Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представления о природе в древней Греции и Риме.



 

История развития естественных наук в древней Греции неотделима от истории античной философии. Первые греческие философы-материалисты V—II вв. до нашей эры были одновременно и первыми естествоиспытателями, пытавшимися понять и объяснить различные явления природы. Их взгляды формировались в 1 период коренной ломки общественных отношений, когда на смену отживающему первобытнообщинному строю пришел новый Устрой — рабовладельческий. Зарождение науки проходило в борьбе со старыми религиозными представлениями, лежавшими в основе древнегреческой мифологии. В мифах причудливо переплеталась фантастика с примитивными наблюдениями над жизнью природы, все проявления которой объяснялись разумной деятельностью различных богов. Считалось, что от воли богов зависит жизнь человека: его судьба заранее предопределена, как и все, что его окружает. Подобным фантастическим верованиям первые философы-материалисты противопоставляли свои взгляды, которые по существу носили стихийно-диалектический характер. В их представлениях природа выступала как бесконечное сплетение связей и взаимодействий. Они видели в ней движение, изменение всего существующего. В ней все возникает и исчезает, из одного развивается другое, новое. Мир не создан богами, он возник из хаоса, и с тех пор все в нем находится в постоянном движении. Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — определяют все, что существует в мире. В представлении древнегреческих философов каждая из этих стихий как бы олицетворяет определенное состояние материи. Так, земля как стихия понималась в смысле и твердой субстанции, вода — жидкой, . а воздух — газообразной. Огонь олицетворял материю более тонкую по своему строению, чем воздух. Эти стихии, изменяясь, переходят друг в друга. Таким образом, у древнегреческих философов наблюдалось Устремление понять природу как целое, в котором все предметы, все явления связаны между собой. Однако сам характер познания природы был пассивным, созерцательным.

Центрами, в которых возникли первые философские школы, были крупные торговые города на побережье Малой Азии — Милет и Эфес, занимавшие ведущее место в социально-политическом и культурном развитии античной Греции. Возникновение милетской школы связано с именами таких крупных философов, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Дальнейшее развитие материалистическая философия получила в учении эфесского мыслителя Гераклита (конец VI — начало V в. до н.э.). Он учил, что мир не создан никем из богов и людей. В нем нет ничего застывшего; все находится в состоянии вечного движения; все течет, все изменяется, подобно тому как изменяется вода в реке. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так как на входящего в нее текут все новые и новые воды. Гераклит развивал идею единства вселенной, понимая под ним взаимосвязь всех тел природы. Одно переходит в другое, которое в свою очередь не остается неизменным. В основе всеобщего круговорота материи в природе лежат изменения основной стихии—огня. Огонь, угасая, последовательно превращается в воздух, а затем в воду и землю; земля же может вновь разжижаться и переходить в воду, последняя, испаряясь, превращается в огни небесных светил.

Гераклит развивал мысль о том, что предметы и явления природы могут переходить в свою собственную противоположность. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Борьба противоположностей является источником движения; она приводит к возникновению прекрасного, гармоничного. «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Сходные идеи развивал Эмпедокл из Сицилии (483—423 гг. до н. э.), который учил, что четыре «корня» (стихии) —огонь, воздух, вода и земля—дают начало всему сущему. Они слагаются и разделяются, и от их сочетаний образуются все тела природы. Источником движения являются вражда и дружба. В этом последнем положении повторяется идея Гераклита о борьбе противоположностей. Эмпедокл высказывал ряд мыслей о происхождении живых существ. По его мнению, жизнь возникла еще тогда, когда не было солнца. От сильных дождей на Земле в тине зародились первые растения. Позднее начали зарождаться отдельные части тел животных: головы без шей, руки без плеч, глаза без лбов. Эти части тел, органы, вступали в соединение друг с другом. В одних случаях получались уроды — животные с двумя головами, быки с человеческими головами и другие чудовища. Вражда отсеивала их, они вымирали. В других случаях соединившиеся части гармонировали друг с другом. Дружба сохраняла их, и на Земле появлялись животные, которые могли на ней существовать. Нетрудно видеть, что при всей наивности концепции Эмпедокла в ней чувствуется попытка объяснить причины возникновения приспособлений к жизни организмов, т. е. решить проблему целесообразности органических форм.

Вершины своего развития античная философия достигла в учении Демокрита (ок. 460— 370 гг. до н.э.), одного из самых крупных энциклопедистов того времени. Демокрит разработал первую атомистическую теорию строения материи. Он учил, что все тела природы слагаются из мельчайших неделимых материальных частиц — атомов. В природе реально существуют атомы (бытие) и пустота (небытие). Атомы отличаются друг от друга формой; „ все предметы складываются из них, как текст книги из букв алфавита. Все изменения, происходящие в природе, обусловливаются различными сочетаниями — соединениями и разъединениями движущихся в пустоте атомов. Движение атомов не имеет начала во времени, оно существует вечно.

Исходя из своих атомистических представлений, Демокрит сделал попытку объяснить процессы, происходящие в окружающем нас мире. Мир, по Демокриту, образовался следующим образом. Так как неделимые частицы (атомы) имеют случайное и непрерывное движение, то в одном каком-то месте может собраться много тел, имеющих разные формы и размеры. Более тяжелые из них опускаются вниз, более легкие уносятся вверх. Из оседавших вниз атомов и их сочетаний образовывалась Земля, из поднимавшихся вверх—небо, огонь и воздух.

На поверхности Земли находилось грязеподобное (иловидное) вещество; из его жидких частей образовалось море, а из твердых—верхний слой земли, который вначале был влажным и рыхлым. Под действием лучей солнца влажные вещества начали зарождать жизнь, и тогда возникли разные формы животных. Те из них, которые заключали в себе больше теплоты, поднялись вверх, став птицами, другие, в которых преобладала «смесь земли», стали наземными животными, третьи же, состоящие из более влажного вещества, сохранились в воде. Затем Земля, постепенно остывая, перестала рождать крупных животных, но каждая живая форма, совокупляясь с подобной ей, стала рождать новые организмы той же формы. Демокрит сделал попытку объяснить происхождение и развитие общественной жизни человека. Он предполагал, что первобытные люди вначале вели звероподобный образ жизни. Они в одиночку выходили на поиски пищи и добывали годную для этого траву и плоды деревьев. Так как на них нападали звери, они научились помогать друг другу. Совместная охота, защита от зверей способствовали развитию нечленораздельных звуков в членораздельную речь. Первые люди проводили свою жизнь в тяжелом труде, у них не было одежды, они не умели строить жилищ, не знали употребления огня. Поэтому многие погибали зимой от холода и недостатка пищи. Постепенно они стали изменять свой образ жизни: научились пользоваться огнем и делать одежду из шкур животных. Нужда научила их жить в пещерах, а затем и строить жилища. Характерно, что и к вопросам психической жизни человека Демокрит подходил с позиций атомистической теории. Он представлял себе «душу» как сочетание круглых и быстро движущихся атомов, сходных с теми, из которых состоит огонь. Отсюда душа так же смертна, как и тело, так как смерть представляет собой распадение атомов тела и души.

Идеи, развиваемые Эмпедоклом и Демокритом в Греции, позднее получили распространение и в Римской империи. Римский философ и поэт Лукреций Кар (1 в. до н. э.) в поэме «О природе вещей» высказывал ряд мыслей, созвучных взглядам греческих мыслителей. Лукреций выступал против тех людей, которые, будучи не в силах понять природы вещей, приписывают все воле богов. На самом же деле, утверждал он, мир не создан богами, так как из ничего ничто не творится. Мир вечен, но изменчив. В нем всюду движение и борьба. Живые существа не свалились на Землю с неба; они зародились и зарождаются на самой Земле. Растения развились из земли. Из нее же рождаются черви под действием влаги. Из одних организмов могут образоваться другие. Так, красивые яркие цветки, оторвавшиеся от растений, превращаются в бабочек.

Ф. Энгельс в «Диалектике природы», давая общую характеристику взглядов на природу, распространенных в ту эпоху, обращает внимание на то, что «при всем наивно-материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древнейших греков имеется зерно позднейшего раскола». Наряду с убежденными материалистами выступают со своими учениями философы-идеалисты. Ярко выраженные идеалистические представления характерны, например, для Платона (V—IV вв. до н. э.), утверждавшего самостоятельность души. Душа, по Платону, нечто ( Энгельс. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1964, стр. 161), особое, отличное от тела. Души людей бессмертны. После земной смерти души переселяются в Другие живые тела, в зависимости от того, каково было поведение человека на земле. Души тупоумных переселяются в рептилий, а души легкомысленных людей — в порхающих в воздухе птиц.

Характерно, что даже в представлениях одного и того же философа могло иметь место смешение материалистических и идеалистических идей. Примером служат взгляды Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), которого Энгельс называл «универсальной головой». Не сомневаясь в существовании материи как основы всех вещей, Аристотель, однако, считал материальную субстанцию 1 вассивной и развитие ее объяснял действием невещественного активного начала - души. По его мнению, вся природа в большей или меньшей степени одушевлена. В живых организмах душа является животворящим началом — энтелехией, которая приводит материю к осуществлению внутренней цели, к завершению развития организма определенной формы.

Живое, по Аристотелю, характеризуют три основных признака: 1) питание, необходимое для роста и размножения, 2) ощущение, заставляющее организм двигаться, и 3) мышление. Эти признаки определяются свойствами души. Души разных организмов различны: есть душа питающая (у растений), душа чувствующая (у животных) и душа разумная (у человека). Каждая из них по-своему определяет целеустремленное развитие живого тела. Исходя из своих представлений о душе, Аристотель объяснял необходимость полового процесса тем, что самка дает только вещество—пассивную материю, необходимую для развития зародыша, а самец при спаривании вносит животворящее начало — энтелехию. Аристотель допускал возможность самопроизвольного зарождения как у растений, так и у некоторых групп животных (губки, кишечнополостные, моллюски, насекомые и рыбы).

Подобные взгляды характеризуют идеалистическую сторону философии Аристотеля. В то же время в вопросах познания он, ^по словам В И. Ленина, вплотную подходит к материализму. По Аристотелю, окружающая природа, влияя на организм, выбывает ощущение. Ощущение формирует память. Память о повторяющемся создает опыт. Наконец, из опыта берут начало искусство и наука.

Таким образом, обращает на себя внимание то, что взгляды многих древнегреческих философов-материалистов носили стихийно-диалектический характер. Они признавали, что материя не создана богами; она находится в постоянном движении, и процесс развития идет в силу столкновения противоположностей.

В то же время при низком уровне знаний процесс познания природы не выходил, как правило, за рамки простого созерцания ее и обдумывания. Только с началом нашей эры возникают зачатки эксперимента.

На протяжении пяти веков, предшествовавших нашей эре, у древнегреческих естествоиспытателей наблюдается раскол в воззрениях, приведший к возникновению материалистических и идеалистических философских течений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь