востока, - различает: - человеческую природу, насут; - духовную сущность или Сердце, - калб; - божественную природу, лахут. Калб - это промежуточный уровень между насут (телом) и лахут (духом), между Землей и Небом; его называют еще и ангельским миром (алам ал-малакут), Небесной Землей и, вслед за Кораном (25; 55/53), препоной (барзах) между двумя морями. Значение калба -Сердца столь велико, что в одном из хадисов сказано: «Не вместят меня ни Моя Земля, ни Мои Небеса, но вместит Сердце слуги моего покорного». Только Сердце способно отразить в себе Лахут, Божественную природу. Великий персидский суфий Фарид-ад-дин Аттар (XIII в.) пишет: «Душа скрыта в теле, а Ты скрыт в Душе. О, Душа Души, Ты более велика, чем все сущее, и Ты предстоишь всему сущему. Через тебя видно все, и Ты видна во всем». Лахут - это, по словам других авторов, Святой Дух (рух ал-косб), Возлюбленный, Высший Разум Лахут - это божественное в человеке, это упомянутый в Коране (55; 27) лик Господа, скрывающий божественную Суть (хахут). Мыслители Древнего Китая высказывают сходные мысли: человек состоит из физического тела (шин), духа (шэнь) и посредничающей между ними «энергии» (используем пока этот термин, не разбирая вопроса о «энергетической сущности» человеческого существа) ци. Порознь они не существуют, и, точно так же, как в процессе развертывания Мироздания из Единого возникает множественное (Дао рождает Одно. Одно рождает два. Два рождает три, три рождает все вещи, - сказано в «Даодэцзине»), в процессе духовного становления множественное возвращается к Единому. Отношения между цзин, ци и шэнь не могут быть сведены к линейной зависимости. Вот как трактует их взаимосвязь глава школы Чжун Юань Цигун г-н Сюй Минтан: «Цзин, ци и шэнь - это «тонкие» составляющие физического тела человека, его жизненной силы и духа, их субстанции. В соответствии с нашей системой и используя для наглядности метод координат, мы можем изобразить Человека и Космос в виде воображаемого пространства, где по одной оси будем откладывать цзин, т. е. материю, по другой — ци, по третьей - шэнь. Каждая точка в нашем воображаемом пространстве - это отдельный космический мир или отдельный человек, наделенные своей мерой цзин, ци и шэнь» (рис. 2). цзин
Рис. 2. Взаимосвязь между цзин, ци и шэнь по учению школы Чжун Юань Цигун
Древняя индоевропейская традиция представляется в этом вопросе более запутанной, но эта путаница внесена, главным образом, поздней теософской и оккультной литературой, опиравшейся на неточное прочтение Вед. Древняя индоевропейская традиция представляется в этом вопросе более запутанной, но эта путаница внесена, главным образом, поздней теософской и оккультной литературой, опиравшейся на неточное прочтение Вед. Действительно, скажем, в «Тайттария упанишаде» (раздел «О блаженстве Брахмана») говорится о пяти «кошах» (буквально «корзинах», т. е. «оболочках» или «телах» человека): - Аппамайя-коша, оболочка пищи (аппа); - Пранамайя-коша, оболочка праны; - Маномайя-коша, оболочка ума (манаса); - Виджиянамайя-коша, оболочка чистого знания (виджияна); - Анаидамайя-коша, оболочка блаженства (анаида). К ним часто добавляют еще две «коши», что в традиционном оккультном переложении дает: - физическое («грубое») тело; - астральное тело; - эфирное тело («эфирный двойник»); - ментальное тело; - причинное (каузальное или кармическое) тело; - буддхическое тело; - атмическое тело. Запомним пока это число «семь», как и число «девять» каббалистической традиции, но обратим внимание, что все многообразие «кош» размещается учителями веданты и йоги по трем уровням строения: - стула шарира («грубое» или материальное тело); - сукшма шарира («тонкое» или астральное тело); - карана шарира (тело «семени», т. е. «причинное»). О телах же такой авторитет, как Свами Шивананда, говорит: «Физическое тело подобно льду, «тонкое» тело подобно воде, а тело «семени» подобно пару». Другие традиции, имеющие индоевропейские корни, подтверждают, что все вещи состоят из трех субстанций, причем Вселенная в целом суть совокупность Высочайшего мира, Высшего мира и Низшего мира, поскольку же Человек (Микрокосм) во всем подобен Вселенной (Макрокосму), он также трехчастен и состоит из высочайшего (дух), высшего (душа) и низшего (тело); мистическая традиция древних германцев, скрытая в рунах, говорит о реализации в человеке Верховного божества, Одина, который триедин в своих воплощениях - это Один (творческая воля, т. е. дух), Вилли (разум, т. е. душа) и Be (т. е. физическое тело); согласна со сказанным и древнеславянская традиция, подробно ее рассмотрим ниже. Из всего сказанного пока нельзя сделать окончательных выводов, поскольку ясно, что разные традиции несут в себе много общего, но содержат и определенные разночтения. И общее, и разночтение в равной мере обусловлены одним и тем же обстоятельством: знание, переданное через письменные источники различных традиций, представляет собой лишь отдельные элементы единой концепции, к тому же выраженные в разных языках описания, различающихся и словарно, и синтаксически; к содержанию этой единой концепции мы еще вернемся. Пока же отметим следующее: - всегда рассматриваются три основных уровня, которые чаще всего образуют линейную вертикаль «тело-душа-дух» (табл. 1). - очевиден фрактальный принцип организации этих уровней, когда, с одной стороны, человеческое существо отражает строение Космоса (этот вопрос будет подробно рассматриваться ниже), а с другой стороны, подуровни представляют собой проекцию основных уровней; - уровни в любом случае представляют собой некоторое единство, которое распадается при исключении одного из них. Важно теперь сопоставить феномены, изучаемые современной антропологией, с вертикальными уровнями традиции. В первом приближении этот вопрос решается следующим образом: - к вертикальному уровню тела относится вся сумма физиологических процессов; - к вертикальному уровню души - вся сумма психологических проявлений, кроме чувства собственного «Я», исходящих от него волевых импульсов (волений) и самоидентификации; действительно, ведическая традиция считает подчиненными все эмоциональные и мыслительные функции, включая сюда не только разум (манас), но и высший разум (буддхи), связанный с Виджиямамайя-кошей - все это «индрия», то есть «органы», отличные от внешних органов действия (конечности, органы психофизической перцепции) лишь «тонкостью» своей субстанции; - к вертикальному уровню духа относятся чувство собственного «Я», воления и способность к самоидентификации. Важно отметить следующее: все традиционные схемы (по крайней мере, в том изложении, которое дается здесь на основании ряда письменных источников) представляют собой линейные цепочечные структуры. (Особняком стоит концепция школы Чжун Юань Цигун, развертывающая структуру «тело-душа-дух» в пространстве - она послужит нам отправной точкой некоторых дальнейших рассуждений). Однако, как подчеркивалось, человеческое существо представляет собой принципиально нелинейное образование.
Таблица 1. Вертикальные уровни организации человеческого существа
Примечание. Согласно древнеегипетской традиции Ах (блаженный, просветленный) — это то же самое тело, но преображенное, в нем человек пребывает в загробном мире; Ка - это жизненная сила и, одновременно, потусторонний двойник, второе " Я", которое и при жизни, и после смерти функционирует в неразрывном единстве с телом (со свойствами Ка связана также судьба человека; Ка осуществляет связь с предками, прежде всего, с отцом); Ба- это " дух" (так перевел этот термин на коптский язык еще египетский автор IV в. Горапполлон, известный трактатом об иероглифах).
Первым шагом, который делает структурная психосоматика, формулируя психосоматический постулат, является переход от линейных представлений к плоскостным (рис. 3): выясняется, что «фронт взаимодействия» человеческого существа с Космосом ориентирован «поперек» вертикали «тело-душа-дух». Иными словами, сигнал извне приходит одновременно во все «этажи», отреагирование также формируется на всех вертикальных уровнях одновременно, не существует таких процессов и проявлений, которые затрагивали бы лишь тело, душу или дух, - есть лишь телесные, душевные и духовные аспекты единых процессов и проявлений. На данном этапе мы лишь декларируем это утверждение, оставляя выяснение механизмов такого одновременного отражения-отреагирования на потом. Поскольку в дальнейшем мы будем рассматривать «тонкую» структуру процесса отражения-отреагирования, имеющую свои уровни организации, дадим следующее определение:
Логические уровни сознания
Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней деятельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявлений позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имеющий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с суммой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет легче всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.
Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений личности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разборе топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней организации, психосоматически они едины и между ними всегда можно выделить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют переходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логическими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мембранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было выдвинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логическим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру. Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уровнями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относительно структуры логических уровней. Будем также называть доступными логическими уровнями те, на которых данный конкретный человек способен свободно оперировать по собственному желанию. Выясняется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же доступным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инструменте. Если уровень недоступен, он является достоянием бессознательной сферы и мыслительные, психические и психофизические возможности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны. На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенности структуры логических уровней: - фрактальность, т. е. самоподобие организации; - иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня последующему; - возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего; - психосоматическое единство психических и соматических проявлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении; - взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне; - изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных проявлений. Первый логический уровень. Уровень окружения. Когнитивные вопросы: «Что? », «Где? », «Когда? ». Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятельность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на отдельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом статично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагментарно, личность как таковая не представлена. Характерны констатирующие высказывания о разнообразных факторах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внимание направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «отсутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие преемственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни причинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается. Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: происходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следственным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осознания и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реальности, неотличимых от прочих. Это уровень восприятия как такового. Второй логический уровень. Уровень поведения. Когнитивные вопросы: «Что происходит? », «Что делать? ». Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрачный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается реальность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Сознание фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов. Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно направить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного контакта с предметами непосредственного оперирования. С точки зрения опережения реальности, здесь происходит выстраивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт регистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включению в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнительных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как составляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же переключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет. Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового. Хорошими примерами первого и второго логических уровней являются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват? » (первый уровень) и «Что делать? » (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры. Третий логический уровень. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы