Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА



Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимаетокружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта оп­ределяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это мораль­ная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто зада­ваемый в консультировании и психотерапии, — " Как я дол­жен жить? " — является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой сте­пени ценности консультанта должны " участвовать" в про­цессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен — проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, — то по второму вопросу суще­ствуют две крайние позиции.

Одна из них — консультант должен быть " объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные от­ношения свою жизненную философию и ценностную систе­му. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консуль­тант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования опреде­ленную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании ин-териоризации оценок окружающих. С. Patterson(1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд при­чин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

— жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

— ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

— наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

— индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длитель­ного отрезка времени;

— никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

— клиент имеет право на неприятие этических принци­пов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе — мнение Е. Williamson(1958; цит. по; George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиен­ту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправдан­ным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта-воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консуль­танта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консуль­тирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скры­вать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Од­нако ясная ценностная позиция консультанта не подразу­мевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые кон­сультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе опреде­ленной философии, мы неизбежно " вносим" в консуль­тирование свое воззрение на систему сущностных вопро­сов жизни.

Клиентка: женшина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, — трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участво­вать в консультировании по решению семейных проблем, ут­верждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т.е. выбрать стабильность, пре­небрегая отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемле­мых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. В столкновении с этим конкретным случаем у консуль­танта возникает много ценностных вопросов. Одна из при­чин сохранения брака клиенткой — интересы детей. Что ду­мает об этом консультант — детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о вне­брачных связях. Что думает консультант об их правомернос­ти? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиен­тки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирова­ния и его результат.

По мнению G. Соггу (1986), консультант или психотера­певт, желая избежать ценностных коллизий в процессе кон­сультирования, должен иметь четкую позицию по некото­рым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, нарко­тики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слиш­ком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое " хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, ней­тральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о " защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе кон­сультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изме­нить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ишет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консуль­тант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помо­гает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близ­ких ему людей.

2.4. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Ка­кая другая профессия позволяет так глубоко и близко по­знать столько разных людей? Нередко она доставляет чув­ство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воз­действие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A.Storr(1980) вьщеляет несколько важных аспектов этой " платы":

— угроза утратить идентичность и " раствориться" в кли­ентах;

— отрицательные последствия могут, сказаться в личной жизни (семья, друзья);

— угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической

патологией (С. Jungназывает это " подсознательной инфек­цией" ).

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возмож­ности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиен­та, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на ле­чение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через " темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятель­ность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту де­литься с семьей своими " психотерапевтическими" впечатле­ниями, поэтому члены семьи лишь приблизительно пред­ставляют, чем занимается консультант. Такова общая про­блема семей, члены которых из профессиональных сообра­жений должны думать, что и как говорить близким о сьоей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмо­циональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия от­несены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределен­ные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность " синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986)!

" Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey(1986) иNaisberg-Fennigс соавт. (1991), выражается в деп­рессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей ви­деть положительные результаты своего труда, отрицатель­ной установке в отношении работы и жизни вообще. Суще­ствует мнение, что люди с определенными чертами личнос­ти (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную ус­тановку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины" синд­рома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, на­зовем лишь некоторые, важнейшие из них:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

— работа с " немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой рабо­ты;

— напряженность и конфликты в профессиональной сре­де, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излиш­ний критицизм;

— нехватка условий для самовыражения личности на ра­боте, когда не поощряются, а подавляются эксперименти­рование и инновации;

— работа без возможности дальнейшего обучения и про­фессионального совершенствования;

— неразрешенные личностные конфликты консуль­танта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усу­губление " синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за не­удач или плохого самочувствия занимает пассивную пози-

цию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безна­дежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: '1мне не везет, по­тому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; " во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; " у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капи­тулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессио­нального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо переклады­вания вины за собственное бессилие на окружающих и об­стоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об из­менении самих условий.

Существует также немало конкретных способов прегра­дить путь" синдрому сгорания":

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz(1965) указывает, что у специа­листа, принимающего ежедневно по восемь-десять пациен­тов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее ре­шение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие не­скольких друзей (желательно других профессий), во взаимо­отношениях с которыми существует баланс;

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без не­нужных самоуничижения и агрессивности;

— способность к самооценке без упования только на ува­жение окружающих;

— открытость новому опыту;

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он

сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хо­рошей литературы, просто для своего удовольствия без ори­ентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставля­ется возможность встретиться с новыми людьми и обме­няться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значи­тельно отличающимися профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, свя­занные с консультативной работой;

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать " синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь во­обще — живет ли он так, как ему хочется. Если существую­щая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным обра­зом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эф­фективным консультантом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНСУЛЬТАНТА

Одно из важнейших требований профессиональной эти­ки — это компетентность консультанта. В связи с этим воз­никают вопросы: " Какая профессиональная подготовка мо­жет обеспечить компетентное консультирование? " и " Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта? "

Во многих странах статус консультанта определяется ли­цензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу професси­ональной подготовки, проработать определенное количество

часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствую­щей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не га­рантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психоте­рапии и психологическому консультированию наряду с не­обходимостью приобретения соответствующей теоретичес­кой базы под квалифицированным руководством часто под­черкивается важность углубления самопознания консультан­та (психотерапевта).

М. Сох (1988) говорит: " Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт".

Развитию самопознания способствует обширный и ин­тенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, осо­бенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

Каждый консультант до начала профессиональной дея­тельности, а также в процессе работы должен пройти лич­ную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важней­шим звеном профессиональной подготовки психоаналити­ка. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности " белые пятна": непознанные, нео­сознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способ­ствует становлению эффективного консультанта. Консуль­танту очень полезно самонаблюдение под контролем дру­гого профессионала за переживанием таких значимых со­бытий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что лич­ность консультанта должна быть " разобрана по косточ­кам". Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутрен­них конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве смо­жет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом даль­ше пройденного нами пути.

Консультирование у коллеги-профессионала ценно и пе­ред началом деятельности, поскольку постоянные столкно­вения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего консультанта нередко мучит чувство профес­сионального бессилия. Это тоже требует определенной помо­щи коллег. Другое важное преимущество личной терапии заключается в том, что консультант входит в роль клиента и приобретает соответствующий опыт. Как утверждает A.Storr(1980), " доктор приближается к совершенству, если он тоже был пациентом". А.П. Чехов, врач по образованию, говорил, что, если бы он учил студентов медицине, половину време­ни уделил бы усвоению психологии больного человека, его мироощущению.

Личная терапия представляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом консультант может узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, что та­кое перемещение и как оно действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий во время консультирования.

Как в индивидуальной, так и в групповой терапии с будущими и уже работающими консультантами важно также выделить вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии, обратить внимание на причины и

мотивы, приведшие в профессию. Консультант должен про­думать следующие вопросы:

— почему я выбрал профессию консультанта?

— какими потребностями обусловлен мой выбор?

— какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профес­сии?

— как смогу я сочетать свои потребности с потребностя­ми клиентов?

Возможны и другие вопросы, касающиеся личности кон­сультанта и его проблем:

— какие у меня проблемы и как я их решаю?

— какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу?

— каковы мои ценности и как они сказываются на стиле консультирования?

— как я использую свою силу?

— каким людям я больше нравлюсь и кто нравится мне?

— кому я не нравлюсь и кто не нравится мне?

— какое впечатление я произвожу на других людей?

Попытка ответить на эти вопросы в процессе индивиду­альной или групповой терапии поможет лучше познать и понять себя, а это значит — стать более эффективным кон­сультантом.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь