Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Г. СТЕРЕОТИПИЯ, ПЕРСЕВЕРАЦИЯ И СХОДНЫЕ С НИМИ ФЕНОМЕНЫ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1.Типическая стереотипия (повторение человеческих фигур). Возникновение стереотипизующей установки в процессе экспериментально-психологического ис- следования является следствием естественной тенденции - выработки единообразного подхода к решению единообразных задач. Стереотипия в «пиктограмме» проявляется в повторяемости рисунков (но не полного их совпадения). Наиболее часто изображаются человеческие фигуры (в отличие от теста Роршаха, где наиболее частые ответы - животные). Поскольку стереотипия является «динамическим» феноменом («динамическая неадекватность» по выражению СВ. Лонгиновой), данный феномен выражается количественно (см. рис. 76 на с. 73). 2. Атипическая стереотипия - стереотипное повторение (однако также без полной тождественности) выхолощенных символов, мелких деталей человеческого тела (чаще всего - «глаза»), архитектурных сооружений, растений и т. д. Иногда предметы являются лишь «замещением» изображения человека, как это произошло в приводимой ниже «пиктограмме» здорового испытуемого. П., 24 года, - его рисунки представляют собой своеобразную «шутку» - вместо людей он рисует лампочки (рис. 67). Рис. 67. Испытуемый П., 24 года. Психически здоров. '" '• Отмечается атипическая стереотипия - изображения людей заменяются изображениями лампочек. Генез «атипической стереотипии» -.желание испытуемого создать «что-нибудь оригинальное». Основной направленностью пиктограммы испытуемый считает исследование интеллекта. 54 Метод пиктограмм в психодиагностике Основные интерпретации данных пиктограмм
Другим примером атипической стереотипии в протоколе больной Ш., 34 года, страдающей параноидной шизофренией - является стереотипное повторение глаз (рис.79 на стр.85). 3. Персеверация - прямое повторение идентичных изображений на два и более различных понятия. Иногда в замысле изображений была незначительная разница, которая полностью нивелировалась в рисунке. Чаще всего персеверации сочетаются с общей стереотипностью «пиктограммы» (рис, 75 на стр. 71). Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Подобный «аналог» персеверации иллюстрируется рис. 68. Рис. 68. Испытуемая Л., 23 года. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А». Испытуемая употребляет один из рисунков на два понятия - «справедливость» и «дружба» без прямого повторения рисунка. Д. ФЕНОМЕН «ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ» Этот феномен заключается в том, что при построении образа на последующее понятие, испытуемый использует предыдущий образ. При этом испытуе-: мый может прямо пользоваться предыдущим рисунком, видоизменяя либо дополняя его (рис. 69). Рис. 69. Испытуемый К., 42 года. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А». Феномен «единой системы» (понятие «печаль», «счастье», «любовь»). «Печаль» - девушка печально сидит у окна, «счастье» - в окно заглядывает солнце, «любовь» - на окне стоят цветы. Данный феномен может сочетаться с обилием «неадекватных» образов, смещением стереотипизи-рующей установки (рис. 70). Рис. 70. Испытуемый В., 24 года. Шизофрения, параноидная форма, обострение. Феномен «единой системы». (Понятия «болезнь», «печаль», «счастье»). «Болезнь» - фашистский крест, фашизм — болезнь человечества; «печаль» - этот крест перебрался на грудь человека; «счастье» — нет ни болезни, ни печали. Оба рисунка перечеркиваются. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ 1. Спонтанные разъяснения. Испытуемый по соб 2. «Я так считаю» - давая разъяснение (чаще - 3. Критика тестирования. Сталкиваясь с затруд 4. Самокритика. Испытуемый всячески подчер 5. Высказывания, находящиеся «вне рамок» экс Е. ПРОЧИЕ «ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ» 1. Фрагментализация. Испытуемый изображает лишь часть задуманного им образа, какую-либо деталь, Основные интерпретации данных пиктограмм
часто несущественную. При этом испытуемый прямо говорит обо всем замысле, подчеркивая невозможность его выполнения. Например, на понятие «веселый праздник» -«Нужно нарисовать демонстрацию... как по улице идет с флагами, портретами... молодежь... а мы, тут, на скамеечке, сидим, смотрим...» (на рисунке- человек с флагом, скамейка). 2. Дублирование. Испытуемый рисует на одно 3. «Замена». Выбрав образ для опосредования, 4. Феномен «возврата». При предъявлении сле 5. Спонтанная нумерация. Испытуемый по сво 6. «Пунктуация» - рисунки «разделяются» за Ж. ГРАФИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ Варианты расположения рисунков. Правильное, горизонтальное. Рисунки располагаются упорядоченно, по горизонтальной оси, ана-логичнорасположению слов при письме (слева на- право). Правильное, вертикальное. Рисунки распо-лагаютсяупорядоченно, по вертикальной оси (сверху вниз). Краевое расположение. Вариант правильного расположения, когда рисунки расположены у самогокрая листа. «Обратное» расположение - рисунки располагаются справа налево (горизонтальное), либо снизу вверх (вертикальное). Центрическое расположение. Первый рисунок располагается в центре, остальные группируются вокруг него. Хаотическое расположение - в расположении рисунков нет какой-либо системы. 2. Размер рисунка. Макрография - рисунки велики по размеру, что делает невозможным расположение всех шестнадцати рисунков на предоставленном испытуемому листе бумаги, требуется еще несколько листов. Микрография - рисунки настолько малы, что их выполнение и «прочтение» представляет значительные трудности, рисунки как бы «теряются» на листе бумаги. «Расширение» - рисунки постепенно увеличиваются в размерах от первого к шестнадцатому. «Сжатие» - рисунки постепенно уменьшаются в размерах. Локальное расширение и сжатие - резкое изменение размеров на одно или два понятия. Неупорядоченность размеров-размеры рисунков значительно колеблются без какой-либо четкой системы. Нажим линии. Слабый, едва заметный. Рисунок едва различим на листе бумаги. Сильный, рвущий бумагу. Осциллирующий - значительная вариабельность нажима линии без какой-либо системы. Локальное усиление (ослабление) нажима при построении рисунка на одно или несколько понятий. 4. Другие особенности линий (органичес Несовпадающая линия - на «стыке линий» остается промежуток.
58 Метод пиктограмм в психодиагностике Основные интерпретацииданных пиктограмм
Пересекающаяся - вместо «стыка» отмечается пересечение линий. Дрожащая линия - линия отражает наличие тремора рук, его особенностей (частоты, амплитуды). 5. Взятие в рамку. Каждый рисунок берется в рамку. Иногда лишь некоторые рисунки в протоколе берутся в рамку, иногда лист заранее расчерчивается и рисунки располагаются по типу «заполнения ячеек». Помимо указанных выше «графических симптомов», целесообразно указать на «синдромоло-гические», графические особенности «пиктограмм». Наиболее четко очерчен такой графический «синдром» как «стабильность» рисунков. Под этим термином понимается выбор размера рисунка, адекватного размеру листа и характеру задания (необходимость размещения нескольких рисунков на одном листе), правильного расположения рисунков на листе бумаги, соблюдение приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними, отсутствие значительных колебаний нажима линии (рис. 71). Крайним проявлением «стабильности» является «сверхупорядоченная пиктограмма», где вышеуказанные характеристики часто дополняются такими феноменами, как «спонтанная нумерация», «пунктуация» и «взятие в рамку», в последнем случае чаще по типу «заполнение ячеек». Противоположностью является «хаотическая» или «нестабильная» пиктограмма», где отмечается ■ значительная вариабельность графических характеристик (рис. 72). /7сV' Ah 'У*ч> /
I л/л'1, " -'- " 'q | 0 -,.•.'/ Л Рис. 71. Испытуемый Л/., 18 лет. Акцентуация характера по психастеническому типу. Приведенная «пиктограмма» иллюстрирует симптомокомплекс «сверхупорядоченности» с микрографией, краевым расположением рисунков, спонтанной нумерацией. Рис. 72. Испытуемый Ф., 19 лет. Акцентуация характера по неустойчивому типу. С имптомокомплекс «неупорядоченной «пиктограммы» с заменой рисунков, употреблением букв. 60 Метод пиктограмм в психодиагностике
Таким образом, аналитические факторы в «пиктограмме» многочисленны и неоднородны, что обусловлено синтетическим характером самой методики. Условно можно говорить о трех «этапах» анализа «пиктограммы» — анализ каждого выбранного образа с формализованной оценкой, динамический анализ протокола в целом с включением ряда количественных взаимоотношений, анализ дополнительных факторов - «особых феноменов», в том числе графических.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3291; Нарушение авторского права страницы