Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Концепция «порочногo гocударства». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Фараби последовательно воспринял античное философское понимание города как сомножества людей . Однако довел эту концепцию до ее логического предела, который Платону или Аристотелю был недоступен из-за избыточно благого представления о человеческой природе: в порочности государства они винили властвующих . Фараби же закономерно предположил, что коллективизм объединения не может не переносить на целое свойств отдельных обитателей. Так, наряду с «добродетельным городом» (своего рода идеалом государственной организации) появляются иные виды «городов» - каждый со своим, только ему присущим нравственно-политическим «климатом». Все это - вариации порочного государства. К его возникновению первопричина отношения не имеет, оно порождается моральным несовершенством людей, которое охватывает равно и управляющих, и управляемых. Даже в добродетельном городе жители разные. Одни совершают действия, прямо ведущие к счастью и добродетели. Другие руководствуются иными соображениями, но все равно достигают блаженства. Третьи в необузданном порыве следуют невежественным целям, но социально им препятствуют законы и положения «добродетельного города» и власть правителя; из них есть и плохо толкующие истинные законы. Есть люди с явно преступными наклонностями, стремящиеся нарушать и искажать законы и для себя, и для других. Есть искажающие собственные представления. Есть и те, кои имеют представление о счастье, но неспособны понять их недостижимость для себя. Все эти разнородные стремления как бы взаимно погашаются «правильной» политической целью, «истинными» властью и законами, хранящими правильные начала. Когда вдруг, под воздействием социальных потрясений, рушится единство, то и происходит повреждение государственного устройства и форма организации здесь ни при чем.
Вторая категория такого повреждения - невежественный город . Он возникает вопреки человеческой природе. Правитель его - теократ, наследственный монарх, стремящийся к наслаждениям, ему не свойственна любовь к обучению. Нет этого и в его государстве, где добиваются лишь почестей, где нет понятия о справедливости; здесь все во зло, все направлено на приобретение богатства. В таком государстве нравственная и политическая корысть опирается и на корыстные законы. Жизненно «невежественный город» может быть рожден самыми разными стремлениями - властолюбием, честолюбием, жаждой богатства. И правители таких городов тоже ставят перед собой цели, не имеющие ничего общего с истинно благими побуждениями.
☻ Интересно, что Фараби даже приводит примеры своего рода этнополитической психологии, характеризуя арабов, турок и др. с точки зрения господствующей нравственно-политической психологии, порой надуманной, но все же заслуживающей внимания.
Вот, например, властолюбивый город и властолюбивое общество, которые всецело охвачены стремлением к достижению победы и друг другу помогают в этом. (Фараби был историческим современником целой череды беспричинных завоевательных движений и не мог не задуматься над этим.) Казалось бы, что в том плохого? Но жажда победы невозможна без сопутствующего желания подчинять и порабощать других, без стремления к тому, чтобы побежденный не обладал ничем и полностью повиновался правителю. Это объективно деформирует носителя власти. Чтобы быть постоянным победителем, нельзя быть добродетельным: власть покоится на жестокости и насилии - это делает таким весь город, и его обитатели становятся врагами остального человечества. «Одни из них полагают, что власть покоится на хорошем обхождении, а другие считают, что на насилии или жестокости... Их глава является наиболее сильным из них в руководстве, направленном на покорение других. Он самый хитрый и самый изощренный в том, что следует делать, чтобы постоянно быть победителем... Таков их глава, он же - правитель... Они являются врагами всех остальных» (Политика. 66).
Или, например, честолюбивый город , где, прежде всего, правитель, а затем его граждане охвачены борьбой за Политическое лидерство. Не исключено, что правитель будет отдаляться от людей, издавая «честолюбивые законы», и «приучать народ к тому, что он и его род имеет над ним царскую власть». Это будет город, похожий на добродетельный и, возможно, наилучший из невежественных, но, если честолюбие станет чрезмерным, такой «город» превратится в город палачей.
Третья категория повреждения (и вторая стадия падения) безнравственный город . Здесь наличествует знание о добродетели и истинной политике, но отсутствует действие в правильном направлении. «Безнравственный город - это такой, жители кoтopoгo верят в начала, воображают и представляют себе счастье, верят в него и руководствуются действиями, которые ведут к достижению счастья, знают их и верят в этo, однако не совершают ни одно из этих действий, а, напротив, в своих ycтpeмлeниях и желаниях склоняются в какой-то мере к жителям невежественных городов: к почестям, побeдe и тому подобному - и все свои действия и способности подчиняют им» (Политика. 74).
Наконец, четвертая категория (и последняя стадия падения ) - заблудший город . Его жители выработали для себя изначально ложные начала жизни: от лицемерия, от сознательного обмана спасения нет, ибо и правитель охвачен поощрением этих настроений города, чтобы остаться у власти. Все эти « невежественные политии » многообразны, варьируются от незначительно плохих до чрезвычайно плохих, «ибо политии и образы жизни составлены из произвольных и естественных вещей, которые почти бесконечны и некоторые из них случайны...» (Афоризмы политика. 87). Но Фараби однозначен в определении существа порочного государственного устройства: «неистинный город» - в равной мере творение и правящих, и управляемых, народа, с его стремлениями и, как сказали бы сегодня, общественной практикой.
☺ Такой социально-психологический, этнополитический анализ, который представлен размышлениями Фараби, едва ли не уникален в философии политики до ХХ века. Только тогда политическое мышление выйдет на эту уникальную и важную взаимосвязь - государственная форма не существует и не образуется сама собой, она есть проявление не только исторических случайностей, но и «духа народа», его культурно-исторического наследия. Фараби, возможно, пришел к этому логически, исходя из главного посыла своей философии: форма любого явления диктуется самим субстратом. Но как бы то ни было, именно здесь политическое размышление вышло на важнейшее суждение: и народ ответствен за свое государство и своих правителей. Искусство политики. Однако в общей концепции Фараби падение государственности вовсе не предопределено. И что-то - хотя и далеко не все - может быть преодолено политической деятельностью. Здесь могут сыграть роль как качества правящего городом, так и иные способы социальной регуляции..
Правитель города должен быть профессионально пригодным к отправлению своих полномочий и, подразумевается, знать цели своего правления лучше жителей государства. «Пpaвитeль является правителем, так как владеет искусством правления и искусством управления городами и способен примeнять этo искусство в любое время, когда ему придется вoзглавить город, независимо от того, пpocлaвилcя он своим искусством или нeт...» (Афоризмы политика. 29)
Город должен быть организован иерархической администрациeй: в каждой его части есть глава (ранее в «Книге о добродетельном городе» Фараби обозначал их как Второго Главу), а части города объединены содружеством и «любовью». (ср.: Афоризмы политика. 55, 57). В правильном городе у каждого есть ремесло и занятие. Политика правителей направлена на распределение общих благ, «которыми наделяются все жители гopoдa», и лишь затем на сохранение того, что между ними распределено. В политике не следует руководствоваться абстрактной моралью и индивидуализированным представлением о справедливости: надо делать то, что отвечает общему благу. Так, отстраненно, но, в общем, благожелательно Фараби описывает правителя, который не считает возможным простить виновного (подразумевается - преступника), хотя бы его и простил сам потерпевший: это асоциальная справедливость (Афоризмы политика. 58, 59). Истинное искусство политики особенно важно. Именно она способна создать подлинное, «правильное государство», потому что все прочие и не могут, собственно, носить название государства: «Полития в абсолютном смысле не является родом для всех видов политий, а как бы общим именем для многих вещей, которые совпадают по нему, но различаются по своей сущности и природе. Нет ничего общего между добродетельной noлитией и всеми типами нeвeжecтвeнной пoлитии. Добродетельная полития - та, посредством которой правитель достигает такого вида добродетели, которого он не может достичь иначе, как только с ее помощью; это величайшая добродетель, которая только доступна человеку. Управляемые достигают в дольней и загробной жизни добродетелей, которые могут быть достигнуты только ее посредством... Их жизнь - лучшая жизнь, более приятная, чем любая другая жизнь» (Афоризмы политика. 83, 84).
В деле этой правильной политики свое место занимают и законы. Вообще наличие законодательства в политических рассуждениях Фараби имеет значение только при отсутствии «истинного правителя». В этом последнем случае законы становятся как бы указателем правильного государственного направления, и правитель обязан править «по закону». Но вот для предупреждения нравственно-политического падения города законы важны и полезны: из них и можно узнать, чего стоит опасаться и чему следовать в правильной политике. «Древние издавали законы только для этих невежественных пoлитий, потому что знание oxватывает и определяет только общие законы, хотя существующие невежественные политии являются по большей части смешанными политиями, поскольку тот, кто познал природу отдельных политий, cпособен попасть в цепь..» (Афоризмы политика. 86). Законы, как и многие иные политические средства правления в размышлении Фараби, совершенно не сопрягаются ни с предписаниями Корана, ни с шариатом. Он их обходит. И эта чистая политичность размышления составляет едва ли не важнейшее свойство учения Фараби, формально принадлежащего мусульманской традиции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы