Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозно-политической мысли и практики
В современном радикальном исламе
1) Первое направление образуют сторонники «классического» радикального ислама. Их воззрения возникли на основе учения аль-Банны, Сайда Кутба и Мухаммада Кутба, Абу-аль Аля Маудуди и других теоретиков. Они разрабатывают программы борьбы за создание в той или иной стране исламских форм правления. Конечная цель - создание исламского государства, которое предусматривало бы шариатские формы правления с признанием частной собственности и с элементами парламентаризма.
Проведенный специалистами анализ фундаменталистской литературы показывает, что по классической схеме одного из идеологов фундаменталистов С. Кутбы все фундаменталистские движения должны пережить 3 этапа в своем развитии: I этап - проповедническая деятельность, распространение своих идей; II этап - создание организационной структуры, активная вербовка в свои ряды молодежи; III этап - переход к активным действиям с целью захвата власти.
2) Второе направление представляют еще более радикально настроенные группы, куда входят организации типа «Хезбе - Тахрир» и, по некоторым данным, «Аль-Каида», а также ряд других организаций, считающих, что при исламской форме правления должны быть исключены частная собственность и парламентаризм, а власть должна иметь жесткий, тоталитарный характер. В частности, идеолог «Хезбе - Тахрир» Нахбони предполагает также ведение постоянного джихада против не только неисламских государств, но и против тех исламских государств, где, по его учению, режим ислама является «ненастоящим». То есть предполагается некоторое состояние постоянной войны. Есть мнение, которого, в частности, придерживаются и лидеры первого направления политического ислама, что эти движения («Хезбе - Тахрир» и «Аль-Каида») были созданы спецслужбами Израиля и США с целью дискредитации ислама как такового и создания некоего антиисламского фронта с вовлечением ряда стран, в том числе России.
3) Третье направление представляют своеобразные локальные исламские радикальные движения, имеющие четкую антиизраильскую и антиамериканскую направленность. Это и палестинский «Хамас», и ливанская «Хезболла», ставящие перед собой цель уничтожения государства Израиль, но не имеющие радикальных намерений в отношении других государств, в том числе России.
ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ Источники мусульманского права: Коран, Сунна, иджма (догмат), кияс (аналогия), урф и адат (обычай), мазхаб (правовая школа), бида (нововведение), таклид (подражание), иджтихад (интерпретация)
Признано, что после смерти Мухаммада, вплоть до VIII в., развитие мусульманского права осуществлялось, главным образом, казуальным путем . Преемники Пророка - «праведные» халифы Абу Бекр, Омар, Осман и Али, правившие в 632-661 гг., а также другие сподвижники Мухаммада обращались к Корану и Сунне. Если же они не находили в Коране и Сунне соответствующей нормы, то формулировали новые правила поведения на основе расширительного толкования этих источников, а еще чаще - с помощью различных рациональных аргументов. Участие в разработке новых норм принимали, в качестве консультантов, крупнейшие правоведы. Начиная с VIII в. они, будучи основателями правовых школ, стали играть ведущую роль в ликвидации пробелов в праве, а по существу - и в его развитии. Учеными-правоведами (муджтахидами) была разработана мусульманско-правовая доктрина, за которой со временем закрепилась роль основного источника мусульманского права. Первоначально формирование и практическая реализация мусульманско-правовой доктрины были неразрывно связаны с дискреционной властью, то есть свободным усмотрением правоприменителя, в частности верховного судьи - Кади, в случае молчания признанных источников права и, в первую очередь, Корана и Сунны. Относительно свободное усмотрение, применяемое при толковании норм Корана и Сунны, и формирование новых правил поведения были инициированы и санкционированы самим Пророком.
Длительное время доктринальное развитие мусульманского права оставалось на уровне индивидуального регулирования. Общих строгих правил формулирования новых правовых норм не существовало. С ХI в. мусульманское право развивалось в рамках нескольких правовых школ - толков: - шиитского направления (джафаритская, исмаилитская, зейдитская и др.) и - суннитского (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская и др.).
Каждая школа (мазхаб) создала свой набор методов юридической техники для формирования правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной. Такие форма и способ развития нормативного содержания мусульманского права получили название « иджтихад » (букв. настойчивость).
С развитием мусульманской методологии права ИДЖТИХАД стал обозначать достижение высшей степени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, не урегулированные Кораном и Сунной, а муджтахидами стали называть тех, кто получил такое право.
Со временем возникла классификация степеней иджтихада. 1) Муджтахидами высшей категории признавались самые авторитетные правоведы, основатели правовых школ. Они обладали правом оценивать источники мусульманского права. 2) Муджтахиды средней степени имели право выносить самостоятельные суждения лишь на основе источников, признаваемых определенной школой. 3) Муджтахиды низшей степени могли лишь выбирать одно из различных мнений правоведов первых двух степеней. В иджтихаде наиболее полно отразились отмеченные ранее два направления развития арабо-мусульманской мысли и практики - «деспотическое» (догматическое) и «либеральное» (творческое). Благодаря присутствию указанных направлений, а главное Корану и Сунне, мусульманское право, развивающееся в рамках нескольких правовых школ, а затем и стран, во-первых, сохраняло внутреннее единство. Во-вторых, оно не стало, несмотря на институт аналогии и судейского усмотрения, источником узаконенного судебного произвола, а обладало гибкостью, способностью развиваться, учитывая изменяющиеся общественные условия. «Либеральное» (творческое) направление обеспечивало реализацию следующих принципов, провозглашенных Мухаммадом: - «Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей», - «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения», что позволяло правоведам учитывать объективные условия, общественные и индивидуальные интересы и потребности, а также местные традиции и обычаи.
«Деспотическое» (догматическое) направление обеспечивало: - верховенство принципов и ценностей ислама, - презумпцию справедливости, - то, что муджтахидом мог быть только тот, кто сам руководствовался этими принципами, то есть был мусульманином.
Классификация деяний: 1) Фард — обязательное 2) Халяль — дозволенное Ваджиб — желательное Мубах — нейтральное Макрух — нежелательное 3) Харам — запретное // Степени предписаний В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф», а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф». Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин». «Аф’ааль-уль-Мукаллафин» состоит из восьми разделов: 1 — Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание). 2 — Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «Витр» и «Праздничный намаз». 3 — Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания). 4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме зякката) или дополнительный пост (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания). 5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить. 6 — Макрух: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом (за исполнение — нет наказания, за неисполнение — награда). 7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста. 8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям (за исполнение — наказание, за неисполнение — награда).
Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни (шариатская гвардия), и в жизни потусторонней (мучения в аду). Избегающие харама из-за страха наказания получат «благость Всевышнего Аллаха»; отрицающие недозволенное, с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных. Предусмотренные шариатом наказания (араб. - худуд ) - Смертная казнь за предумышленное убийство и возмездие за предумышленное причинение инвалидности (но жертва или родственники жертвы могут отказаться от своего права) (5: 45) - Вира за непредумышленное убийство (4: 92) - Отсечение руки за воровство (5: 38) - Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей) (24: 4) - 100 ударов плетью за прелюбодеяние для незамужней женщины или мужчины, который не женат (для этого обязательно наличие не менее четырёх свидетелей или собственное признание) (24: 4) - 80 ударов плетью за недоказанное обвинение в прелюбодеянии (24: 4) - 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы