Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философско-религиозный Ренессанс “серебряного” века



Жирным я выделю религию, так, для удобства, если спросит, быро в телефон подглядеть и ответить. Удачи!
Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф – в этих ключевых символах запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи.

В 90-е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Авангарду присущ драматизм, изначальная дисгармония с миром, которую он носит в себе: одиночество – внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.

Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Символизм мы можем проследить в поэзии Фета, творчестве Тютчева, в прозе Достоевского. Валерий Брюсов, один из основателей этого движения в России, писал, что “символ - это окно в Бесконечность! ”.

К началу второго десятилетия XX в. в литературу начинали входить новые крупнейшие русские и будущие советские поэты и прозаики: В. Маяковский, Б. Пастернак, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Толстой и др

Черты символизма заметны в таких разных, соперничающих между собой направлениях, как футуризм (идея разрушения культурных стереотипов. Предлагающий идеи техники и урбанизма как главные признаки настоящего и грядущего. Основан литературно-художественной группой «Гилея». Религия отвергалась ими как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”. ), акмеизм (Культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Стоит упомянуть имена знаменитых акмеистов: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам), новокрестьянская поэзия (Безусловно Сергей Есенин, как пример).

Серебряный век- это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, время господства мистического в культуре.

Характерной чертой Русской философии Серебряного века было богоискательство, интуитивизм. Понятное дело, потому что все эти перевороты, пошатывания власти, непонятки в будущем и судьбе страны – всё это влияло на людей, живших в то время. Но! Представления о любви и смерти, о реальности и душе, незыблемые на протяжении столетий, переставали действовать. Традиционные регуляторы человеческого существования - религия, она начинала изживать себя. Однако, богоискательство продолжалось. Конец Серебряного века в русской философии связан с установлением советской власти, когда многие были вынуждены покинуть страну.

Вопрос 37

Отечественная культура советского периода: “культурная многоголосица”

С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии.

Задачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии.. Эта политика государства получила название культурная революция.

Ликбез (ликвидация безграмотности).

Подготовка кадров спец. т низших слоёв

Богатство течений и направлений

Русский авангард - левый фронт искусства (супрематизм, конструктивизм, пролеткульт), (Кандинский, Малевич, Марк Шагал). Абсолютизация творческого Я.

Так продолжалось до 1921 г....

9 ноября 1917г. была создана гос. комиссия по просвещению, для контроля за культурой.

После ряда экспериментов (кружки, ликпункты) к концу 20-х система образования была перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян. Школы были объявлены гос. учреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, создание вузов, тузов, техникумов, сформирована система высшего образования. Утверждена идеологическая основа образования – марксизм. Атеистическая пропоганда (“Бога на небе отменили”, “Земной Бог”)

Первая пятилетка - Первый пятилетний план в СССР строился на ленинских принципах экономического равновесия, однако сталинская политика «великого перелома» все перечеркнула. Ее высокие результаты были основаны на страданиях людей и во многом преувеличивались.

В науке задача – восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи сов. Ученых с международными научными центрами. (Лебедев, Чаплыгин, Жуковский, Павлов, Вернадский, Вавилов - учёные с мировым именем).

Культурная революция

“Читайте, учитесь, ходите в кино и театры”

Глубочайший переворот сознания масс на идеологической основе

1. КУЛЬТУРА

________________

ИДЕОЛОГИЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

 

2. Власть строго следит

3. Создание Творческийх союзов (союзы писателей, союзы композиторов)

Художественная культура:

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы), Островский “Как закалялась сталь”, Шолохов “Тихий Дон”, Платонов “Котлован”, Замятин “Мы”, Борис Пильняк. Но многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)). В 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького.

Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессированными были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена была публикация произведений А. Ахматовой (Реквием), М. Булгакова (Мастер и Маргарита). Вводились гос. (сталинские) премии в области литературы и искусства. Деятели искусства избирались в законодательные органы, их именами называли города, улицы, пароходы, театры, клубы и т.д..

Искусство. Помимо Товарищества передвижных выставок возникли: Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников (Греков, Дейнеки)

Театр. Несмотря на жесткую цензуру и железные рамки стандартов в этот период находится место для настоящего творчества и творцов. Появляется множество новых талантливейших имен: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Булгаков, Григорович, Месерер, Райкин, Дикой, Арбузов, Розов, Товстоногов и многие-многие другие.

Значимым направлением Российского театра 20-х гг является авангардизм( кубо-футуризм и театральный конструктивизм). Ярчайшие и известнейшие представители этого течения - Мейерхольд, Вахтангова, Таиров. В тот период особенно много художников связало свое творчество с театром. Авангардные экспериментальные спектакли оформляли Татлин, Лентулов, Эрдман, Попова, Экстер, Бруни, Левин, Ходасевич. В 20 г Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим, агитационным, но не был понят и в 1939г. репрессирован. В театре преобладали традиции дореволюционного театра.

Музыка: Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. и носил название “Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха”.

Рахманинов и Шаляпин эмигрировали.

В августе 1919 г. фото и кино промышленность была национализирована. Создан Всероссийский фотокиноотдел. Появилось звуковое кино. В 1925г. появились историко-революционные фильмы Эзенштейна, и комедии Александрова.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную и музейную ценность. В 20-30-е началось строительство метро, Всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

Вопрос 38


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь