Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смерть, могила, загробный мир
Большому количеству дошедших до наших дней древнеегипетских текстов мы обязаны прежде всего представлениям египтян о загробной жизни и судьбе человека после смерти. Именно пирамиды и гробницы сохранили тайны ушедших веков и дали богатейший археологический материал для изучения погребальных обрядов и представлений посмертной жизни. Если тексты пирамид и " Книга мертвых" понятны сейчас только отчасти, погребальная археология дает очень важный материал – например, фрески и настенная роспись. Во время, предшествовавшее древнейшим династиям, в Египте совершались другие погребальные обряды, нежели в эпоху фараонов. Тела умерших в то время подчас уродовались, потом снова приводились в порядок и предавались погребению. Общераспространенно было согнутое положение тел в гробнице. Часто встречаются захоронения, покрытые большими полукруглыми горшками. Посторонних предметов в этих гробницах мало. В какой связи находятся древние обычаи погребения с представлениями о загробной жизни, пока установить невозможно. В историческое время, как свидетельствуют погребальные обычаи, все усилия египтян были направлены на сохранение тела умершего: бальзамирование защищало тело от тления, в гробницах мумии прятались с большой изобретательностью. Мумифицирование – очень сложный процесс, выполнявшийся жрецами некрополя и сопровождавшийся чтением ритуала. Сначала внутренности и мягкие части тела вынимались и сохранялись в кувшинах (канопах): они отдавались под защиту особых богов, четырех сыновей Гора – Амсета, Гапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа, – чтобы покойник не чувствовал голода и жажды. То же самое делали с сердцем, которое замещали в трупе жуком-скарабеем, вырезанным из камня. Тело обрабатывалось специальным раствором и целиком заворачивалось в полотняные бинты. Мумию клали в каменный или деревянный саркофаг. Подчас для погребения использовались два саркофага, которые ставились один в другой. В различные времена саркофаги различным образом украшались надписями и росписью. Крышка саркофага с мумией покойного закрывалась, и в сопровождении семьи и друзей умершего доставляли к могиле, а так как некрополь находился на западном берегу реки, похоронная процессия должна была переправиться через Нил, что часто представлено в виде росписи на стенах гробниц. Церемония погребения, заключавшаяся в драматическом воспроизведении обрядов, при помощи которых Изида, Нефтис, Гор и Анубис вернули жизнь мертвому Осирису, происходила или перед входом в гробницу, или в первой комнате. Далее под руководством жреца резали двух быков. Бедро и сердце жертвенных животных преподносили мумии. Затем приступали к очень важной церемонии раскрытия рта и глаз, благодаря чему покойнику давалась возможность вкушать от тех даров, которые ему будет преподносить потомство. В конце церемонии мумию уносили в глубь гробницы на вечный покой, и церемония завершалась торжественной трапезой в наружной комнате гробницы. Считалось, что и покойник участвует в трапезе. " Жилище на века", как египтяне называли свои гробницы, располагалось на западе от города, так как солнце заходило на западе, у входа в " другую землю". Это были города мертвых близ города живых. В Верхнем Египте, где ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы устраивали в скалах. Возле Мемфиса, например, египтяне заботились о таком местоположении гробницы, до которой не дошел бы Нил во время разлива.
Пирамиды и Сфинкс около Гиз, к западу от Мемфиса Среди древнейших гробниц самыми знаменитыми являются пирамиды, возвышающиеся на юге Мемфиса. Относительно назначения этих колоссальных построек существует много вымыслов, в действительности же они были предназначены исключительно для сохранения мумий фараонов от разрушения. Каждый погребальный комплекс состоял из небольших склепов. Гробницы рядовых египтян того же времени, так называемые мастаба, состояли из трех помещений: первая, украшенная надписями и росписью комната с жертвенным столом, была доступна для смертных. Рядом располагалось небольшое помещение, сообщавшееся с первой комнатой через небольшое отверстие: там располагались статуи покойника. Наконец, тщательно скрытый ход вел в склеп, находящийся глубоко внизу.
Вход в пирамиду фараона Имущество покойника, по-видимому, в то время было не так значительно, как впоследствии: несколько кувшинов для воды, пара статуэток слуг и служанок и одна или несколько статуй самого умершего. Для периода Средней империи характерны гробницы возле Бени Гассана, выбитые в толще скалы. С необычайным прилежанием пробиты центральные галереи, устроены скрытые склепы для мумий и залы поклонения мертвым. Конечно, встречаются и изменения этой основной схемы: в роскошных гробницах больше комнат, а естественные условия довольно часто требовали, чтоб первая комната строилась из камня как самостоятельная постройка рядом с могильным комплексом над скрытым глубоко в земле склепом. К периоду Новой империи относятся роскошные фиванские гробницы, в которых находят разнообразные предметы обстановки и быта – оружие, папирусы, кровать, стулья – все это было призвано украшать загробное существование покойного. Уже в период Средней империи в полный инвентарь гробницы входил маленький корабль с командой деревянных кукол. Фиванские гробницы фараонов состоят из галерей, разделенных на комнаты. Галереи эти глубоко уходят в скалы и богато украшены росписью и надписями. Далеко не все египтяне могли позволить себе собственную гробницу или полный обряд бальзамирования – это стоило огромных денег. Достойная загробная жизнь, немыслимая без погребального обряда, проведенного по всем правилам, без мумифицирования и пр., была привилегией богатых и знатных. Тела бедняков или менее состоятельных людей заворачивали в полотно и зарывали в песок. Некоторые находили заброшенные старые гробницы, освобождали их от тел умерших и приспосабливали к собственным нуждам. Такие захваты чужих гробниц не были редкостью: когда какой-нибудь род вымирал, никто не заботился о дальнейшей судьбе мертвецов. Только в охраняемом государством некрополе гробницы были защищены от посягательств. В фиванском некрополе для бедняков строились общие гробницы, где за небольшую плату можно было купить себе место. Забота об останках предков была священным долгом семьи, и нередко влиятельный и набожный человек в надписях на стенах своей гробницы повествовал, что восстановил пришедшие в упадок усыпальницы предков. В саитское время, по-видимому, были отреставрированы большие пирамиды, саркофаги в них обновлены.
Плач вдовы над телом супруга Жертвоприношения и дары умершим считались обязанностью живых потомков, также обязательно было чтение молитв в дни годовых праздников. Всякого посетителя, принадлежал ли он к членам семьи или нет, надписи на гробницах приглашали сказать изречение, которое могло доставить обитателю могилы тысячу хлебов, тысячу пивных кувшинов и тысячу от всего, что нужно для жизни. Если покойник был достаточно богат, то он учреждал особую должность, обеспечивающую жрецу определенный пожизненный доход. Жрец приносил в праздники подобающие жертвы, заботился обо всей службе мертвому. Также в древнее время в завещаниях оговаривались особые доходные статьи, предназначавшиеся на принесение жертв после смерти. Конечно, такие завещания не могли исполняться вечно: род мог прерваться или разориться, состояние приходило в упадок. Никто не мог лучше фараона позаботиться о своем посмертном культе, однако можно сомневаться, что культ мертвым царям всегда правильно соблюдался. Если в саитский период мы встречаемся с упоминаниями жрецов культа великих фараонов IV династии, то это значит, что жреческое сословие было почитаемо в этот период обращения к старым традициям, однако жрецы не исполняли свои функции непрерывно, начиная с периода пирамид, т.е. приблизительно 2200 лет подряд. Приведенные выше сведения представляют собой лишь краткий очерк погребальной археологии: сведения почерпнуты из сохранившихся архитектурных памятников. Давайте проанализируем надписи на стенах гробниц и поймем, что лежало в основе египетских погребальных обычаев. Однако это не так просто: в одних и тех же текстах сталкиваются древние и позднейшие воззрения, подчас они друг другу противоречат. Новые воззрения успешно или безуспешно истолковываются на старинный лад. Разнородные обычаи, распространение которых прежде ограничивалось определенными местами, перемешаны или объединены.
Мастерская похоронных дел мастера Египетское учение о загробной жизни только собирает и обрабатывает все распространенные в Нильской долине воззрения на судьбы мертвых. Современная египтология должна аналитическим путем выделить из этой путаницы все элементы религии в возможно первозданном, неискаженном виде. Воззрения египтян на природу и сущность человека, согласно древним письменным источникам, были довольно сложны и запутанны. Согласно этим воззрениям человек состоит из тела (хет), души (ба), тени (хайбет), мумии (сах), имени (рен) и, наконец, из Ка – двойника, невидимого подобия. Печать наибольшей древности носит на себе представление о Ка, которое рождается вместе с человеком, всюду следует за ним, является одной из составных частей его сущности и личности, но когда человек умирает, нет необходимости в том, чтоб Ка умерло вместе с ним. Ка может продолжать жить в могиле, и могилу поэтому называют также " домом Ка".
Певцы, музыканты и танцовщицы на могиле Ти Ка связано с телом, и ему не безразлично, сохраняется ли тело в неприкосновенности или нет. Представления о Ка лежат в основе погребальных обычаев. Ради этого тело превращали в мумию и тщательно прятали в хорошо скрытом могильном склепе. Заботы простирались также и на тот случай, когда мумия будет разрушена: тогда занять ее место и стать местопребыванием Ка могли статуи, передававшие черты усопшего. Но благополучие Ка зависело не только от сохранности мумии. Ка могло умереть от голода и жажды, могло также в случае нужды оставить свою гробницу и отправиться бродить привидением, пугая и мучая оставшихся в живых. Магический папирус, хранящийся в Лейдене, содержит заклинания против мертвецов, распространяющих болезни. Что касается пищи, то Ка всецело зависело от добровольных подаяний детей и потомков. Культ мертвых уже в древние времена был проникнут магическими элементами. Молитву о хлебе, пиве и " всех хороших вещах, которыми живут боги" для Ка такого-то можно прочитать на стенах любой гробницы, и такая молитва вполне может заменить настоящее жертвоприношение. Магическое слово создает то, что оно выражает, а предметы, нарисованные на стенах, могли в такой же мере удовлетворить Ка, как и настоящие, оставленные в гробнице. Нарисованный на соответственном месте жертвенный стол, переполненный прекрасными дарами, является не только простой иллюстрацией жертвенной молитвы, но молитва превращает такую картину в действительность.
Первая часть картины: Погребальная процессия, направляющаяся к горам близ Фив
Вторая часть картины: Церемония у могилы Магия оберегала и сохраняла мумии: древнейшие тексты мертвых, содержащиеся в надписях на пирамидах и в " Книге мертвых", – это изречения, защищающие мумии от змей, скорпионов, насекомых. Представление о Ка уходит в глубь веков: бессмертие покойного возможно только при некоторых условиях, так как его неприкосновенные останки связаны с могилой и продолжают земную жизнь. Это древнейшее представление создало в Египте погребальные обычаи, сохранившиеся во весь период существования государства. Молитвенные формулы сохраняют свою стереотипную неизменность вплоть до позднейших времен; но еще в период пирамид это примитивное воззрение столкнулось с новыми верованиями и претерпело изменения. О тени очень мало упоминается в текстах; можно предполагать, что представление о тени существовало наряду с представлениями о Ка. Блаженство покойника в известной мере зависело от благоговейного воспоминания его имени среди потомков. Стереть имя покойника со стен гробницы означало совершить большое преступление. Наряду с Ка существенное значение имеет только Ба – душа. Мы встречаемся с Ба уже в древнейших текстах, но ясно изложить представления египтян о душе на основании наших теперешних знаний невозможно. Уже очень рано представления о душе подверглись влиянию идей о Ка. Первоначально Ба представляли себе в виде птицы, и в этом содержится намек на назначение души после смерти человека: она не была связана с гробницей, она могла удалиться, подняться на крыльях к небу и жить среди богов. Ба посещает мумию в гробнице, Ба пребывает на земле, вкушая земное блаженство. В противоположность Ка, душа может двигаться свободно. По текстам пирамид, покойник в форме птицы летит к небу. Умерший может принять также образ саранчи и в таком виде достигнуть неба, но может отправиться на небо и в виде столба дыма от благовонных курений. На небе он становится эху, " блестящим", и может наслаждаться обществом богов. Путешествия Ба подробно фиксировались в виде настенной росписи, продумывались до мелочей. Древние тексты мертвых указывали Ба путь и защищали ее от всех случайностей, помогая душе покойного не уклониться от цели и выдержать борьбу с врагами. В древние времена было несколько самостоятельно развившихся учений о судьбе души: они содержатся в текстах пирамид и в " Книге мертвых". Основу египетской религии составляло представление о бессмертии, содержащееся в мифе об Осирисе. В легенде об Осирисе говорилось, что с помощью магии и ритуалов, которые Изида, Нефтис, Гор и Анубис совершили над телом Осириса, ему была возвращена жизнь. Этот ритуал – мумифицирование, сопровождавшееся целым комплексом изречений и молитв. Мумифицирование не являлось порождением легенды об Осирисе, а связано с представлениями о Ка и было перетолковано учением Осириса. Если умершего человека похоронить так, как Осириса, то он воскреснет, подобно Осирису, и может называться Осирис такой-то. Цель путешествия покойного и есть царство Осириса. Этим царством мертвых были поля Еару, топография которых знакома нам по 110-й главе " Книги мертвых". Это рай, вполне соответствующий египетской фантазии: плодоносные поля, омываемые Нилом, так что хлеб вырастает на семь локтей в вышину. Здесь покойный служит Осирису, как он при жизни служил фараону. Он может пахать и собирать жатву, плавать по реке и отдыхать под тенистыми деревьями. Начиная с XIII династии мертвому клали в гробницу деревянные или фаянсовые фигурки. Эти так называемые слуги заменяли умершего, когда Осирис звал его на работу, и назывались " ответчиками".
Мумия Сутимозу держит в руках свою душу
Суд над мертвыми
Суд над мертвыми – Анубис и Тот взвешивают сердце умершего на весах правосудия По мере того как расширялись географические познания египтян, страну мертвых приходилось все больше и больше удалять от Египта. Сперва в Финикию, затем на северо-восток. Нет точных указаний, как умерший мог попасть в этот рай: птицей подняться к небу или на божественном пароме переправиться через какие-то воды. При помощи свитков заклинаний, которые умершему клали в саркофаг, он мог насильно добыть себе место на пароме и в случае нужды пригрозить паромщику, что укротит и оседлает Тота и таким образом достигнет другого берега. По воззрению, сложившемуся в Абидосе, вход на тот свет лежал на западе от города. Именно там ладья солнца каждый вечер через расщелину в горах проскальзывала в царство мертвых. После того как Осирис слился с Хен-таментетом, умерший почитатель Осириса должен был начать свое путешествие к полям Еару из Абидоса. Действительно, часто мумии перед похоронами совершали путешествие в Абидос, после чего их хоронили в родном некрополе. Богатые и набожные люди желали покоиться как можно ближе к знаменитой гробнице Осириса: со всего Египта являлись в Абидос, чтобы выкупить себе место последнего успокоения и начать важное путешествие в страну мертвых вместе с Осирисом. В самом крайнем случае в Абидос посылали могильный камень с надписями, чтобы сохранить память о своем имени в священном городе. Из Абидоса умерший должен был отправиться в пустыню и там бороться со всевозможными чудовищами. По обрывкам текстов, найденных в фиванских гробницах, ученые пытались восстановить древнейшие мемфисские представления о жизни души. Мемфиский бог мертвых Сокар жил на западе в ливийской пустыне. Царство его представляло собой большой подземный грот, где он собирал после смерти всех верных ему людей. Печаль, грусть и тоска лежали в основе веры в Сокара. Древние тексты, хранящиеся теперь в Британском музее, рассказывают, как умершая молодая женщина повествует о своей тяжелой судьбе: запад, по ее словам, страна сна и мрака, смерть приходит за всеми, и никто из богов и людей не смеет заглянуть ей в лицо. Для смерти нет разницы между взрослыми и детьми, она похищает дитя у матери, не слышит тех, кто обращается к ней с мольбой и т.д. По гелиополитическому воззрению покойник стремился к вечному плаванью в ладье Ра, сопровождая его ежедневно. В текстах пирамид и " Книге мертвых" эта идея выражена достаточно ясно. Ночью ладья солнца должна проплыть область мрака, Дуат, чтоб утром снова появиться на востоке. Дуат – это не подземный мир, а царство мрака по ту сторону известного древнейшим египтянам Мира, т.е. по ту сторону Нильской долины. Дуат находится в той же горизонтальной плоскости, что Египет, и отделен от него высоким плоскогорьем. В ладье Ра душе умершего не страшны никакие опасности, и потому она может вкушать полное блаженство. В текстах пирамид мы также встречаемся с божественным паромом, переправлявшим мертвых на запад к Ра. В период Новой империи под влиянием теологии Амона-Ра возникла система, пытавшаяся объяснить древние разнообразные воззрения всеобщего поклонения могущественному богу Солнца, побеждающему мрак. Учение это содержится в " Книге о Дуате" и в " Книге о воротах". В этих произведениях уже нет упоминания о том, что мертвые могут оставаться на земле. Умерший находится в ладье Ра. На ежедневный путь Солнца смотрели как на проявление жизни бога. В виде юноши Гора он появляется на востоке и после победоносной борьбы с силами мрака умирает. Ладья солнца должна пересечь Дуат. Бог Солнца путешествует по миру мертвых, как фараон по своим владениям. Соответственно двенадцати часам ночи Дуат разделен на двенадцать областей. В некоторых из них господствуют древние боги мертвых Сокар и Осирис и их верные слуги. Кратковременное посещение богом Солнца каждой из этих областей является величайшим облегчением для населяющих их душ. В " Книге о воротах" говорится, что и Солнце проходит по двенадцати областям Дуата. Но здесь они представлены в виде двенадцати дворцов с большими воротами, охраняемыми гигантскими змеями. В " Книге о воротах" мы находим вариант сцены суда Осириса, известной по 125-й главе " Книги мертвых". Книги эти, переполненные фантастическими и мистическими представлениями, пользовались в Египте большою популярностью. По одному воззрению, зародившемуся в Южном Египте, душа усопшего могла подняться на небо по лестнице, воздвигнутой для нее богами, и занять подобающее место среди божественного пантеона. В некоторых гробницах нашли лестницы, которыми мертвый должен был воспользоваться, согласно древнему обычаю. Магия присутствует всюду. С помощью амулетов и заклинаний умерший может преодолеть все трудности: его Ка получит в гробнице пропитание, мумия будет защищена от тления и уничтожения, его душа утешится, сумеет победить всех врагов и избежать всех опасностей, ворота раскрываются и впускают душу, потому что она знает их имена. Таким образом, судьба умершего после смерти оказывается совершенно независимой от того, как он жил на земле. Однако по некоторым воззрениям в очень древние времена моральное поведение людей считалось в известном смысле важным для загробной жизни. В текстах пирамид умершие оправдываются перед паромщиком за сделанное при жизни, а после его объявляют свободным от некоторых грехов. В 125-ой главе " Книги мертвых", сочинения более позднего происхождения, рассказывается, как богиня истины Маат судит покойного. Сердце его взвешивают на весах с пружиной истины, расчетами заняты Гор и Анубис, в то время как Тот записывает на доске результаты взвешивания. По ту сторону весов сидит гиппопотам, за ним на цветке лотоса – четыре бога из царства мертвых: Амсет, Гапи, Дуамутеф и Кебехсенуф. Осирис вершит суд на своем троне, а за ним – сорок два судьи. Умерший должен назвать имена этих судей и исповедоваться в невинности, то есть перечислить ряд грехов, от которых он считает себя свободным. В других главах " Книги мертвых" также содержатся описания суда Осириса. Эту главу под номером тридцать писали на каменном скарабее и клали мумии вместо сердца, чтобы сердце в решающий момент суда не стало свидетельствовать против покойного. В скрытом виде в этой главе содержится мысль о возмездии. Однако магический элемент заклинаний и амулетов так силен, что возмездие теряет всяческое значение: умерший сумеет защитить себя от любой опасности. Нигде во всей " Книге мертвых" нет и слова о возможной гибели души, напротив, всюду изображается, как умерший оправдывается на суде Осириса и получает в удел блаженство. Только в текстах, содержащих фиванское учение о ночном путешествии солнца через Дуат, мы находим иллюстрированное описание ада по египетским понятиям: осужденных там мучают самым жестоким образом. Однако не наблюдается связь между наказанием в царстве мрака и поведением покойного на земле.
Отбытие в страну мертвых Мы должны коснуться еще нескольких представлений, играющих довольно значительную роль в египетских текстах. Для всех периодов египетской истории характерны тексты, отождествляющие покойного с богом. В текстах пирамид говорится об умершем, как он восходит на небо, пробегает небесный свод, спускается на западе, принимает поклонения жителей Дуата, чтоб снова воссиять на востоке. Умерший в данном тексте отождествлен с Ра. Именование мертвого " Осирис такой-то" нельзя считать подобным отождествлением. Оно обозначает только, что мертвый получил бессмертие Осириса, поскольку он, как Осирис, превращен в мумию, погребен и принадлежит царству Осириса. Защиту при жизни и после смерти дают заклинания, отождествляющие тело и его части с различными богами. С такими заклинаниями мы встречаемся в 42-й главе " Книги мертвых" и других магических текстах. Ряд глав " Книги мертвых" (главы 76-88) дают мертвому способность превращаться в разные существа. Он может принять образ золотого ястреба, лисицы, птицы бену, священного барана, крокодила и т. п. Все это довольно непонятно. Однако ни в коем случае не нужно видеть в этом странствование души, свойственное индийским или пифагорейским воззрениям. Геродот ошибался, когда приписывал египтянам учение о переселении душ. Эти метаморфозы совершаются по доброй воле, о наказании и очищении, как в метемпсихозе индийцев и пифагорейцев, здесь и речи нет. Цель этих заклинаний доставить мертвому полное блаженство, отождествляя его с богами, божественными животными и растениями.
Пилоны Эдфу
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы