Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эпоха Возрождения. Этапы. Гуманистический идеал.
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и др.; Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру. В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах. Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом. Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном гармоническом облике сооружений, в классическом языке их форм, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком. Архитектура Возрождения заново «открывает» античную ордерную систему, купол, создает тип городского дворца-палаццо. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма. Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал религией возрожденческого гуманизма. Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства. Итак, основными чертами культуры эпохи Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Вопрос 13. Литература эпохи Возрождения. Титаны Возрождения. Литература эпохи Возрождения — крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.Говоря о Возрождении, мы говорим непосредственно об Италии, как носительнице основной части античной культуры, и о так называемом Северном Возрождении, которое проходило в странах северной Европы: Франция, Англия, Германия, Нидерланды, Испания и Португалия. Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Титаны Возрождения: Данте (1265-1321) - “Божественная комедия”, Франческо Петрарка (1304-1374) - “Идеолог гуманизма”, Боккаччо (1313-1375) - “Декамерон”, Шекспир (1564-1616), Лопе де Вега - “Собака на сене” Вопрос 14. Наука в эпоху Возрождения Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы между Средними веками и Новым временем, примерно с начала 14 века до конца 16. Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь освобождением науки и культуры от влияния церкви и появление философского течения гуманизма, рассматривающего человека, его личность, его свободу и созидающую деятельность как высшую ценность. Противодействие со стороны церкви (инквизиция) подвергла гонению многих ученых, в том числе Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Наука возрождения развивалась на натурфилософии (философия природы). Бог превращался в силу равной природе. Авторитет науки существенно отличался от авторитета церкви, так как он пользуется средствами исключительно интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения, а также не провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными. Самый большой толчок к развитию науки дало изобретение книгопечатанья. Вернадский считал, что именно книгопечатанье является границей, с которой началось развитие науки, так как ему отводится важнейшая роль распространения знания. В средние века отдельные открытия исчезали в борьбе с церковью. Лишь некоторые из этих открытий распространились спустя несколько веков, сохранившись в виде рукописей и приборов. Книгопечатанье было изобретено Иоганном Гуттенбергом в Германии в середине 15 века. Первоначально он занимался шлифовкой и изготовлением зеркал, а также шлифовал полудрагоценные камни. К 1440 году он разработал «искусственное письмо» – способ нанесения текста на бумагу с помощью механического станка. Он изготавливал из металла выпуклые буквы – литеры, которые представляли собой зеркальное отображение обычных букв латинского алфавита. Из букв набирались целые строки и листы, которые удерживались специальной рамкой. Литеры покрывались краской, делался оттиск на бумаге и через небольшое время, которое требовалось для высыхания краски, лист будущей книги был готов. Дело было долгим, но, тем не менее, позволило многократно увеличить скорость выпуска по сравнению с переписыванием от руки. До своей смерти в 1468 году он успел изготовить несколько видов шрифтов и отпечатать ряд текстов по религии и философии. Важную роль книгопечатанье оказало на Реформацию, начавшуюся в 1517 году и закончившегося образованием протестантской церкви. Выпуск печатных листовок позволил быстро и наглядно донести свои взгляды до народа. Леонардо да Винчи Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни – колесцовый замок для пистолета. Он был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в 19 веке. Он предложил систему телескопа с двумя линзами, воплощенную позже Кеплером. Он также был одним из первых, кто изучал анатомию, делая вскрытия тел людей и животных. Подобные исследования других ученых легли в основу анатомии, основанной Андреасом Везалием в 1543 году, и физиологии, основанной Уильямом Гарвее в 1628 году. Леонардо да Винчи также приписывают изобретения велосипеда, парашюта, прожектора и многих других. Его труды дошли до нас в разрозненном виде на около 7000 страницах. Важнейшим научным событием 16 века стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате «Об обращении небесных сфер» от 1543 года отверг господствующую геоцентрическую птолемеевско аристотелевскую картину мира. Он не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал, как, исходя из такой системы, можно лучше объяснить все данные астрономических наблюдений. В 16 веке эта система не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства привел Галилео Галилей, защищавший теорию Коперника с 1611 по 1633 года, когда инквизиция заставила его отречься от этой теории. Гелиоцентрическая система была признана церковью только в 1835 году. Вопрос 15. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы