Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественная культура Европы 19-го века: романтизм, натурализм, реализм, импрессионизм.
Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Художники Романтизма: Уильям Тёрнер, Эжен Делакруа, Мартин Джонсон, Карл Брюллов Импрессионизм (от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. Продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живой достоверности изображения. Делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Художники импрессионизма: Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар Натурализм (от лат. naturа — «природа») — поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы. Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. В сравнении с произведениями Курбе социально-критическая и сатирическая составляющие в произведениях натуралистов отошли на второй план. До появления термина «импрессионизм» его представителей причисляли к натуралистам (так, например, поступает Золя в очерке 1868 года «Натуралисты»). По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом выполняла фотография. Не следует путать натуралистический подход к искусству с литературным натурализмом — направлением в литературе конца XIX и начала XX века, которое, помимо Золя, представляли Ги де Мопассан и Теодор Драйзер. Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.
Вопрос 22 Культура Древней Руси. Идеал святости. 980 г - князь Владимир провел языческую реформу. Перун - главный бог Симаргл - крылатый пес, охранявший посевы. Джадьбог - олицетворение солнца Хорс - белый конь, совершающий объезд с востока на запад Стрибог - Бог ветра, бури, урагана Макошь - богиня-покровительница рукоделия и домашнего уюта Велес - бог-покровитель ремесленников, торговцев и простого народа 988 г - крещение Руси. 1) Распространение письменности - кириллица, появление письменной лит-ры. Первая книга “Слово о полку Игореве” 2) Развитие каменного строительства 3) Появление монастырей и монашества (школа), введение летописных сводов, укрепление многогранного бракосочетания, появление венчания князя на престол, церковь стала сильнейшим университетом феодального общ-ва. Идея святости. Правильный образ жизни 1237-1238 гг - установление татаро-монгольского ига на Руси Во 2-ой половине 14 в началось возрождение Русской культуры после татаро-монгольского разорения, идейным стержнем которого стал национальный подъем и идея единства. Во 2-ой половине 14 в формировавшаяся в условиях национально-освободительной борьбы общерусская культура была подчинена задаче суждения “государева делу”. Государево дело - дело мос. князей по объединению русских земель в единое тело и освобождение от Ордынской империи. В это время лит-ра обритала общерусский характер и становилась носителем идей единства и патриотизма. Появляются такие произведения как “Сказание о Мамаевом побоище”, “Повесть о житии и преставлении Дмитрия Иваныча, царя русского”. Появляется произведение Сафония Рязанеца “Задонщина”. 1340 г - Куликовская битва В формировании теории феодальной монархии приняли участие представители духовенства: Монах Филофей, сформировавший тезис “Москва - третий Рим, а четвертому не бывать” Представители дворянства: Иван Пересветов, который предлагал в челобитых программу сторительсва дворянской монархии Представитель княжеско-боярской аристократии: князь Курбский Иван Грозный был сторонником самодержавия, в то время как Курбский был сторонником сословно-представительной монархии.
Вопрос 24. “Обмирщение” культуры России в 17 веке. Развитие светских начал в науке и образовании. 17 век начинается со смутного времени, крестьянские войны, начинается укрепление и развитие. В 17 веке завершается история средневековой культуры, зарождаются элементы культуры нового времени для которой характерен процесс всестороннего обмирщения -проникновение в культуру светских начал. Школа и просвещение: -грамоте обучают в семье и в основном мальчиков -появляются светские буквари (Истомин, Симеон Полоцкий) -в Москве появились средние школы (ин. яз., 1627г- всесословная лютеранская школа в немецкой слободе) -40е г. 17 в.-частная школа боярина Ртищева для молодых бояр -1687г. – 1ое высшее учебное заведение “Славяно-греко-латинская академия” для чиновников и высшего духовенства подготовки -научное знание сохраняло практический характер
Вопрос 28 Общественная мысль и литература в России в 18в. В годы, «когда Россия молодая мужала с гением Петра», русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский, в отличие от религиозного, характер), включалась в плодотворный процесс взаимодей ствия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европей ского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению («Юности честное зерцало», 1717), — все это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества, вынужденных — нередко вопреки желанию и скрывая раздражение — подчиняться воле монарха, стремившегося одним прыжком преодолеть расстояние, отделявшее Россию от Европы. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в. В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра!, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет" » Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт благородных девиц, 1764), духовенства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Лишь си > циальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесот и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 80-х гг. общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавший ся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Его ярчай шими представителями были М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. Д. Кантемир, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и др. В конце века его сменил сентиментализм, обративший ся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина). Вопрос 29 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы