Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие метафизического взгляда на природу.



В Римской империи, империи поработителей, власть которых держалась на непосильном рабском труде, с началом нашей эры на смену языческой религии приходит христианская. На первых порах ее исповедует угнетенный, бесправный элемент—рабы. В этот период она находится вне закона. Верующие в нее идут на смерть, на жестокие муки, рассчитывая на том свете получить райское блаженство. Мимолетное преходящее страдание за веру на этой многогрешной земле и затем вечная райская жизнь для всех угнетенных, не знавших счастья. Такова психология этой новой религии. Вместо того чтобы содействовать сплочению рабов, боровшихся за свою свободу и жизнь, она расслабляла их волю, призывая покориться неизбежной судьбе. Объективно эта новая религия оказалась выгодной именно для рабовладельцев, так как она утверждала и отстаивала их права на земле. Неудивительно, что позднее христианская религия становится официальной религией в Риме.

К 410 году, году падения Римской империи, свободное исповедование христианства приводит к все большему возвышению церкви, к усилению ее роли в государстве. Позднее этому способствует возникновение в Европе монашеских орденов. Строящиеся монастыри являлись центрами, в которые стекалось много народа. С одной стороны, сюда влек религиозный энтузиазм, а с другой—личные экономические интересы. Для бедных стимулом идти в монастырь была вера в загробную жизнь, а для богатых—желание сохранить накопленные ими богатства за надежными монастырскими стенами, а заодно и упрочить свою власть, поскольку церковь все сильнее и сильнее оказывала влияние на общественную жизнь.

В условиях развивающегося феодального строя в Западной Европе церковь, и в первую очередь католическая, становится крупной экономической и политической силой. Насаждая религиозную идеологию, она оправдывает эксплуатацию и призывает народ к покорности феодалам. Церковь распространяет религиозные представления о сотворении мира, о неизменности всего существующего, строго преследуя все, что противоречит ее догматам.

Церковь оказывает большое влияние на школу, где в основу воспитания учащихся кладутся все те же религиозные догматы. Основным руководством по естествознанию в школе, начиная со II века, почти на протяжении 1000 лет являлась книга под названием «Физиологус». Она была переведена на многие европейские языки. Первоисточниками, по которым была написана эта книга, являлись библейские представления о сотворении мира, рассказы странников о виденных ими чудесах и элементы античной мифологии. Основная идея «Физиологуса» заключалась в оправдании религиозных представлений. Поэтому в нем совершенно спокойно уживалось естественное со сверхъестественным. Здесь можно было прочесть рассказ о благочестивом аббате, которому бог послал волка для того, чтобы таскать камни, необходимые для постройки монастыря. На ночь волк уходил в хлев, где спал вместе с овцами. Имелось в «Фи-зиологусе» и сказание о знаменитой птице-феникс, которая живет более 1000 лет. Ее гнезда могут загораться от лучей солнца, но сгоревшая птица вновь возрождается из пепла. «Физиологус» был иллюстрированной книгой. Среди его иллюстраций было изображение легендарного дерева, на ветвях которого растут особые плоды: падая в воду, они превращаются в морских уточек. Такие же рисунки помещались и в других подобных «Фи-зиологусу» книгах, вплоть до XVII в. (рис. 1).

С Х по XII в. усиливается борьба церкви за власть, в силу чего все сильнее и сильнее обостряются противоречия между духовенством и дворянством, благосостояние которых зависело от эксплуатации все более и более нищавшего крестьянства.

Выходом из создавшегося положения являлись крестовые походы. За новыми богатствами потянулись на Восток средневековые рыцари, вооруженные мечом и осененные крестом католической церкви. Проливалась кровь, гибли тысячи невинных жизней. Церковь объявила беспощадную войну всему, что несогласно с ее догматами. Преподавание природоведения в школах запрещается, а сам предмет предается анафеме. Вместо знания природы проповедуется поклонение мощам, вера в чудеса, вместо науки — схоластика и авторитет священного писания.

Существенные изменения происходят в жизни средневекового общества в XII—XIII вв., когда развитие ремесла и торговли приводит к возникновению городов. В наиболее крупных городских центрах (Париж, Рим, Лиссабон и др.) впервые организуются университеты. Что представляли первые университеты, видно хотя бы из структуры университета, организованного в Париже. Он состоял из четырех факультетов:

1) богословского,

2) юридического,

3) медицинского,

4) факультета «свободных искусств» (философии).

Первые два из них должны были выпускать лиц, стоявших на страже интересов церкви и дворянства. В то же время медицинский факультет и факультет «свободных искусств» создавали серьезную угрозу монополии католической церкви в области ее идеологического влияния. Поэтому церковь начинает применять иные методы для поддержания своего авторитета. В XIII в. католическая церковь утверждает особый духовный суд, именуемый инквизицией, в задачи которого входит борьба с «еретиками». «Святая» инквизиция просуществовала пять веков. За это время на кострах только в одной Испании было сожжено около 35 тыс. человек, а свыше 300 тыс. подвергнуто пыткам. Последний костер, зажженный по указу испанской инквизиции, горел еще в 1826 г. Поэтому неудивительно, что в первый период существования университетов живая мысль в области естествознания пробивалась с большим трудом.

Энгельс в «Диалектике природы» обращает внимание на то, что современное исследование, природы, как и вся новая история, ведет свое летосчисление с эпохи Возрождения — эпохи, которая начинается со второй половины XV столетия. К этому времени королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные монархии, из которых развились современные европейские государства и современное буржуазное общество.

Рост торгового капитала и развитие торговли вызвали необходимость в новых рынках, в новых объектах торговли. Особенно привлекает к себе вниманий Восток—сказочная Индия с ее несметными богатствами. В XV в. устанавливается сухопутный (Афанасием Никитиным) и морской (Васко да Гама) путь в Индию. В конце этого же века в поисках нового пути в Индию

Христофор Колумб открывает Антильские острова, а вслед за ним итальянец Америго Веспуччи исследует берега Южной Америки. В период 1519—1522 гг. Фернан Магеллан совершает первое кругосветное путешествие. В XVI в. все нарастающими темпами идет уточнение географической карты мира, и, наконец, в 1770—1771 гг., во время путешествий Джеймса Кука, начинают очерчиваться контуры еще неизвестной до тех пор части света — Австралии. Таким образом, создается современная карта мира.

Во взаимной связи с развитием географин развивались физико-математические науки. Самое богатое наследство от своих предшественников получили математики эпохи Возрождения: от древних греков они унаследовали основы геометрии и от арабов—алгебру. За три века (XVI—XVIII), после длительного средневекового застоя, в математике происходят крупнейшие открытия. В основных чертах были разработаны важнейшие математические методы—аналитической геометрии (Рене Декарт), логарифмирования (Джон Непер), дифференциального и интегрального исчисления (Готфрид Лейбниц, Исаак Ньютон). Значительно отстает еще в своем развитии физика. По существу развиваются пока только два ее отдела — механика и оптика, успехи которых связаны с успехами в области астрономии. Исследования морей и океанов заставили практически освоить такую крупную отрасль производства, как кораблестроение, а вождение кораблей потребовало обратить особое внимание на механику звездных тел.

В XVI в. становится ясным все несовершенство геоцентрической системы мира, разработанной греческим астрономом Пто-лемеем (II в. н. э.), согласно которой Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг нее. Ф. Энгельс указывает, что революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости, было издание бессмертного творения Коперника, где он «бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы». Николай Коперник создает новое учение, доказывающее, что Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии (богословия). Путь к этому освобождению был тернистым, стоившим науке многих жертв. Римский папа издает декрет о еретичности учения Коперника. Начинается гонение на всех, кто следует за этим учением. В 1600 г., на рубеже XVI и XVII вв., после долгих лет пыток и мучений на костре «святой» инквизиции был сожжен величайший мыслитель своего времени Джордано Бруно, посмевший, вопреки запрещению церкви, утверждать, что мир бесконечен, что Солнце не единственная звезда, а наша солнечная система единственная система во вселенной. Но костер инквизиции не смог заставить науку двигаться вспягь. Пророческими оказа лись слова самого Джордано Бруно: «Смерть в одном столетии делает мыслителя бессмертным для будущих веков».

Астрономические исследования явились стимулом для развития оптики. За исключением оптики, а также механики, все остальные разделы физики еще не вышли за пределы самых первых, начальных ступеней развития. В зачаточном состоянии находилась химия. Что касается геологии, то пока развивалась только минералогия, проходившая начальный этап накопления данных о минералах.

Развитие всех указанных наук способствовало накоплению большого материала в области биологии. В результате многочисленных путешествий в различные города Европы непрерывным потоком поступали богатейшие коллекции растений и животных. В Европе начинают использовагь ранее неизвестные растения, ввозимые из Америки (картофель, табак, кукуруза, какао, гевея, кактусы), из Азии (корица, гвоздика, мускатный орех) и из других стран света. В это же время изготовление первых микроскопов открыло перед естествоиспытателями совершенно новый мир микроскопических живых существ, остававшийся ранее скрытым от взора человека.

В этот период после длительного застоя, царившего в средние века, естествознание начало бурно развиваться в различных своих отраслях. Основная задача была в освоении огромного собранного материала. Нужно было проанализировать весь этот материал, подвергнуть его хотя бы первичной систематизации. Возникла необходимость расчленять находящиеся во взаимной связи явления природы, изучать их в отдельности.

В этот период широкое распространение получает метафизический способ мышления. Природа рассматривается как случайное скопление предметов, явлений, оторванных и независимых друг от друга. Она расчленяется на отдельные элементы, которые признаются постоянными, изначально существующими. Фактически отрицается процесс развития в природе, который сводится к процессу роста.

Ф. Энгельс, анализируя состояние естествознания в эпоху Возрождения, писал: «Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это - выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы. Согласно этому взгляду, природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неизменной, пока она существует». Неизменно движение планет, неизменна Земля с ее климатом, фауной и флорой.

В противоположность истории человечества, развивающейся во времени, истории природы приписывалось только развертывание в пространстве. Отрицалась сама возможность какого-либо изменения, какого-либо развития в природе. Революционное в начале естествознание вдруг очутилось перед лицом «навсегда застывшей, неизменной природы». Возникло глубокое противоречие. С одной стороны, к началу XVIII в. естествознание накопило огромный фактический материал, и поэтому по объему своих знаний высоко поднялось над уровнем древнегреческой науки. Однако, с другой стороны, в смысле идейного овладения этим материалом, в смысле общего воззрения на природу оно значительно уступало естествознанию древней Греции. Стихийно-диалектические взгляды философов, господствующие до начала нашей эры, сменились метафизическими взглядами.

Революционное в начале Ренессанса, естествознание к концу этой эпохи все глубже и глубже увязает в теологии. Оно ищет «конечную» причину устройства мира и находит ее в толчке извне, необъяснимом из самой природы. Анализируя такое состояние науки, Ф. Энгельс подчеркивает, что «Коперник в начале рассматриваемого нами периода дает отставку теологии; Ньютон завершает этот период постулатом божественного первого толчка». Официальная наука примиряется с религией и вслед за ней признает творца, ответственного за возникновение природы и существующий в ней порядок.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь