Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: О воспитании детей в свете Корана и Сунны



РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: О воспитании детей в свете Корана и Сунны

О том, что родитель обязан воспитанием ребёнка, и что он несет за это ответственность
О важности и необходимости обучения детей единобожию и вопросам вероубеждения
Об обязательности привития детям любви к Сунне и предостережения их от нововведений
О необходимости приучать детей к поклонению с детства
Получают ли дети награду за совершение ими благих дел?
О необходимости проявления мудрости в воспитании детей и приучении их к поклонению
О том, что родители обязаны не позволять детям совершать запретное
О прививании детям исламской нравственности (адаб)
О важности наставления детей в выборе праведных друзей
Можно ли бить детей в воспитательных целях?
Можно ли отдавать детей в садик?
О важности проявления заботы о детях и их защите со всех сторон
Забота о детях в выборе им праведного родителя
Защита ребёнка от шайтана во время его зачатия
Соблюдение обрядов, связанных с рождением детей
Проявление заботы о детях касательно их защиты от болезней, сглаза, шайтанов и всего плохого
Можно ли вешать детям на шею различные амулеты с аятами Корана или прочими мольбами?
Праведность родителей может стать причиной того, что Аллах станет проявлять заботу об их детях даже после их смерти
Об играх и шутках с детьми
Некоторые хадисы, побуждающие проявлять заботу, любовь и милосердие к детям
О необходимости расходования на семью
О важности проявления справедливости между детьми
Обращение к Аллаху с мольбой о праведном потомстве и защите от неправедных детей

Заключение
Использованная литература

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

 

 

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:
Воистину, Всевышний Аллах оказал людям множество милостей и благ, и как сказано в Коране: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сосчитаете их» (ан-Нахль 16: 18).
И из числа величайших милостей мира этого, дарованных Аллахом – дети, которые являются самым ценным даром для родителей. Дети – это источник радости и украшение мира этого, ибо являются усладой наших глаз и радостью наших сердец, как сообщил об этом Всевышний Аллах: «Богатство и сыновья – украшение жизни этой» (аль-Кахф 18: 46).
Передается от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), что он говорил: “Имущество и сыновья – это посев жизни этой, а благие деяния – посев для жизни вечной. И Аллах объединяет это для некоторых людей”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/483.
Всевышний Аллах часто радовал Своих посланников вестью о рождении ребёнка. Так, Аллах сказал: «О Закарийя! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике» (Марьям 19: 7).
Также Аллах сказал о пророке Ибрахиме (мир ему): «Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике» (ас-Саффат 37: 101).
Всевышний Аллах также сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает девочкой, и одаряет, кого пожелает мальчиком. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (аш-Шура 42: 49).
Абу Хассан рассказывал: “Однажды я сказал Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах): “У меня умерло два ребёнка, не расскажешь ли ты нам что-либо из того, что слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы успокоились наши души относительно наших умерших? ” Абу Хурайра сказал: “Да, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Дети ваши – райские бабочки [1] , которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят её, пока Аллах не введет его родителя в Рай! »” Муслим 2635. Дети занимают важное место в Исламе, по причине чего Шариат установил правила их воспитания, в том числе связанные со встречей новорожденного, вступающего в жизнь. Ведь формирование благочестивого поколения сегодня является залогом процветания исламской общины завтра, ибо именно эта молодежь с соизволения Аллаха станет частью и фундаментом этой общины.Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), а также его благородные сподвижники и имамы из числа праведных предшественников (саляф) были прекрасным образцом воспитания мусульман – как детей, так и взрослых. Но, к сожалению, в наше время многие мусульмане променяли красивые исламские обряды, связанные с рождением детей и их воспитанием, на обычаи и традиции, которые они переняли от неверных и нечестивцев. А некоторые из мусульман, к великому сожалению, не принимают должного участия, чтобы воспитать своих детей в лоне Ислама. Но ведь именно родители, в первую очередь, прививают ребёнку веру или неверие! Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый младенец рождается в своём естестве (Ислам), однако его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника! » аль-Бухари 1359, 1385, Муслим 2658.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Тот, кто пренебрег воспитанием своего ребёнка, предоставив его самому себе, тот поступил в отношении него наихудшим образом! Порча большинства детей исходит со стороны их родителей по причине их халатности в отношении них и оставления их обучения тому, что является обязательным и желательным в религии. И эти дети пропадают, будучи ещё маленькими”. См. “Тухфатуль-маудуд” 229.
Из-за важности упомянутых положений и возникла необходимость составления небольшого пособия для русскоязычных мусульман в надежде, что она принесёт им пользу, особенно в деле воспитания детей.
При составлении этой работы я опирался на известные труды учёных из числа сторонников Сунны и использовал только те хадисы, достоверность которых была подтверждена признанными имамами и специалистами в хадисоведении.
Что является истиной в этой статье, то это лишь от Аллаха, хвала Ему, а если я в чём-то ошибся или что-то упустил, что это только от меня.
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал этот маленький труд искренним ради Него и чтобы Он даровал нам праведное потомство, и даровал нам силы, знания и мудрости в воспитании этого потомства подобающим образом!
И прошу Его также воздать наилучшим благом в обоих мирах тем мусульманам, которые оказали мне помощь в проверке и редакции данной статьи, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 218, ат-Тирмизи 1954, 1955. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6601.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

 

О достоинствах беременности

 

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа благодати женщины – это легкая помолвка, небольшой брачный дар (махр), и легкость её утробы». Передавший этот хадис ‘Уруа сказал: “Я же от себя скажу, что из числа первой беды женщины – это большой брачный дар! ” Ахмад 6/77, Ибн Хиббан 4095, аль-Хаким 2/197. Достоверность подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “Ируа аль-гъалиль” 6/350 и «Сахих аль-джами’» 2235.
Под словами «легкость её утробы» речь идёт о скорой беременности и многочисленности потомства.
Со слов Абу Узайны ас-Садфи (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из ваших женщин – это любящие, часто рожающие, покорные и соглашающиеся с мужьями. А худшие из ваших женщин – это выставляющие свою красоту напоказ и высокомерные. Они – лицемерки, которые не войдут в Рай, кроме подобных воронам с белыми пятнами». аль-Байхакъи 7/82. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3330.
Со слов Анаса, Ибн ‘Аббаса и Ка’ба ибн ‘Уджры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли мне вам о ваших мужчинах из числа обитателей Рая? Пророк в Раю, Абу Бакр ас-Сыддыкъ в Раю, шахид в Раю, умерший ребёнком в Раю, а также человек, который навещает своего брата на окраине селения только ради Аллаха, в Раю. И не сообщить ли мне вам о ваших женщинах, которые в Раю? Это каждая любящая, рожающая и возвращающаяся к мужу, которая, если муж поступил с ней нехорошо или же она разгневала его, то взяв его за руку, скажет: “Я не усну, пока ты не станешь довольным! ”» ат-Табарани в “аль-Кабир” 14/307, Тамам в “аль-Фауаид” 1/202, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/303. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз ад-Думьяты, шейх аль-Альбани. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” 633, “аль-Матджуру-ррабих” 314, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 287, 3380.
Со слов Джабира ибн ‘Атикъа сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помимо убитых в сражении на пути Аллаха, мученичество бывает семи видов: Умерший от чумы – шахид; утонувший – шахид; умерший от плеврита – шахид; умерший из-за болезни живота – шахид; погибший в огне – шахид; умерший под завалом – шахид; и женщина, умершая по причине беременности – шахид». Малик 554, Ахмад 5/446, Абу Дауд 3111, Ибн Маджах 2803, Ибн Хиббан 3189. Имамы Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Мухалля» 11/108, «аль-Истизкар» 2/591, «ат-Тамхид» 19/202, «Базль аль-ма’ун» 104, «аль-Ахкам ас-сугъра» 481, «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2/291.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

 

 

Что такое ат-тахник?

 

Тахник – практикующееся по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разжёвывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба новорожденного, с последующим попаданием ее в желудок, сразу после рождения или вскоре после этого. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 150, “Фатхуль-Бари” 4/12.

 

Мудрость совершения тахника

Здесь необходимо разъяснить мудрость в совершении тахника. Ученые высказывали два мнения относительно того, по какой причине сподвижники носили своих детей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он делал их детям тахник. Некоторые ученые говорили, что причина этого состояла в том, чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, была слюна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого Всевышний Аллах создал благословенным.
Второе мнение заключается в том, что мудрость этого состояла в том, чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, было нечто сладкое, а в частности финик, плод дерева которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил с верующим. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Это делалось для того, чтобы подготовить новорожденного к принятию пищи, чтобы тем самым укрепить его”. См. “Фатхуль-Бари” 4/12.
Нет сомнения в том, что в тахнике, который совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) новорожденным присутствовали обе вышеназванные причины.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Тахник делался для снискания благодати посредством слюны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы первым, что попадет в желудок ребенка, была его слюна. Сподвижники, когда у них рождались мальчики или девочки, приходили к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со своими детьми и с финиками, чтобы он сделал тахник. Для чего делался тахник: чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, была слюна Посланника (мир ему и благословение Аллаха), или же чтобы был первым финик, что попадет в желудок ребенка? Если мы скажем, что смысл этого в первом варианте, то тогда тахник – это лишь особенность Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто не может делать тахник после него, поскольку нельзя искать благословение посредством слюны или пота кого-либо, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если же мы скажем, что мудрость тахника во втором, т.е. чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, был финик, то тогда мы скажем: «Тахник следует совершать каждому ребенку»”. См. “Шарх Рияду-ссалихин” 1/271.
Таким образом, если тахник совершается с целью снискать благословения для ребёнка посредством совершающего тахник, кем бы он ни был, помимо Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), то это не дозволено! Имам аш-Шатыби передал единогласное мнение сподвижников, что после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя искать благословение посредством какого-либо человека. Сказал аш-Шатыби: “Нельзя искать благословение посредством кого-либо после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а тот, кто будет делать это, подражая Пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот совершит нововведение! Это все равно, что если бы человек взял в жены больше, чем четыре жены, говоря, что он следует в этом примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха)! ” См. “аль-И’тисам” 2/11.
Если же тахник совершается с намерением поступать в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы первым, что попало в желудок младенца, был финик, то в таком случае поступать так желательно, о чем говорили имамы ан-Науауи, Ибн аль-Къайим и др.
И то мнение, что тахник не был особенностью лишь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), является более сильным. Ведь Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Когда я забеременела ‘Абдуллахом, я родила его ночью. И я не желала, чтобы кто-либо сделал ему тахник прежде, чем это сделает Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад 3/105. Хадис достоверный, и основа его есть у аль-Бухари и Муслима.
В этом хадисе ясное указание на то, что сподвижники не ограничивали тахник лишь Пророком (мир ему и благословение Аллаха), однако они предпочитали, чтобы именно он делал его их детям из-за его благословения.
Также сообщается, что когда родился аль-Хасан аль-Басри, то тахник ему сделал ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). См. “аль-Бидая уа-ннихая” 9/303.
Также сообщается, что когда у имама Ахмада родила жена, он велел ей взять финики, разжевать их и сделать новорожденному тахник. См. “Тухфатуль-маудуд” 40.

 

Акыка

Что такое ‘акыка?


Сказал аль-Джаухари о языковом значении слова «‘акыка»: “Волосы каждого новорожденного из людей или животных, которые были на их теле в момент появления на свет, называются «‘акыка». И отсюда взято название овцы, которую приносят в жертву за новорожденного на седьмой день”. См. “ас-Сыхах” 4/1527.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Так называется жертвенное животное по той причине, что ребенку сбривают волосы во время закалывания животного”. См. “ат-Тамхид” 4/308.
И это же мнение они передали от имама Абу ‘Убайда.
Однако имам Ахмад не был согласен с таким определением этого слова и говорил: “Поистине, слово ‘акыка – это само жертвоприношение. И нет довода на то, о чем сказал Абу ‘Убайд”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 267-268.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “То, что сказал Ахмад известно в языковом значении. Ведь говорится «‘аккъа» – это когда что-то режут, и отсюда взято выражение «‘аккъа уалидейх» (ослушался родителей), когда порываешь с ними”. См. “ат-Тамхид” 4/310.
Затем Ибн ‘Абдуль-Барр сказал, что мнение Ахмада в языковом значении данного слова правильнее, чем мнение Абу ‘Убайда. См. “ат-Тамхид” 4/311.
Но некоторые языковеды говорили, что оба эти значения правильны.
Что же касается шариатского определения слова «‘акыка», то это жертвоприношение, совершаемое на седьмой день после рождения ребенка, в знак благодарности Всевышнему Аллаху за оказанную милость. См. “аль-Мугъни” 9/458, «аль-Маджму’» 8/426, “Нейлюль-аутар” 5/149.


О важности ‘акыки в Исламе

 


Сальман ибн ‘Амир ад-Дабби (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка). Выпускайте из животного кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)»” . аль-Бухари 5472.
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Если «страдание» в этом хадисе – это не бритье головы, тогда я не знаю, что это”. Также ат-Тахауи передал от Ибн Сирина, что он сказал: “Я не нашел того, кто указал бы мне на толкование слова «страдание»”. Однако аль-Асма’и однозначно утверждал, что речь идет о бритье головы. Также и Абу Дауд передает такое же мнение с достоверным иснадом от Хасана аль-Басри.См. “Фатхуль-Бари” 11/12, “Тухфатуль-ахуази” 5/196.
Умм Курз аль-Ка’бия (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За мальчика следует принести в жертву два одинаковых барана, а за девочку одного»”. Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «За ребёнка следует совершить ‘акыку, но не смазывать его голову кровью (жертвенного барана)» . Ибн Маджах 3166, ад-Дайлями 2/335. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во времена джахилийи, когда у нас рождался ребенок, мы приносили в жертву барана и мазали голову ребенка его кровью. Когда же Аллах даровал нам Ислам, мы резали барана и брили голову ребенку, и смазывали его голову шафраном”. Абу Дауд 2843, аль-Байхакъи 6/101. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Тальхысуль-хабир” 4/147, “Ируа аль-гъалиль” 4/389.
В этом хадисе указание на то, что обряд «‘акыка» был известен ещё со времён язычества арабов из того, что у них осталось от религии Ибрахима (мир ему).
Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову» . Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.
Ученые разошлись в понимании слов «является заложником своей ‘акыки» .
Одни сказали, что речь идёт о том, что ребенок, за которого родители не совершили ‘акыку, если умрет, будучи младенцем, то не будет заступаться за своих родителей. И это мнение передается от имама Ахмада.
Ученые, несогласные с таким толкованием, отвергли это мнение и сказали, что заступничество не зависит ни от детей, ни от родителей, заступничество будет происходить только с позволения Аллаха в Судный день, и заступаться будут только те, кому позволит Аллах.
Другие сказали, что смысл хадиса в том, что с ‘акыкой связано благополучие ребенка.
Третьи сказали, что речь идет о бритье головы ребенка, которое следует совершать именно после жертвоприношения, на что указывает хадис: «Выпускайте из животного кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)» . См. “Нейлюль-аутар” 5/150.
Четвертые сказали, что речь идет об освобождении ребенка от козней шайтана после совершения ‘акыки, поскольку достоверно известно из хадисов, что после рождения к ребенку приставляется шайтан.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Ученые разошлись в понимании этих слов, однако лучшее, что было сказано по этому поводу, это то, что говорил Ахмад бин Ханбаль. И это указывает на необходимость совершения ‘акыки, и оно усиливает мнение тех, кто говорил о том, что совершение ‘акыки является обязательным”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/264.
Имам ат-Тыби говорил: “Нет сомнения в том, что имам Ахмад бин Ханбаль выбрал это мнение только после того, как об этом до него дошло от сподвижников и их последователей. Ведь он из числа великих имамов, поэтому следует отдать предпочтение его мнению”. См. “Миркъатуль-мафатих” 7/745.
Так оно и есть, ведь до имама Ахмада об этом толковании говорил ‘Ата. Передается, что Яхья ибн Хамза сказал: “Я спросил у ‘Ата аль-Харасани: “Что значит: «является заложником своей ‘акыки»? ” Он сказал: «Не будет заступаться за своих родителей»”. аль-Байхакъи 9/299.
Имам аль-Багъауи говорил: “Наилучшее, что было сказано относительно понимания этих слов – это слова Ахмада бин Ханбаля, и это также передается от Къатады, что родители, не совершившие ‘акыку за ребенка, будут лишены его заступничества”. См. “Шарху-с-Сунна” 11/268.
Также это мнение передается и от Мухаммада ибн Мутаррифа. См. “Субулю-с-Салям” 4/186.
Что же касается заступничества как такового, то речь, вероятно, идет не о большом заступничестве, которое будет происходить в Судный день, а о том, что сообщается в следующем хадисе: «Дети ваши – райские бабочки, которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай» . Муслим 2635.
А Аллаху ведомо обо всем лучше.
Следует отметить, что хадисы об ‘акыке передаются множественными путями, составляя примерно тридцать хадисов.

Является ли совершение ‘акыки обязательным?

 

 

Относительно обязательности совершения ‘акыки за ребёнка, существует разногласие среди ученых. Большинство ученых считает, что ‘акыка является твёрдной Сунной (аль-муаккада). См. “Мугъни аль-мухтадж” 4/293, «аль-Маджму’» 8/429, “Бидаятуль-муджтахид” 1/275, “Нейлюль-аутар” 5/150.
Необходимо отметить, что некоторые имамы приводили даже единогласное мнение (иджма’) о том, что ‘акыка является твёрдой Сунной, но не обязанностью. См. “аль-Мугъни” 9/459.
Второе мнение состоит в том, что совершение ‘акыки является обязательным. Это было мнением захиритов – Дауда и Ибн Хазма. Также это мнение передается из числа сподвижников от Бурайды, а также от аль-Хасана аль-Басри, аль-Лейса ибн Са’да, и это одно из двух мнений имама Ахмада, которому следовали некоторые ханбалиты. И этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани. См. “аль-Мухалля” 6/234, “ат-Тамхид” 4/311, “аль-Инсаф” 4/110.
Также есть и третье мнение, в частности среди ханафитов, что совершение ‘акыки не является ни Сунной, ни чем-либо желательным. Абу аз-Зинад относительно сторонников этого мнения говорил: “Они так посчитали по причине малого знания и слабой осведомленности о хадисах”.См. “аль-Мугъни” 11/120.
Что же касается тех, кто посчитал ‘акыку нежелательной, то они опирались на следующий хадис: “Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про ‘акыку, он ответил: «Поистине, Аллах не любит ‘укукъ».
Однако этот хадис никак не указывает на нежелательность ‘акыки, поскольку полный хадис прекрасно поясняет его смысл. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про ‘акыку, он ответил: «Поистине, Аллах не любит ‘укукъ» . Как будто ему не понравилось это название. Затем он сказал: «У кого родился ребенок и кто пожелает совершить за него жертвоприношение (нусук), то пусть приносит в жертву за мальчика двух одинаковых барашек, а за девочку одного»” . Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут.
Итак, мы видим, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не понравилось именно название «‘акыка», а не сам обряд, поскольку такое название данный обряд имел ещё во времена невежества (джахилийя), поэтому он сказал, что Аллах не любит ‘укукъ (ослушания). Максимум, на что указывает данный хадис, так это нежелательность использовать данное название «‘акыка», но никак не само жертвоприношение. Однако ученые считали, что нет никаких проблем использовать и слово «‘акыка», поскольку впоследствии сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминал это слово много раз, побуждая свою общину совершать ‘акыка.
Также некоторые имамы, опираясь на хадис: «Удхия отменила любое жертвоприношение», считали, что ‘акыка была отменена Исламом и заменена праздничным жертвоприношением (удхия). Однако, это мнение весьма слабое. Во-первых, хадис: «Удхия отменила любое жертвоприношение» недостоверный, относительно которого имам ан-Науауи сказал: “Все знатоки хадисов единогласны в том, что этот хадис слабый”. См. «аль-Маджму’» 8/386.
А во-вторых, от десятков сподвижников достоверно передается, что они совершали ‘акыку за своих детей и внуков и после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Множество сообщений о том, как сподвижники и их последователи совершали ‘акыку за своих детей, например, приводит имам Ибн Аби ад-Дунья в своей книге «аль-‘Ияль» (1/188-243).
Имам Ахмад сказал: “Передают от некоторых, кто порицал ‘акыку, что она из числа дел времен джахилии. Однако, это заявление является следствием их малой осведомленности о хадисах. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ‘акыку за аль-Хасана и аль-Хусайна, и его сподвижники делали ее”. См. “Тухфатуль-маудуд” 60.
Тут следует отметить, что некоторые ученые приписывали имаму Абу Ханифе слова, что он называл совершение ‘акыки нововведением. На самом деле это не так. Ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни относительно этого сказал: “Это является ложью, и нельзя приписывать такое Абу Ханифе, да убережет Аллах говорить подобное! Он говорил, что это не Сунна, имея в виду не твердая Сунна”. См. “Умдатуль-Къари” 14/463.
Имам аш-Шаукани прекрасно объяснил такое мнение Абу Ханифы, найдя ему достойное оправдание, как это и подобает поступать ученым в отношении друг друга. Он говорил: “Автор книги «аль-Бахр» передал, что Абу Ханифа сказал в отношении ‘акыки, что это из деяний времен язычества (джахилийя), которое отменил Ислам. Если это действительно сказал Абу Ханифа, то вероятно до него не дошли достоверные хадисы относительно этой темы”. См. “Нейлюль-аутар” 5/150.
Что же касается мнения тех имамов, которые говорили об обязательности ‘акыки, то их доводом являются следующие хадисы:
Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову» . Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного за девочку”. Ибн Маджах 3163, ат-Тирмизи 1513. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 1166.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За мальчика следует принести в жертву два одинаковых барана, а за девочку одного» . Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Веления в этих и подобных хадисах сторонники этого мнения отнесли к обязательному. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Было разногласие относительно обязательности ‘акыки, и сказала группа: «‘Акыка является обязательной, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал ее совершать, а веления его указывают на обязательность (фард)»”. См. “аль-Ишраф” 3/416.
Также они опирались и на слова Бурайды, который говорил: “В Судный день люди предстанут со своей ‘акыкой также, как предстанут со своими пятикратными молитвами”. См. “аль-Мухалля” 6/637, “аль-Мугъни” 13/393.
Однако относительно достоверности этого сообщения от Бурайды есть сомнения, поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал, упомянув его: “Если бы это было достоверным, то стало бы еще одним доводом для тех, кто сказал про обязательность ‘акыки”. См. “Фатхуль-Бари” 9/742.
Также следует отметить, что Къатада и аль-Хасан аль-Басри считали, что ‘акыка обязательна именно за мальчиков, и необязательна и даже неправомочна в отношении девочек. См. “Фатх аль-Малик” 7/107. При этом они опирались на хадисы, в которых сказано: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка) ». аль-Бухари 5472.
Это мнение опровергается другими ясными и достоверными хадисами, в которых упоминаются как мальчик, так и девочка, часть которых уже приводилась. Поэтому имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Это мнение очень слабое и нельзя на него опираться по причине того, что оно противоречит достоверной Сунне! ” См. “Файдуль-Къадир” 5624.
Что же касается большинства ученых, то они отнесли веления, упомянутые в хадисах, к желательным. Нет сомнения, что если есть повелевающие тексты Корана и Сунны, и нет ничего исключающего, то это веление несет в себе обязательный характер. Однако, если есть другие тексты Корана и Сунны, которые сводят эти веления с основы, тогда веление уже носит желательный характер, но не обязательный. И в данном случае есть тексты, которые сводят данные веления к желательности, как например, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который, когда был спрошен про ‘акыку, сказал: «У кого родился ребенок и кто пожелает совершить за него жертвоприношение, то пусть приносит в жертву за мальчика двух одинаковых барашек, а за девочку одного». Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут.
Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение ‘акыки с желанием людей, не обязав их этим. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что ‘акыка не является обязательной, поскольку в отношении обязательных вещей не говорится: «Кто желает пусть совершает»! ”См. “ат-Тамхид” 9/295.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “В этом хадисе доказательство на то, что все хадисы, побуждающие совершать ‘акыку, носят необязательный, а только желательный характер. И если бы это было обязательно, то не было бы совершение этого деяния связано с желанием людей! ”См. “ар-Раудату-ннадийя” 3/144.
А имам аш-Шафи’и говорил: “Впали в крайность в отношении ‘акыки два вида людей. Одни из них говорят: «Это нововведение! », а другие: «Это обязательно! »” См. “Фатхуль-Бари” 4/12.
На основании всего сказанного следует, что правильным мнением является то мнение, что ‘акыка является твёрдо–установленной Сунной и весьма желательным деянием, в котором множество пользы. И оно узаконено как в отношении мальчика, так и девочки.
Что же касается хадиса: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки», то ученые разошлись в толковании этого хадиса на множество мнений, что ослабляет силу аргументации им. Тем более такое толкование, что ребенок, за которого не сделали ‘акыку, не будет заступаться за своих родителей, не передается ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из его сподвижников. Но даже если бы и передавалось такое толкование от них, то это не указывает на совершение греха при оставлении ‘акыки или отчёт за это в Судный день, однако указывает на его важность и достоинство. См. “Задуль-ма’ад” 2/326, “Фатхуль-Бари” 9/488.
И даже от имама Ахмада, придерживавшегося этого мнения, передает Ахмад ибн аль-Къасим, что когда его спросили: «О Абу ‘Абдуллах, является ли обязательной ‘акыка? », — он ответил: “Что касается ее обязательности, то я не знаю. Я не говорю, что она обязательна. Но самое строгое, что было на счет нее – это то, что человек является ее заложником”. См. “Тухфатуль-маудуд” 54.
Нет сомнения в том, что если есть возможность, лучше совершить ‘акыку за детей, не оставляя эту важную Сунну и не делая ребенка ее заложником. Имам Малик говорил: “Совершение ‘акыки не является обязательным, однако это желательно, ибо это деяние, которое не переставали совершать люди”. См. “аль-Мууатта” 2/400.
Абу аз-Зинад говорил: «‘Акыка – это деяние мусульман, оставление которого они порицали».См. “Тарх ат-тасриб” 5/206.
Салих, сын имама Ахмада рассказывал, что он спросил своего отца: “Если у человека родился ребенок, однако у него нет возможности совершить ‘акыку, то, что для тебя предпочтительнее, чтобы он взял в долг и совершил ‘акыку или же чтобы он отложил это до тех пор, пока у него не появится возможность? ” Ахмад сказал: “Самое строгое, что мы слышали в отношении ‘акыки, это хадис от Хасана ибн Самуры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки» . Поистине, я надеюсь, что если он возьмет в долг, то Аллах даст облегчение такому человеку, ибо он оживил сунну из числа Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), последовав за тем, что пришло от него”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2/208.
На основании изложенного следует, что совершение ‘акыки не является обязательным, оставление чего влечет грех, однако не следует оставлять этот обряд при наличии возможности. Ведь в этом обряде множество польз, из числа которых: оживление Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха); благодарность Всевышнему; и польза для ребёнка, о которой в полной мере ведомо только Одному Аллаху.

 

О том, что совершение ‘акыки лучше, чем раздача милостыни на эту сумму


Спросили имама Ахмада: «Что для тебя предпочтительнее: совершение ‘акыки, или же выплата этой суммы нуждающимся? » Он ответил: “Акыка! ” См. “Масаиль Аби Дауд” 256.
Также это мнение передал Ибн аль-Мунзир от Ахмада и Исхакъа ибн Рахауайха и сказал: “Истину сказал Ахмад, ибо следование Сунне лучше! ” См. “аль-Ишраф” 3/421.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Не оспаривается то, что ‘акыка может служить защитой для новорожденного от вреда шайтана после его рождения, как и поминание Аллаха перед половым актом и зачатием этого ребенка служит защитой для него от вреда шайтана. По этой причине было мало случаев, когда родитель оставлял совершение ‘акыки, чтобы тем самым ребёнок не попал под поражение шайтана”.См. “Тухфатуль-маудуд” 91.

Требования к животному, предназначенному для ‘акыки

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь