Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение политико-правовой мысли
В странах Арабского Востока (Лаз.) У истоков мусульманской культуры стоял выходец из Мекки Мухаммад (570-632 гг.) - создатель ислама и возникшей при его активной роли государственности - Арабского халифата. Мухаммад же не только проповедовал свое учение - ислам, учил вере в единого Бога - Аллаха, но и в ходе вооруженной борьбы с противниками новой религии создал на Аравийском полуострове единое теократическое государство. Ислам идеологически объединил племена арабов, в массе своей скотоводов-кочевников («араб» - кочевник). Проповедь умеренности, единства и взаимопомощи, поддержки нуждающихся, в первую очередь, близких и бедняков, сплачивала арабов.
ОПРАВДАНИЕ НАСИЛИЯ Создатель новой религии призывал мусульман участвовать в «священной войне» с многобожниками (язычниками), неверными (иноверцами), но не ради завоевания новых земель, захвата трофеев, грабежа или истребления других народов, а чтобы изменить жизнь на Земле, установить всеобщий мир, утвердить правосудие и социальную справедливость, объединить все народы единой верой.
ОТНОШЕНИЕ К ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ (К ВЛАСТИ ПРАВИТЕЛЯ) Идея объединения народов на основе ислама для установления более справедливого миропорядка определила всю систему политических воззрений Мухаммада. Названная идея стала истоком 2-ух направлений в развитии политической теории и практики в Арабском халифате, «деспотической» и «либеральной», обеспечивающей автономию личности мусульманина. Оба эти направления были сформулированы Мухаммадом и отражали его представления о том, какую роль играет ислам в сфере политики, в частности, как должны относиться приверженцы новой религии –мусульмане - к высшей духовной и светской власти в лице Пророка и его «заместителям-властителям» ( имамам ), а также друг к другу. Деспотическое направление Первое направление выразилось в отношении мусульман к Пророку и его учению. Приверженцы ислама должны были быть покорными по отношению к Пророку, его учению, неукоснительно следовать установленным предписаниям религиозного и этического характера. Мухаммад провозглашал: «Кто повинуется мне, тот повинуется и Аллаху, кто не подчиняется мне, тот не подчиняется и Аллаху». Каждый, кто не исполнял волю посланника Аллаха, совершал тяжкий грех.
Либеральное направление Что же касается отношения мусульман к «заместителям» Пророка правителям ( имамам ), в целом к власти - светской и духовной, то оно, согласно учению Мухаммада, не должно было быть столь однозначным, основываться лишь на беспрекословном повиновении и покорности. Посланник Аллаха провозглашал: «Кто повинуется своему правителю, тот повинуется и мне». Однако это его утверждение не означало, что правители (имамы) равны и тождественны Пророку и поэтому и им мусульмане также должны безропотно и беспрекословно повиноваться и подчиняться. Посланник Аллаха считал, что отношения между правителями и их подданными - мусульманами должны регулироваться исламом, основываться на взаимных правах и обязанностях. Он учил: «Послушание и повиновение [подданных правителю] - право [властителя по отношению к подданным], если только не приказывается греховное. Если же приказывается греховное, то нет [права требовать и обязанности придерживаться] послушания и повиновения» ( Сунна. Кн. 60 ).
Мухаммад не указал прямо, но из его учения определенно следовало, что решать, относятся ли приказы правителя к благочестию, направлены ли они на претворение воли Аллаха, поступает ли отдающий их справедливо, каждому мусульманину надлежит самостоятельно, руководствуясь исламом. Пророк был убежден, что именно благодаря новой религии правоверный может дать правильную оценку велениям правителя. Поэтому Мухаммад фактически даже обязывал мусульман воспринимать и оценивать приказы имамов с точки зрения их соответствия исламу. В конечном счете, посланник Аллаха в отличие от христианства, утверждавшего, что всякая власть от бога, призывавшего отдавать богу - богово, а кесарю - кесарево, учил относиться к власти в зависимости от того, выражает ли она волю Всевышнего, соответствуют ли ее действия исламу. (!!!!!!! )
О необходимости повиновения народа политическим руководителям и отрицании принципа принятия политических решений по большинству голосов (Дроб.).
В Коране отмечено: «Если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они сведут тебя с пути» Бога. «Они следуют только за предположением, и они только ложно измышляют... Или ты думаешь, что большинство слышит или разумеет? Они ведь только - как скоты и даже больше сбились с пути». Поэтому им нужно подчиняться разумным власть имущим на земле, которые есть помощники Божьи. В такой ситуации если бы осуществляющий политическое руководство помощник Бога слушался остальных людей «во многих делах», то они бы «страдали». Неразумные среди политических руководителей - не от Бога, а самозванцы, ибо Бог не берет «сбивающих с пути помощниками». Именно на таких горе-руководителях, а не на народе, согласно Корану, лежит ответственность за политические неудачи. «Мы в каждом селении сделали вельмож грешниками его», - заявлено здесь от имени Бога. ПРЕДНАЗНЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЯ (Лаз.) В контексте отношения мусульман к имамам Мухаммад рассматривал и такую проблему, как социальное назначение и характер власти правителя. Посланник Аллаха утверждал: «... Имам [то есть правитель] сродни щиту, позволяющему под своим прикрытием отражать нападение и уберегать [мусульман] от причинения неприятностей».
Однако выполнение правителем своих функций Мухаммад считал не благодеянием, которое оказывается мусульманам, а исполнением воли Аллаха. Власть правителя подконтрольна Аллаху и ответственна перед ним. Если приказы правителя относятся к благочестию и направлены на претворение воли Аллаха, справедливы, «... то за это ему полагается награда. Если же он говорит иное, то сам обязан нести за это расплату» ( Сунна. Кн. 60 ).
Пророк даже допускал возможность диалога власти и мусульманской общины, но решать, полагается имаму награда или расплата, - должна была все-таки не она. Учение Мухаммада исключало взаимную ответственность государства и общества, контроль последнего за действиями власти. Когда веления государственной власти, по мнению мусульманина, не противоречили исламу, он был обязан проявлять послушание, «... тот, кто выходит из-под власти [правителя] хоть на малую толику, умрет смертью язычника».
О принципах примерной жизни людей в политической организации общества. (Дроб.)
1) Любовь к ближним. «…что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя... И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены». 2) Необходимость соблюдать договоры. 3) Неэквивалентный обмен материальными благами между бедными и богатыми, дающий большую выгоду бедным. 4) Бережное отношение к окружающей природной среде. 5) Каждому члену политической организации общества в своем поведении следует учитывать, что «всякая душа вкушает смерть», и ему «сполна будут даны... награды в день воскресения. В Коране присутствует предупреждение людям, сделанное от имени Бога: «Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней, - Мы дадим ему то», что он хочет, «но нет ему в последней» жизни «никакого удела». И «взгляни, как Мы одним дали преимущества над другими, а ведь последняя жизнь больше по степеням и больше по преимуществам». Направления исламской политико-правовой мысли
ХАРИДЖИТЫ
Одной из первых возникла секта хариджитов (от слова «хаваридж» «вышедшие», «восставшие»). Хариджиты считали общину единоверцев воплощением правды и справедливости. Они выдвинули идею выборности халифа всей мусульманской общиной, независимо от социального положения и национальности любого благочестивого мусульманина. Эта идея содержала в зародыше тезис о народном суверенитете. Значительное место во взглядах хариджитов занимала проблема социального неравенства. Они обвиняли верхушку общины в обогащении за счет единоверцев, в нарушении социальной справедливости, которая виделась в существовавшем в доисламский период равенстве всех соплеменников, а теперь мусульман. Хариджиты требовали возвращения к «первоначальному исламу», под которым понимали, прежде всего, социальное равенство.
Обращение к социальной проблематике не изменило, однако, мировоззрение хариджитов. Они оставались последовательными приверженцами ислама. Более того, крайнее течение хариджитов считало, что мусульманин это человек, целиком отдавший себя Богу и делами оправдывающий свое избранничество. Несогласных с этой точкой зрения они не признавали верующими. Хариджиты требовали от верующих строгого соблюдения религиозных предписаний, пропагандировали нестяжательство и ограждение мусульманской общины от вероотступников и лицемеров. Требование неуклонно следовать предписаниям ислама они адресовали и к правителю, опираясь на Сунну Пророка. Хариджиты выдвинули идею о том, что мусульмане обязаны повиноваться избранному ими правителю до тех пор, пока он не нарушает предписаний веры. Более того, они считали законной борьбу против халифа - тирана, оправдывали политические убийства.
ШИИТЫ
Шииты (от арабск. «аш-шиа», «приверженцы», «партия») отвергали идею избрания преемника Пророка. Они считали, что главой мусульман может быть только кровный родственник Мухаммада, ибо только на него может перейти божественная благодать, осенявшая основателя ислама. Согласно шиитской концепции, имам обладает абсолютной, почти божественной властью и, безусловно, стоит выше мусульманской общины. Его личность священна. Имам «непогрешим в большом и малом». Он величайший знаток мусульманского права, постигший волю Аллаха. Его решения по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной, имеют силу Закона. Шииты не признавали законными ни одного из первых трех халифов (Абу Бакра, Умара и Усмана). Они провозгласили руководителем мусульман (имамом) Али ибн Абу Талиба - двоюродного брата Пророка, женатого на его дочери Фатиме. Однако спустя пять лет Али был убит. Имя Али стало пользоваться у шиитов исключительным почетом, даже обожествляться. Они добавили в Коран особую суру - «Два светила» (пророк Мухаммад и имам Али). Шииты отказались признать Сунну, в которой собраны хадисы - рассказы сподвижников о словах и поступках Мухаммада, и создали собственное предание ( хабар или ахбар ) об имаме Али. Хабар состоит из изречений и писем Али, а также свидетельств о его жизни. Предание об имаме Али стало авторитетнейшим источником шиитского вероучения.
Шииты сформулировали религиозно-политическую доктрину о династии 12 имамов, потомков Али. Согласно этой доктрине 12-тый имам, также носивший имя Мухаммад, «скрылся»[1] для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость. Шииты не ограничились идеологической сферой и интеллектуальным творчеством, а вели упорную борьбу за власть. Им даже удавалось создавать шиитские государства - имаматы. Под шиитскими лозунгами часто поднимались восстания против жестоких правителей. В середине VIII в. в среде шиитов произошел раскол. Возникло исмаилитское направление, из которого во 2-ой половине IX в. выделились, в свою очередь, кармалиты и фатимидские исмаилиты. Последние утвердились в Египте, а в конце Х в. установили свою власть в большей части Магриба, в Палестине и Сирии. В современном мусульманском мире шииты составляют меньшинство (около 40 млн. человек). Шиизм является государственной религией Ирана, 85% населения которого шииты. Примерно половину населения они составляют в Ираке и Иемене (Йемене??? ). Значительно влияние шиитов в Ливане.
СУННИТЫ
Сунниты, в отличие от шиитов, не только признали Сунну (букв. «традиция», «принятый образ действий», «одобряемое поведение»). Они рассматривают зафиксированные в сунне в форме преданий (хадисов) изречения и поступки пророка Мухаммада в качестве образца, которому обязаны следовать мусульмане. Сунна, по их мнению, вместе с положениями Корана составляет содержание шариата и является его ведущим источником. Сунниты разошлись с шиитами и в трактовке вопроса о том, кому должна принадлежать власть в халифате. Наибольшее распространение среди суннитов получила концепция, согласно которой верховным носителем суверенитета является Аллах, а мусульманское государство строится целиком на основе поручения, данного им общине. Высшую власть на земле осуществляет община, обладающая полным суверенитетом, представляющим собой не что иное, как «отражение» верховного суверенитета Аллаха. Суннитская концепция, в отличие от шиитской, подчеркивала то, что власть имама не носит абсолютный характер, глава государства не пользуется какими-либо привилегиями или иммунитетом. Он, так же как и все мусульмане, подчиняется нормам мусульманского права и может быть наказан за любой проступок. Хотя имам осуществляет верховную религиозную власть в государстве, но она лишена божественного характера. Будучи главой государства, имам, однако, не обладает законодательной властью. Он может формулировать правовые нормы, но не как законодатель, а как муджтахид знаток права и правоприменитель. Суверенитет общины выражается и состоит, прежде всего, в праве избирать своего правителя, который руководит от ее имени, а также вправе законодательствовать. При этом, согласно рассматриваемой концепции, мусульманская община не делегирует свои исключительные права халифу, а только доверяет ему руководить собой. И в сфере государственного управления, и особенно в области нормотворчества верховенство общины признается ограниченным только волей Аллаха, выраженной в мусульманском праве. Это означает, что община имеет право законодательствовать по всем вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной, а подчинение общины власти халифа обусловлено его точным следованиям предписаниям мусульманского права.
В конечном счете, наличие в исламе различных группировок и течений способствовало развитию мусульманской религиозно-политической мысли, позволило избежать догматизма, учесть меняющиеся условия жизни. Более того, мусульманские мыслители и юристы сумели превратить в достоинство и пробельность Корана и Сунны по вопросам организации государственной власти, порядка замещения правителя.
В современный период мусульманская религиозно-политическая мысль столкнулась с такими важными и сложными проблемами, как глобализация и ее побочные результаты, концепция борьбы цивилизаций, отождествление ислама с исламским радикализмом. В последнем случае все содержание учения Мухаммада фактически сводится к провозглашенному им джихаду. Понятие « джихад » («усилие») в вероучении ислама действительно играет существенную роль и означает борьбу за веру, но не только. Пророк Мухаммад в разные периоды жизни давал разные толкования джихаду. Он в частности призывал вести борьбу с неверными до полной победы и в то же время требовал соблюдать договоры с многобожниками, «... которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не оказывали поддержки против вас». Позже появилось понятие «джихад сердца», подразумевавшее борьбу, прежде всего, с собственным несовершенством верующего. Возникло также понятие «джихад руки», которое понималось как наказание за преступление перед верой и, наконец, «джихад меча», под которым понималась уже прямая вооруженная борьба с неверными, обещавшая ее участникам райское блаженство.
Свидетельством того, что сам Пророк не сводил содержание понятия джихад лишь к последнему - к вооруженной борьбе - являются его слова: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». Под «малым» джихадом понималась война с неверными, а под «великим» - духовное самосовершенствование.
Исламский радикализм, равно как и критики ислама, исходит из узкого понимания понятия «джихад». Специалисты по исламу считают, что истоки современного радикального ислама исторически были заложены еще в Средние века, в частности, известным богословом XIV в. Таки ад-Дином Таймийя. Согласно его учению, исламское государство должно базироваться на 2-ух вещах: - в мусульманской стране править должен глава государства - мусульманин, - а основополагающим законом должен быть шариат. При несоблюдении этих двух условий государство не может считаться мусульманским и следует бороться за реализацию этих двух основных принципов.
Современный исламский радикализм был воссоздан в Египте в 40-х гг. ХХ в. сельским учителем аль-Банной, однако серьезным толчком к его развитию послужили создание государства Израиль и последующие арабо-израильские войны. Длительное время основной удар радикальных групп ислама был направлен против Израиля и США, а также тех арабских правителей, которые, по мнению радикалов, в недостаточной степени прилагали свои усилия к борьбе с этими странами. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. определенные усилия радикалов были направлены и против Советского Союза. Существует мнение, что значительная часть нынешних лидеров радикального ислама сформировалась именно в ходе борьбы с советскими войсками в Афганистане. Ко времени вывода советских войск из Афганистана на его территории находилось, по некоторым данным, около 10 тысяч выходцев из исламских (в первую очередь арабских) стран, которые воевали против советских войск. Война в Чечне послужила благодатной почвой для развития подобных групп, значительная часть усилий которых направлена на территорию России и прежде всего на Северный Кавказ. В настоящее время радикальный ислам в мире представлен 3-мя основными направлениями религиозно-политической мысли и практики. Последнюю осуществляют десятки, а возможно, и сотни различных экстремистских групп.
Основные направления |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы