Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СИМВОЛЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ВЕКТОРЫ)



ФАКТОР АБСТРАКТНОСТИ

В зависимости от «степени» абстрактности об­раза мы различаем четыре уровня выбора.

КОНКРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ (Ко)

Это чаще всего сценоподобные, «фотографичес­кие» по Г. В. Биренбауму образы, попытка прямо, кон­кретно изобразить понятие, привести пример ситуа­ции, которая, по мнению испытуемого, связана с этим понятием. Развернутое изображение военного пара-дана понятие «победа», изображение воина, идущего навстречу вражескому танку с гранатой в руке - ха­рактерные примеры образов такого типа. Примеры сложных сценоподобных образов представлены на рис. 2 и 3.


Рис. 2. Испытуемый К., 21 год.

Остаточные явления ЧМ'Г с легким интеллектуальным снижением и психопатизацией личности.

Понятие «сомнение». Объяснение испытуемо­го: «Это школа и школьная площадка. Тут только что была линейка, где обсуждался поступок ученика. Ди­ректор отвел в сторону классного руководителя, и спрашивает, мог ли ученик совершить подобный поступок. Классный руководитель говорит, что со­мневается».

Рис. 3. Испытуемый В., 17лет.

Психически здорос. Понятие «обман». Объяснение:

«Вчера одной объяснился, сегодня другой, не замечая,

что сзади стоит та, вчерашняя».

Такие образы не вызывают никаких диагности­ческих затруднений - уже сам характер изображения позволяет отнести их к конкретным.

К конкретным образам относится большинство образов, содержащих изображение целой человечес­кой фигуры. Несмотря на большую экономность изображения, испытуемый и здесь обращается к вполне конкретной ситуации: тяжелая работа - че­ловек, выполняющий эту работу. Пример представ­лен на рис. 4.

Рис. 4. Испытуемый Д., 35 лет. Шизофрения, параноидная форма, депрессивно-параноидный синдром. Понятие «печаль». Объяснение: «Сидит печальный человек».

Если испытуемый на предложенное понятие ри­сует предмет, и из объяснения становится ясно, что этот предмет индивидуально значим для испытуемо­го, т.е. он также напоминает ему вполне конкретную ситуацию из жизни, данный образ следует также рас­ценивать как конкретный.

ЧМТ- черепно-мозговая травма. Прим. автора.


24


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


       
   
 
 



Наконец, ряд испытуемых, столкнувшись с ин­теллектуальными трудностями при выборе образа, рисуют предметы, которые никак не связаны с пред­ложенным понятием и не взяты из прошлого опыта.

Испытуемый как бы искусственно создает си­туацию, также конкретную, которую он произволь­но относит к предложенному понятию.

Такие образы (конкретные-К, конфабулятор-ные-Кф) встречаются особенно часто на понятие «со­мнение» (рис. 5 и 6).

Рис. 5. Испытуемый С, 26лет.

Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А».

Понятие «сомнение». Объяснение: «Я сомневаюсь, из

чего сделана эта табуретка, из дерева или из

пластмассы».

Рис. б. Испытуемый М... 23 года.

Психически здоров. Понятие «сомнение».

Объяснение: «Я сомневаюсь, что этот участок

ДНК составляет структуру гена».

Несмотря на разницу «интеллектуальных пре­тензий» в приводимых примерах, характер ассоциа­ции совершенно идентичен.

Мы видим, что в группу конкретных образов вхо­дят образы, значительно отличающиеся друг от дру­га. Объединяет эти образы то, что в них испытуемый обращается к конкретной ситуации, так или иначе свя­занной с понятием, без какой-либо логической пере­работки предложенного материала.

Различия между конкретными образами еще раз подчеркивают высказанную ранее мысль, что одного фактора, в данном случае, конкретности образа недостаточно для оценки его психологи­ческого значения.


РЕТЕСТИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ОБРАЗОВ

Конкретные образы, особенно сценоподобные, должны служить объектом для ретестирования. Не­обходимо выяснить, является ли данным тип обра­зов единственно доступным для испытуемого, либо у него имеются определенные интеллектуальные ре­зервы. Лица с интеллектуальной недостаточностью, даже незначительной, а также лица с низким образо­вательным уровнем неспособны заменить сценопо-добный образ на более экономичный (рис.7).

Рис. 7. Испытуемый П., 28 лет.

Остаточные явления ЧМТс интеллектуальным

снижением. Понятие «вражда».

А. Тестирование: «Двое подрались из-за женщины». Б. Ретестирование: «Двое поссорились из-за огорода».

Рис.8. Испытуемый Ш., 19 лет. Психически здоров. Понятие «сомнение».

А. Тестирование: священник сомневается,

правду ли пишут в Библии». Б. Ретестирование: «сомнение —? '».

Лица с нормальным интеллектом способны к за­мене конкретного образа на атрибутивный, а иногда и абстрактный (рис.8). В последнем случае речь идет не столько об особенностях мышления, сколько о повы­шении мотивации при выполнении «пиктограммы».

АТРИБУТИВНЫЕ ОБРАЗЫ (Ат.)

Часто образы выбираются испытуемыми по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску, елку - все это принад­лежности веселого праздника. Здесь уже нет попыт­ки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, свя-


26


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


       
 
 
   





•>


занную с ним, имеется определенная логическая связь между понятием и выбранным образом.

Принадлежность-лишь наиболее частый прин­цип такой элементарной логической связи, иногда строится по типу причина - следствие. Тем не ме­нее, для удобства, вся группа образов, соотносимых с понятием на основе подобного умозаключения обо­значается нами как «атрибутивные образы».

По содержанию атрибутивный образ, как пра­вило, предметен.

Достаточно часто испытуемые изображают не­сколько атрибутов одного и того же понятия для того, чтобы добиться «более прочного запоминания» (рис.9). Большинство атрибутивных образов эконо­мичны в отношении изобразительных средств, од­нако, иногда они также бывают очень громоздкими (рис.10). Иногда сценоподобный образ, при наличии соответствующего объяснения, также приходится от­носить к группе атрибутивных (рис. 11).

Рис. 9. Испытуемая Д., IS лет.

Психически здорова. Понятие «болезнь». Объяснение: «Все изображенное - принадлежности болезни».

Рис. 10. Испытуемый К., 58 лет. Последствия ЧМТ, осложненные церебральным

атероскл ерозом.

Понятие «развитие». Объяснение: «крупные,

высокопроизводительные предприятия

залог общественного развития».

Рис. 11. Испытуемый С, 19лет. Психически здоров.

Понятие «веселый праздник». Объяснение:

«Веселящиеся люди - принадлежность праздничной

обстановки».

Примеры образов, построенных по принципу причина-следствие - орден либо памятник на поня­тие «подвиг». Иногда такая связь может быть обрат­ной - следствие - причина. Пример такого образа -«микроб» на понятие «болезнь».


МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ (М)

К этой категории нами относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опос­редованно, через конкретный предмет. В большин­стве случаев эти предметы связаны с понятием че­рез метафору, пословицу, литературный образ. При­водим пример такого образа (рис. 12).

Рис. 12. Испытуемая А., 43 года. Психически здорова.

Понятие «счастье». Объяснение: «Счастливые часов не

наблюдают».

Эта категория образов «пиктограммы» упоми­нается в одной из работ С.В.Лонгиновой (1972), ко­торая считает их проявлением «отгороженности, не­желания показывать свой внутренний мир».

Действительно, как правило, такие образы не имеют индивидуальной значимости для испытуе­мых, в том смысле, в каком ее понимает СВ. Лон-гинова, т.е. они ничего не говорят нам прямо о проблемах испытуемого, не отражают никакой конкретной ситуации из его жизни. В то же вре­мя они несут значимую информацию о личности испытуемого, его интеллектуальных функциях. В целом опосредованный абстрактный образ анало­гичен по своему значению хорошим результатам теста «толкование пословиц», понимание мета­фор. Приведем еще один пример того, как мета­фора используется при построении образа «пик­тограммы» (рис. 13).

Рис. 13. Испытуемый К., 23 года.

Психически здоров. Понятие «обман». «Обмануть - обвести вокруг пальца».

Используемые метафоры могут быть различны по своей оригинальности: это и очень часто встречае­мое «рукопожатие» на понятие «дружба», это и обра­зы, требующие значительной эрудиции. Приводим об­раз, при построении которого использована цитата из «Ромео и Джульетты» В. Шекспира (рис. 14).


28


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


       
   



Т


Рис.14. Испытуемый С, 19лет.

Психически здоров. Понятие «любовь».

«Любовь -...всплеск пламени над морем наших слез».

Значительно реже, чем метафоры, взятые из прошлого опыта, встречаются такие, которые созда­ются испытуемым прямо по ходу исследования. На понятие «вражда» многие испытуемые рисуют раз­личные преграды. Если испытуемый на это понятие изобразил забор и дал объяснение типа: «вражда раз­деляет людей», мы имеем дело с метафорой (читай: «вражда» как ЗАБОР разделяет людей»). Данный пример еще раз подтверждает необходимость комп­лексной оценки изображения и объяснения.

Приводим пример метафоры, созданной в процес­се исследования (рис. 15).

Рис. 15. Испытуемая А., 27лет.

Психически здорова.

Понятие «сомнение». «Сомнение как штопор вонзается в тебя, не дает спокойно жить».

В группе метафорических образов, созданных в процессе исследования, часто оказываются обра­зы, «неадекватные по содержанию с отдаленными связями» по СВ. Лонгиновой.

В частности, к метафорическим образам отно­сится приводимый ею пример - «стакан воды» на понятие «справедливость» - «справедливость чиста, как вода, все открыто...».

На нашем материале практически аналогичный образ имеется в протоколе психически здорового ис­пытуемого М., имеющего незаконченное высшее об­разование (рис. 16).

Рис. 16. Испытуемый М., 24 года. Психически здоров.

Понятие «Справедливость». Объяснение: «Справедливость чиста, как вода, как кристалл».

Кажется, вполне понятно, что подобные образы от­ражают достаточно высокий уровень интеллектуально-


ста, а также и высокий уровень мотивации при выпол­нении исследования, стремление показать не только «хо­рошую память», но и сообразительность. Мы регулярно проводили беседы с лицами, давшими несколько мета­форических образов в протоколе исследования. Боль­шинство этих испытуемых, как выяснилось, понимало, что пиктограмма может как-то характеризовать интел­лект, и постаралось выглядеть «не в худшем свете». Иног­да этот факт выяснялся и без дополнительных разъясне­ний, когда испытуемый, выбрав образ, обращался к экс­периментатору с вопросами типа: «ну как, не очень ба­нально? », «лучше, чем заборные (т. е. рисуемые на забо­рах) символы? ».

Говоря о метафорических образах, следует сказать, что среди них встречаются такие, которые производят впечатление недостаточно определенных, расплывчатых.

Набор этих образов невелик - «солнце», «туча», «цветок», «грустный или радостный пейзаж». Эти об­разы имеют четкую эмоциональную окраску и пере­дают именно эмоциональное содержание понятия. Не­специфичность таких образов подтверждается тем, что каждый из них встречается для нескольких понятий.

4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ,

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ (Г.с.)

В этой группе, абстрактной по своей сути, ас­социации соответствуют и способу ее выражения -символу. Как и в метафорических образах, мы встре­чаемся с символами, прямо взятыми из прошлого опыта (спирально понятие «развитие»), так и с таки­ми, которые созданы в ходе исследования. Учиты­вая значение, которое придается символам в «пик­тограмме», этот раздел освещается нами несколько подробнее.

В психологической литературе укоренилось обозначение «содержательный символ». Имеется в виду, что символ наиболее экономично передает со­держание понятия. Действительно, большинство


30


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм


 







символов в «пиктограмме» передает те же особен­ности понятия, что и конкретные, атрибутивные, и метафорические образы.

В зависимости от «смысловой нагрузки» сим­вола, они распадаются на ряд групп (Осорина М.В. 1976; Херсонский Б.Г., 1980).

СИМВОЛ ОТРИЦАНИЯ

Такой символ лишь один - это знак зачеркива­ния, употребляется он лишь на одно понятие из на­шего набора - «обман». Здесь, как и в других случа­ях, символ часто дополняет конкретный образ и от­носительно редко выступает изолированно (рис. 34).


Рис. 34. А. Испытуемая В.. 19 лет.

Психически здорова. Понятие «обман».

Объяснение: «Не отданный долг— это обман».

Б. Испытуемая К., 23 года. Психически здорова. Понятие «обман».

Объяснение: «Обман все перечеркивает». i

СИМВОЛЫ ВАЛЕНТНОСТИ

Практически все употребляемые в нашем набо­ре понятия имеют либо положительную, либо отри­цательную окраску. Это качество не является специ­фичным, поэтому все символы эмоциональной окрас­ки несут в себе элемент неопределенности и в чем-то сходны с упоминаемыми нами «неопределенными ме­тафорическими образами (Берзницкас А.И., 1980). При этом если неопределенные метафорические об­разы передают в основном положительную эмоциональ­ную окраску, то символы эмоциональной окраски, как правило, передают отрицательные эмоции. Наиболее частым символом отрицательного эмоционального со­держания понятия является черный цвет. Образы, пред­ставляющие собой черную штриховку, регулярно встре­чаются на понятия «обман», «печаль», «вражда», «бо­лезнь» (рис. 35, 36).

Рис. 35. Испытуемая В., 18 лет. Психически здорова.

Понятие «болезнь». Объяснение: «Болезнь - темный, неприятный период жизни».

Рис. 36. Испытуемая К., 27лет.

Психически здорова. Понятие «обман».

Объяснение: «Обман - это самое неприятное».

СВ. Лонгинова приводит пример такого обра­за в качестве «выбора», неадекватного по содержа­нию, имеющего эмоциональное происхождение» (Лонгинова СВ., 11, 1972).

Другими символами, выражающими эмоцио­нальное содержание (эмоциональную окраску) по­нятия, являются знаки «+», и «-».


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


       
   


r~


I •


Иногда в объяснении испытуемого подчерки­вается, что выбранные им образы выражают не эмо­циональное содержание понятия, а его собственную эмоциональную реакцию (рис. 37).

Рис. 37. Испытуемый С, 21 год. Психически здоров.

Понятие «тяжелаяработа». Объяснение: «Тяжелый

труд вызывает отрицательные эмоции».

Рис. 38. Испытуемый С, 27 лет. Психически здоров.

Понятие «вражда». Объяснение: «Я думаю, что

противоположности - символ вражды».

СИМВОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

По содержанию эти символы представляют со­бой знак «? », штриховку или геометрические фигу­ры неопределенной формы, математический знак неопределенности « », пунктирные линии.

Эти символы употребляются в двух случаях: когда неопределенность является содержанием данного понятия (в нашем наборе - понятие «со­мнение»), либо когда испытуемый затрудняется оп­ределить конкретное содержание понятия. Край­не существенно то, выражает ли символ неопреде­ленности содержание понятия, либо индивидуаль­ную реакцию испытуемого (рис. 39).

Рис. 39. А. Испытуемый Д., 21 год.

Психически здоров. Понятие «сомнение».

Объяснение: «Знак вопроса выражает сомнение».

Б. Испытуемый К., 34 года. Неврастения..

Понятие «любовь». Объяснение: «Живу на свете больше

30 лет, и не заметил, что любовь - это что-то

определенное».

Затрудняясь в выборе образа, выражающего со­держание понятия, испытуемые в символах неопре­деленности подчеркивают сложность, многосторон­нее значение данного понятия (рис. 40, 41).


Рис. 40. Испытуемая К., 23 года.

Психически здорова. Понятие «любовь».

Объяснение: «Любовь должна быть многогранна».

Рис. 41. Испытуемый Н., 32 года.

Шизофрения, параноидная форма. Понятие «развитие». Объяснение: «Развитие многосторонне».

Подобные образы отражают две тенденции: не­возможность сказать что-либо определенное по по­воду предложенного понятия и стремление выйти из затруднительного положения путем общих рассуж­дений, лишенных конкретного смысла.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ

К персонифицированным образам мы относим такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть тела испытуемого.

Так, испытуемый К., 56 лет, у которого была ам­путирована нога, на понятие «болезнь» рисует чело­века без ноги (рис. 46).

Рис. 46. Испытуемый К., 56лет.

Последствия ЧМТ, интеллектуальное снижете.

Понятие «болезнь». Объяснение: «Болезни разные

бывают. Например, у меня было ранение, ампутировали

ногу. Человек без ноги - больной, нужно за ним

ухаживать...».

Художник М. на понятие «сомнение» рисует ху­дожника за мольбертом, рабочий-фрезеровщик на это понятие рисует рабочего у станка. Участие испытуе­мого в изображаемой сцене также позволяет отнес­ти образ к персонифицированным (рис. 47).

Рис. 47. Испытуемый С, 21 год.

Последствия ЧМТ, интеллектуальное снижение.

Понятие «веселый праздник». Объяснение:

«Люди сидят за столом - я, о/сена, ребенок,

всем весело, как на празднике...».

В случае если испытуемый художественно ода­рен, в таких образах можно увидеть достаточно четкое портретное сходство с испытуемым.

Иногда рисуется не вся фигура испытуемого, а лишь часть его тела: такие образы наиболее часты на понятие «болезнь» (рис. 48, 49).


40


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


       
   
 
 






 


Рис. 48. Испытуемая Л., 25 лет.

Неврастения. Понятие «болезнь».

Объяснение: «Моя болезнь связана с головной болью,

помогает холодный компресс».

Рис. 49. Испытуемая В., 47лет.

Астено-невротический синдром.

Понятие «болезнь». Объяснение: «Уменя

тромбофлебит. Нарисовала ногу с воспаленной веной».

Часто персонифицированные образы имеют чет­кую «кинестетическую» окраску, смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека.

Следует сказать, что передача смысла понятия с помощью изображения человека, действие либо поза которого, выражая его реакцию на предложенное по­нятие, помогает при запоминании соответствующего слова в «пиктограмме» встречается очень часто, одна­ко данные образы, как правило, лишены индивидуаль­ной значимости. Особенно это касается передачи вы­ражения лица (грустное на слово «печаль», «разлука» и т. д.). Необходимо прямое указание испытуемого, что данное движение как-то связано с его индивидуальным опытом. Косвенными признаками того, что «кинесте­тический» образ имеет индивидуальную значимость, является стремление испытуемого как можно точнее и выразительнее передать движение в рисунке. Интерес­но, что, как и в тесте Роршаха, испытуемые часто пока­зывают соответствующее движение, прежде чем начать рисовать (рис. 50).

Рис. 50. Испытуемая В., 33 года.

Психически здорова. Понятие «печаль».

Объяснение: «Когда я печальна, сижу согнувшись».

Вторая группа индивидуально-значимых образов, в отличие от первой не содержит изображения человека. Изображаются объекты, которые имеют для испытуемо­го индивидуальную значимость. По своему характеру они могли бы быть отнесены к «атрибутивным» и лишь то, что испытуемый соотносит их с конкретной ситуацией заставляет относить их к категории конкретных.


Общий механизм образования ситуации следую­щий: «Данный предмет необходим мне для того, что­бы пережить эмоцию, которая связана у меня с содер­жанием предложенного понятия», либо: «Данный пред­мет я использую в действии, связанном с содержанием данного понятия» (рис. 51, 52, 53). Чрезвычайно редко образ - «стимул» все же содержит изображение чело­века (рис. 53).

Рис. 51. Испытуемая К., 28 лет.

Психически здорова. Понятие «обман».

Объяснение: «Все это я использую, чтобы обмануть

ребенка, когда кормлю его».

Рис. 52. Испытуемая Н., 23 года.

Психически здорова.

Понятие «счастье».Объяснение: «Чувство счастья возникает у меня обычно в горах».

Рис. 53. Испытуемая В., 18лет.

Психически здорова. Понятие «счастье».

Объяснение: «Это друг. Иметь друга большое

счастье».

Иногда механизм ассоциации следующий: «Данный предмет помогает мне избегать неприят­ных эмоций в ситуациях, связанных для меня с со­держанием предложенного понятия» (рис. 54, 55). Эти группы образов обозначаются как образы-сти­мулы (инд.-С), поскольку в большинстве случаев они как бы стимулируют у испытуемого воспоминания о ситуации, связанной с предложенным понятием.

Рис. 54. Испытуемый Н., 24 года.

Психически здоров.

Понятие «разлука». Объяснение: «Я в разлуке с

близкими, но письма мне обязательно помогут забыть

об этом».

Рис. 55. Испытуемая О., 31 год. Истерия. Понятие «болезнь».

Объяснение: «Пентальгин лучше всего снимает головную боль, по крайней мере, у меня».


 

 


42


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКА

Перефразируя Г. Роршаха (1921) можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофрени­ей - и все невозможное». Наиболее значимые анали­тические категории следующие:

1. Сцены с участием человека.

2. Человеческие фигуры (человек в движении).

3. Части человеческоготела (головы, полуфигуры, руки).

4. Мелкие и редко изображаемые в «пиктограм­
ме» части человеческого тела - глаза, рот, стопы, по­
ловые органы.

5. Предметы (подгруппы - техника, оружие,
пища и т д.).

6. Животные.

7. Растения.

8. Пейзажи и природные объекты.

9. Архитектура, искусство.

 

10. Геометрические символы.

11. Грамматические символы.

ФАКТОР ЧАСТОТЫ ВЫБОРА

Данный фактор указывает на относительную ча­стоту выбранного образа в протоколах здоровых ис­пытуемых. Лонгинова СВ. (1972-2) упоминает об этом факторе, выделяя группу «банальных» или «стандартных» образов. Представляется целесооб­разным выделить следующие категории:

1. Стандартные образы. Встречаются не менее
чем в одном из пяти протоколов.

2. Оригинальные образы. Встречаются реже, чем
в двух из ста протоколов.

3. «Повторяющиеся» образы занимают по час­
тоте промежуточное положение между «стандартны­
ми» и «оригинальными».

ФАКТОР АДЕКВАТНОСТИ

Адекватность образа «пиктограммы» - слож­ный качественный критерий. В узком смысле слова - это лишь пригодность выбранного образа для


запоминания соответствующего понятия (Лурия А.Р., 1967). Традиционные качественные признаки адек­ватности (Лонгинова СВ., Рубинштейн С.Я., 1972) - содержательная связь образа и понятия («общее смысловое поле»), умеренная абстрактность, крат­кость изображения и объяснения.

В то же время, нам представляется, что су­щественным моментом для определения адекват­ности того или иного образа «пиктограммы» яв­ляется его принадлежность к «оригинальным» либо «повторяющимся» образам. Если сомнитель­ный в отношении адекватности образ принадле­жал к категории «повторяющихся», мы оценива­ли его как адекватный. Таким образом, понятие «адекватности» образа «пиктограммы» оказыва­ется практически тождественным определению «ответа хорошей формы» в тесте Роршаха: мы ис­ходили не из теоретических предположений, «ка­ким должен быть образ «пиктограммы» у здоро­вых испытуемых», а из фактически полученных данных - «какие образы «пиктограммы» законо­мерно выбираются здоровыми испытуемыми». В дальнейшем, наряду с термином «адекватность», мы будем пользоваться термином «хорошая фор­ма», что облегчает сопоставление данных пиктог­раммы» и теста Роршаха.

Ж. ГРАФИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

Варианты расположения рисунков.

Правильное, горизонтальное. Рисунки распола­гаются упорядоченно, по горизонтальной оси, ана- логично расположению слов при письме (слева на- право).

Правильное, вертикальное. Рисунки распо- лагаются упорядоченно, по вертикальной оси (сверху вниз).

Краевое расположение. Вариант правильного расположения, когда рисунки расположены у само го края листа.

«Обратное» расположение - рисунки распо­лагаются справа налево (горизонтальное), либо снизу вверх (вертикальное).


Центрическое расположение. Первый рисунок располагается в центре, остальные группируются вокруг него.

Хаотическое расположение - в расположении рисунков нет какой-либо системы.

2. Размер рисунка.

Макрография - рисунки велики по разме­ру, что делает невозможным расположение всех шестнадцати рисунков на предоставленном ис­пытуемому листе бумаги, требуется еще не­сколько листов.

Микрография - рисунки настолько малы, что их выполнение и «прочтение» представляет значи­тельные трудности, рисунки как бы «теряются» на листе бумаги.

«Расширение» - рисунки постепенно увели­чиваются в размерах от первого к шестнадцатому.

«Сжатие» - рисунки постепенно уменьшают­ся в размерах.

Локальное расширение и сжатие - резкое из­менение размеров на одно или два понятия.

Неупорядоченность размеров-размеры рисун­ков значительно колеблются без какой-либо четкой системы.

Нажим линии.

Слабый, едва заметный. Рисунок едва разли­чим на листе бумаги.

Сильный, рвущий бумагу.

Осциллирующий - значительная вариабель­ность нажима линии без какой-либо системы.

Локальное усиление (ослабление) нажима при построении рисунка на одно или несколько понятий.

4. Другие особенности линий (органичес­
кие по Й.
Шванцара).

Несовпадающая линия - на «стыке линий» ос­тается промежуток.


 


58


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 



Пересекающаяся - вместо «стыка» отмечает­ся пересечение линий.

Дрожащая линия - линия отражает наличие тремора рук, его особенностей (частоты, ампли­туды).

5. Взятие в рамку. Каждый рисунок берется в рамку. Иногда лишь некоторые рисунки в прото­коле берутся в рамку, иногда лист заранее расчер­чивается и рисунки располагаются по типу «запол­нения ячеек».

Помимо указанных выше «графических сим­птомов», целесообразно указать на «синдромоло-гические», графические особенности «пиктог­рамм». Наиболее четко очерчен такой графичес­кий «синдром» как «стабильность» рисунков. Под этим термином понимается выбор размера рисун­ка, адекватного размеру листа и характеру задания (необходимость размещения нескольких рисунков на одном листе), правильного расположения рисун­ков на листе бумаги, соблюдение приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний меж­ду ними, отсутствие значительных колебаний на­жима линии (рис. 71).


Крайним проявлением «стабильности» явля­ется «сверхупорядоченная пиктограмма», где вы­шеуказанные характеристики часто дополняются такими феноменами, как «спонтанная нумерация», «пунктуация» и «взятие в рамку», в последнем слу­чае чаще по типу «заполнение ячеек».

Противоположностью является «хаотическая» или «нестабильная» пиктограмма», где отмечается ■ значительная вариабельность графических характе­ристик (рис. 72).

/7сV'

Ah

'У*ч> /

 
Ь»

 


I л/л'1, " -'- " 'q | 0 -,.•.'/

Л


Рис. 71. Испытуемый Л/., 18 лет.

Акцентуация характера по психастеническому типу.

Приведенная «пиктограмма» иллюстрирует

симптомокомплекс «сверхупорядоченности» с

микрографией, краевым расположением рисунков,

спонтанной нумерацией.


Рис. 72. Испытуемый Ф., 19 лет.

Акцентуация характера по неустойчивому типу.

С имптомокомплекс «неупорядоченной «пиктограммы» с

заменой рисунков, употреблением букв.


60


Метод пиктограмм в психодиагностике



 


Таким образом, аналитические факторы в «пиктограмме» многочисленны и неоднородны, что обусловлено синтетическим характером са­мой методики. Условно можно говорить о трех «этапах» анализа «пиктограммы» — анализ каж­дого выбранного образа с формализованной оцен­кой, динамический анализ протокола в целом с включением ряда количественных взаимоотноше­ний, анализ дополнительных факторов - «особых феноменов», в том числе графических.


 

ФАКТОР АБСТРАКТНОСТИ

В зависимости от «степени» абстрактности об­раза мы различаем четыре уровня выбора.

КОНКРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ (Ко)

Это чаще всего сценоподобные, «фотографичес­кие» по Г. В. Биренбауму образы, попытка прямо, кон­кретно изобразить понятие, привести пример ситуа­ции, которая, по мнению испытуемого, связана с этим понятием. Развернутое изображение военного пара-дана понятие «победа», изображение воина, идущего навстречу вражескому танку с гранатой в руке - ха­рактерные примеры образов такого типа. Примеры сложных сценоподобных образов представлены на рис. 2 и 3.


Рис. 2. Испытуемый К., 21 год.

Остаточные явления ЧМ'Г с легким интеллектуальным снижением и психопатизацией личности.

Понятие «сомнение». Объяснение испытуемо­го: «Это школа и школьная площадка. Тут только что была линейка, где обсуждался поступок ученика. Ди­ректор отвел в сторону классного руководителя, и спрашивает, мог ли ученик совершить подобный поступок. Классный руководитель говорит, что со­мневается».

Рис. 3. Испытуемый В., 17лет.

Психически здорос. Понятие «обман». Объяснение:

«Вчера одной объяснился, сегодня другой, не замечая,

что сзади стоит та, вчерашняя».

Такие образы не вызывают никаких диагности­ческих затруднений - уже сам характер изображения позволяет отнести их к конкретным.

К конкретным образам относится большинство образов, содержащих изображение целой человечес­кой фигуры. Несмотря на большую экономность изображения, испытуемый и здесь обращается к вполне конкретной ситуации: тяжелая работа - че­ловек, выполняющий эту работу. Пример представ­лен на рис. 4.

Рис. 4. Испытуемый Д., 35 лет. Шизофрения, параноидная форма, депрессивно-параноидный синдром. Понятие «печаль». Объяснение: «Сидит печальный человек».

Если испытуемый на предложенное понятие ри­сует предмет, и из объяснения становится ясно, что этот предмет индивидуально значим для испытуемо­го, т.е. он также напоминает ему вполне конкретную ситуацию из жизни, данный образ следует также рас­ценивать как конкретный.

ЧМТ- черепно-мозговая травма. Прим. автора.


24


Метод пиктограмм в психодиагностике


Основные интерпретации данных пиктограмм



 


       
   
 
 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.214 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь