Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 3. Возникновение идеи трансформизма



Систематизация накопленного ботанического и зоологического материала создала предпосылки для сравнения между собой различных форм животных и растений. Отсюда начинается развитие сравнительноанатомического метода в биологии, который приковывает внимание ученых к вопросам изменяемости организмов.

Возникает новое направление в биологии—трансформизм, утверждающее, что виды животных и растений, попадая в новые условия внешней среды, могут изменяться. Трансформисты до пускали возможность превращения (трансформации) одних видов в другие. Этому новому направлению приходится с большим трудом преодолевать старые укоренившиеся взгляды креационистов.

Дату оформления трансформизма как определенного научного течения можно отнести к 1759 г., в котором произошли три очень крупных события, имевшие важное значение для дальнейшего развития естествознания. Прежде всего в этом году был написан знаменитый трактат М. В. Ломоносова «О слоях земных», основная идея которого была направлена против креационизма. 28 ноября 1759 г. в Берлинском университете молодой ученый Каспар Фридрих Вольф защищал докторскую диссертацию на тему «Theoria generationis» (Теория зарождения) в которой он выступал против основных положений преформизма. Наконец, в этом же году во Франции возникла первая естественная система растений, творцом которой явился известный ботаник Бернар Жюссье. Остановимся несколько подробнее на этих событиях.

Про М. В. Ломоносова можно, вслед за Н. А. Добролюбовым, сказать с полным правом, что он положил основание русскому естествознанию. Более того, он создал в нем определенные традиции, которые неуклонно развивались в русской науке. В основе этих традиций на первом месте стояло признание материальности природы. По Ломоносову, материя «есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Природа тел «состоят в движении, и, следовательно, тела определяются движением». Ломоносов основал в России опытное естествознание. Подчеркивая, что опыт он ставит «выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением», Ломоносов в то же время обращает особое внимание на необходимость философского обобщения результатов опытов. Его труды имели огромное значение для самых разных отраслей естествознания и прикладных наук (химии, физики, геологии, металлургии и др.).

Трактат «О слоях земных» написан был Ломоносовым в 1759 г., опубликован же несколько позже. Основная идея этого произведения заключалась в словах: «...напрасно многие думают, что все как мы видим, сначала творцом создано...» «...Легко быть философами, — иронически замечает автор трактата, — вы-учась наизусть три слова: бог так сотворил...» (М.В.Ломоносов. О слоях земных. М.—Л„ Госгеолиздат, 1949, стр. 55. 2 К. Ф.Вольф. Теория зарождения. М., Изд.во АН СССР, 1950, стр. 283. ).

Ломоносов доказывает, что земная поверхность имеет свою историю, на протяжении которой она претерпевала существенные изменения. Происходили горообразовательные процессы, менялась конфигурация водных бассейнов. Вода, ветер и солнечные лучи, а также вулканическая деятельность разрушают поверхность земли.

Изменения неживой природы влекут за собой изменения в животном и растительном мире, которые в свою очередь воздействуют на неживые тела, создавая новые формы материи, ранее не существовавшие. Так, нахождение в горах раковин ныне несуществующих морских моллюсков свидетельствует о том, что раньше в этих местах было море, которое затем отступило. Чернозем не является изначальной, первозданной материей, но произошел «от согнития животных и растений». Ломоносов высказывает мысли о растительном происхождении торфа и каменного угля. Он поясняет, что нахождение не существующих ныне насекомых в янтаре свидетельствует о том, что янтарь—это смола не современных растений, а других, существовавших в предшествовавшие времена.

По словам Ф. Энгельса, К. Ф. Вольф в 1759 г. произвел первое нападение на теорию постоянства видов. В своей диссертации он выступил с блестящей критикой преформизма, подкрепленной большим фактическим материалом, который по существу положил начало новой биологической дисциплине—эмбриологии. Вольф указывал, что теория преформации не объясняет хода индивидуального развития; в природе нет ничего общего с каким-либо предобразованием. Признание такого явления равносильно признанию чуда. Если принять эту теорию, то как искажается «наше обычное представление о природе и сколько теряет оно в своей красоте! До сих пор это была живая природа, собственными силами производившая бесконечные изменения. Теперь же это просто произведение, несущее в себе лишь вид мнимых изменений, на деле же и по существу застывшее в тех формах, в которых было создано, и разве только все больше и больше изнашивающееся. Раньше это была природа, сама себя разрушавшая и сама себя вновь и вновь воссоздававшая, чтобы таким путем вызвать бесконечные изменения и показать себя все с новой и новой стороны. Теперь же это безжизненная масса, теряющая кусок за куском, пока от нее самой ничего не останется. Такой жалкой природы я не могу принять...».

В противоположность сторонникам преформации, Вольф в своих рассуждениях основывается на наблюдениях. Он изучает процесс закладки и развития органов растения и эмбриональное развитие цыпленка. Изучение развития листа приводит его к мысли, что нет изначально заложенной определенной структуры; наблюдаются только элементарные образования в виде пузырьков или шариков (клетки). Наблюдая клеточное строение листа, Вольф предполагал, что клетки представляют собой как бы пещерки, наполненные питательными соками. Он обратил внимание на то, что наблюдаемые им пузырьки могут расти, давая начало сосудам, т. е. создавать твердые структуры.

Вольф произвел очень тщательное изучение эмбрионального развития цыпленка и пришел к выводу, что индивидуальное развитие совершается постепенно, путем последовательного формирования все новых и новых частей, и что системы органов закладываются в определенном порядке.

Из всего фактического материала логично вытекало основное положение, проходившее красной нитью через всю диссертацию. В природе нет преформации; всегда и везде, и у растений и у животных, индивидуальное развитие является явствен-н ы м развитием, которое всегда происходит с новообразованием (эпигенез).

Вольфу пришлось выступать с критикой взглядов таких крупнейших ученых своего времени, как Шарль Боннэ и Альбрехт Галлер, авторитет которых был очень высок. Это создавало крайне неблагоприятную почву для дальнейшей научной работы молодого ученого. Позднее, в связи с избранием в академики Российской академии наук, Вольф переезжает в Петербург, где его исследования идут в двух направлениях — в области эмбриологии и тератологии (наука, изучающая уродства). Характерно, что тератологические исследования представляли для Вольфа особый интерес как метод доказательства эпигенеза. Он убеждается, что уроды не от бога, они не определены заранее. Это все дела природы, следствия особых причин, действовавших в период эмбрионального развития.

Третьим событием, которое произошло в 1759 г. и в дальнейшем способствовало развитию трансформистских идей, явилось создание первой естественной системы растений. По желанию короля Людовика XV в Трианоне был создан ботанический сад. Разбивка грядок в этом саду производилась под руководством известного ботаника Бернара Жюссье. Посадка на грядках •была впервые в мире проведена по принципам естественной классификации. Сам Бернар Жюссье не изложил своих принципов на бумаге; это было осуществлено спустя тридцать лет его племянником Антуаном Жюссье. Однако идея естественной системы начала проникать даже за пределы ученых кругов еще до выхода в свет труда Антуана Жюссье. Основная идея естественной системы заключалась в том, чтобы расположить растительный мир в определенный ряд, который выразил бы взаимные отношения, существующие между видами растений. Для этого Жюссье разбивает растительный мир на естественные порядки, впервые располагая их в восходящий ряд, начиная с наиболее просто организованных (водорослей и грибов) и кончая высшими цветковыми растениями. Естественная система, по Жюссье, раскрывает цепь, связывающую все живые существа. При этом она опирается на совокупность признаков, а признаки, лежащие в основе системы, должны быть хорошо продуманы, к ним нельзя подходить механически.

Таким образом, трансформизм, возникнув в середине XVIII в. выдвинул в противовес старым метафизическим взглядам на органическую природу две новые идеи: 1) идею изменяемости предметов и явлений природы и 2) идею явственного индивидуального развития, происходящего всегда с новообразованием (эпигенез). В то же время первая естественная система растений стихийно отразила путь исторического развития органических форм от простых к сложным.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь