Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Двадцатая неделя: жить гармонично



 

Наше естественное чувство независимости возрастает от уверенности в том, что мы сами, благодаря своей силе и твердой воле, вышли из затруднительных положений, стали теми, кто мы есть, только себе обязаны своими заслугами, и что эти достоинства можно сохранить и преумножить свободным устремлением нашего духа к новым высотам.

Гёте

 

Главное, говорит Гёте, «учиться владеть собой». Такое самоопределение вырастает из самопознания: познав ядро своего существа, мы начинаем непроизвольно упорядочивать все вокруг этого центра. Мы знаем: звезды нашей судьбы вращаются во Вселенной, находящейся внутри, а не вне нас. Мы намерены стать хозяевами самим себе и самостоятельно определять свою судьбу.

Практическим воплощением данного решения мы будем заниматься не только в ближайшие дни, все будущее обучение направлено на достижение этой высокой цели. На этой же неделе нам нужно заложить основу для выработки в себе тех качеств, которые станут предпосылкой нашего дальнейшего развития. Обязательным является умение сохранять хладнокровие во всех жизненных ситуациях, сознательное воздержание от гнева, раздражения, дурного настроения, а также включенность в ритм жизни, которому чужды спешка и опрометчивость.

Одним словом, цель настоящей недели – гармонизация. Гармония как благодатное сочетание нашего мышления и поведения с законами бытия есть веление жизни. Быть гармоничным значит находиться в равновесии, то есть оставаться спокойным во всех ситуациях, беречь нервы, правильно относиться к происходящему, подходить рассудительно к определению тех результатов, которых мы намереваемся достичь.

Первейшее требование правильной гармонизации – везде и во всем сохранять хладнокровие. Хладнокровие сродни мужеству и создает равновесие между чрезмерным оптимизмом и унынием. Хладнокровие можно назвать рассудительным мужеством, и в этом смысле оно мужество превосходит. В греческой философии хладнокровие по праву причислялось к таким главным добродетелям, как храбрость и справедливость. У древних германцев оно считалось самым царственным из всех мужских достоинств. Это бодрый настрой души, не омрачаемое ничем внешним спокойствие, подобное водной глади фиорда в лучах летнего солнца, бесстрастность сердца, отличающая человека, умудренного жизненным опытом.

Сохранять хладнокровие – значит оставаться в равновесии, иными словами, быть сильнее тех, кто лишился спокойствия, отказался от миролюбия, утратил устойчивость и крепость. Положение таких людей шаткое, и жизнь может легко опрокинуть их.

Сохранять хладнокровие означает и мудро воздерживаться от поспешного суждения по любому вопросу. Прежде чем принять чью-либо сторону, нужно как следует взвесить все за и против, не руководствоваться чужими аргументами, а позволить своему внутреннему наставнику самому принять решение. Сохранять хладнокровие вовсе не означает быть равнодушным. Хладнокровный реагирует на все позитивно, равнодушный же совсем наоборот. Хладнокровие – инструмент проницательности, равнодушие – ее недостаток.

Невозмутимый человек обычно руководит беспокойными людьми. Слушай, смотри и молчи, советует Грасиан: «Спокойствие и хладнокровие залог долголетия. Приятная жизнь равноценна двум жизням. Счастлив не обращающий внимания на то, что его не касается. Нет ничего абсурднее, как все принимать слишком близко к сердцу».

 

Чтобы жить хорошо, нужно давать жить другим и самому жить спокойно.

 

Сохраняя хладнокровие, мы живем экономно, то есть воздерживаемся от ненужных мыслей и поступков, сбрасываем с души чужой балласт, не позволяем другим обременять нас, диктовать нам свою волю и ввергать в дурное настроение, а самостоятельно настраиваем себя на нужный лад и определяем собственное поведение. Выискивая постоянно лучшие варианты, мы вносим меньше дисгармонии в жизнь, меньше напрягаемся и творим меньше бед. Чрезмерная чувствительность, ошибочно видящая в любой мелочи принижение достоинства или проявление враждебности, есть признак духовной ограниченности. Хладнокровный человек владеет своими мыслями и в состоянии четко распознать, что ему полезно, а что нет, способен принимать правильные решения и делать самое лучшее. Вот почему жизненное счастье в немалой степени зависит от радостного и спокойного настроя нашей души.

Сказанное Гёте о величии можно в полном объеме отнести и к хладнокровию: «Что такое величие? Если твое сердце ничуть не возвышеннее других сердец, если ты не способен спокойно перешагивать через обстоятельства, наводящие страх на обычных людей, то ты сам обычный человек, будь у тебя сколько угодно знаков отличия и орденов или даже корона на голове».

Лишь воспринимающий спокойно, мыслящий широко и поступающий великодушно достигает больших высот. Это следует понять, этому следует учиться, в этом следует упражняться. Суть правил подобного искусства состоит в следующем.

Любая эмоция, любое душевное переживание создают некоторое напряжение. И к чему оно приведет – к положительным, творческим результатам или к отрицательным и пагубным – зависит только от вас.

Большинство людей не в состоянии справляться со своими душевными переживаниями. Не эмоции подчиняются им, а они охватившему их волнению, отчего и становятся рабами. В таких случаях говорят: он вышел из себя. Иными словами, такой человек лишается своих «природных доспехов», своего лучшего оружия – душевной силы. Негодующий человек безоружен и может стать добычей любой случайности. Он раб своих душевных переживаний и потому несвободен. Но ученик Школы жизни учится владеть своими чувствами и любой негативный настрой души превращать в позитивный. Этим мы подробно займемся в ближайшие недели.

Иные весьма преуспели в искусстве раздражать других своими колкостями, заставляя их выходить из себя и тем самым обезоруживая. Таким попыткам уколоть вас в слабые места следует давать железный отпор, демонстрируя хладнокровие и постоянно сохраняя чувство собственного превосходства. «Никогда не терять самообладания», – таково одно из жизненных правил Грасиана. Тот, кто следует этому правилу, явно «человек большой души, ибо все великое и большое трудно привести в движение. Нужно оставаться полновластным хозяином самого себя и быть настолько великим, чтобы в счастье и несчастье не обнажались слабые места ваших «доспехов», напротив, будьте выше них, внушайте восхищение».

Общение с задирами напоминает игру с кошкой: чтобы не пораниться о ее выпущенные когти, не повторяйте ошибки большинства людей – не отдергивайте поспешно руку, иначе на ней останутся болезненные царапины, а следуйте своей рукой за когтями кошки и в подходящий момент отведите руку в том же направлении.

 

* * *

 

«Заботься о том, чтобы в бурные времена твое сердце оставалось спокойным и невозмутимым! » Последовать такому призыву древнеримского поэта Горация будет не так трудно, если вспомнить, что другие могут нас оскорбить лишь настолько, насколько мы сами позволим оскорбить себя. Человек способен защищаться от душевных обид и душевных ран, правильным образом выстраивая свои мысли. Часто достаточно велеть себе смирить поднявшиеся в душе волны или привести себя в чувство, подумав о ближнем, чье положение куда хуже. В дальнейшем мы также будем учиться серьезно осмысливать все происходящее с нами и не сразу выражать свои чувства в ответ на каждое впечатление, учиться не «выходить из себя», а оставаться в себе, быть собранными, помнить о своей силе и о неприкосновенности нашей души.

Посмотрите на мудрецов, им приходится терпеть больше всех, даже людей, не отличающихся благоразумием. Терпеливость – половина всякой мудрости!

Мудрец проигнорирует глупцов или попытается заимствовать у них самое лучшее, на что они способны. Силы, расходуемые ими для нападок на мудреца, послужат ему для того, чтобы распахнуть неподдающуюся дверь. Как тореадор, держащий перед разъяренным быком красное полотнище, в последний момент отскакивает в сторону, так и мудрец, встав у закрытой двери, внезапно отступает при натиске противника и уходит через открывшуюся перед ним дверь, осторожно притворив ее за собой и оставляя своего противника лежащим в изнеможении возле нее.

Какой бы злобой ни пылал нападающий противник, мудрец никогда не позволит себе отравить собственный настрой неблагородными мыслями и недостойным поведением. Он позаботится о том, чтобы его поведение, даже в момент отражения атаки, служило общему благу. Лишь думающий так сохранит свою власть над окружающими.

В равной степени это относится и к ученику Школы жизни: слыша в свой адрес оскорбления, он руководствуется следующими мыслями: «Что обо мне думает другой, не так уж и важно, главное, чтобы Бог во мне одобрял мои действия». И при этом вспоминает меткое древненемецкое выражение: «Для меня мои ненавистники значат не больше, чем дождевая вода, стекающая с крыши. Как бы они мне ни завидовали, им все же придется смириться с тем, что мне помогает Бог! »

Если все же порицания другого человека отчасти справедливы и он задел ваше больное место, тогда вы, задумавшись над ними, скажите себе:

 

«Лишь я сам и никто другой ответственен за свои мысли и поступки. И если мне еще далеко до совершенства, то я и буду решать, как мне правильно думать и поступать. Суждения других лишь побуждают меня стремиться к идеалу! »

 

И тогда у вас не возникнет ответного раздражения, напротив, внешне вы проявите хладнокровие, а мысленно выразите благодарность тому, кто помог вам осознать свою ошибку. Ведь такие люди нам полезны. Враг, говорящий нам правду, куда важнее для нашего развития, нежели льстивый друг.

Есть и другие приемы, помогающие ученику закрепить в своем сердце правильный душевный настрой. Прежде всего, это уже известный нам прием, который мы назвали «Делай так, будто…», то есть в каждой ситуации внешне не теряй самообладания, и неважно, навалились ли на тебя мелкие повседневные невзгоды или жизнь подвергла тебя тяжелому минометному обстрелу. Всегда следи за тем, что написано у тебя на лице, никогда не допускай, чтобы внутренние волнения отражались на твоем внешнем облике.

Сдерживая себя внутренне, человек успокаивается и внешне. Справедливо и обратное утверждение: постоянно создавая видимость невозмутимости и хладнокровия, следя за выражением своего лица, мы одновременно укрощаем и происходящее внутри нас, отчего постепенно и успокаиваемся. Давайте вести себя так, будто невозмутимость и хладнокровие самые отличительные черты нашего характера, и тогда наша способность к самоопределению возрастет, мы станем внутренне спокойнее и сдержаннее.

Данный прием приводит к важным практическим результатам и отражается существенным образом и на теле и на душе: поступая так, будто у вас нет никаких забот, вы избавляетесь от многих бед. А тот, кто неизменно невозмутим, постепенно перестает реагировать на любые помехи. Старайтесь вести себя так, будто вас никто и ничто не раздражает, и рано или поздно вы перестанете расстраиваться по любому поводу. А тот, кто делает вид, будто он превосходит других, пробуждает во многих чувство уважения к себе.

Вот еще несколько полезных приемов:

1. Упражнение в хладнокровии для тех, чей темперамент нуждается в укрощении.

В течение какого-то времени ежедневно в один и тот же час усаживаемся на одном и том же месте перед зеркалом, и, расслабив тело и мысли, устремляем взгляд на собственное отражение, а именно на переносицу. Сидя терпеливо, подобно статуе, замедляем дыхание до минимума.

По мере замедления дыхания вами постепенно овладевает сознание полного спокойствия, будто на волнующееся море вашей души пролилось масло. Теперь обратите свои чувства к сладостным мыслям о тишине в вашем сердце, о всеобщем покое, которым наслаждаетесь несколько мгновений без малейшего волнения в душе. Блаженство требует бесстрастия и спокойствия, иначе оно покидает нас.

Через какое-то время ощущение мира и покоя начнет ослабевать. Тогда, сделав еще несколько глубоких вдохов-выдохов, вновь приступаем к повседневным делам, чувствуя себя более спокойными и сильными.

2. Вместо этого упражнения на спокойствие можно также предаться размышлениям о своей силе, сосредоточившись примерно на такой мысли:

 

«Я и сила во мне едины. Она целиком заполняет меня, превращает мою суетливость и возбужденность в спокойствие, рассудительность, энергию. Под ее влиянием я наверняка достигну своей цели».

 

3. Дополнением к этому могут послужить вечерние приказы самому себе. Каждый раз, засыпая, будем сосредоточенно мысленно говорить себе следующее:

 

«Завтра утром я встану бодрым и окрепшим, буду дышать силой и спокойствием. В течение всего дня я останусь полюсом спокойствия. Ничто не устоит перед моим спокойствием; за что бы я ни взялся, у меня все получится! »

 

4. Сохранять спокойствие помогает и привычка анализировать все, что мешает и вызывает дурное настроение, расчленяя его на составные элементы и признавая их ничтожными. Так мы учимся дистанцироваться от источников огорчения, ослабляющих наше упорство в достижении намеченного. Нередко это оказывается куда эффективнее, нежели попытки их не замечать. В результате нам удается выйти из-под влияния восьми явлений в человеческой жизни, смущающих душу обычных людей: приобретений и потерь, славы и бесчестия, похвалы и порицания, счастья и несчастья.

5. Другое испытанное средство рекомендует нам Шопенгауэр – это обуздание собственной фантазии. Отныне больше не позволим ей рисовать в нашем воображении картины пережитого, когда пришлось испытать горечь утраты, пренебрежительное отношение к нам, оскорбления, обиду, ущерб, несправедливость и т. п., поскольку тем самым мы только оживляем давно дремлющие в нас досаду, гнев и прочие ненавистные страсти, оскверняющие душу.

Неоплатонику Проклу приписывают на этот счет такое сравнение: «Как наряду с благородными и достойными уважения людьми в каждом городе живет всякого рода чернь, так и в каждом самом благородном и возвышенном человеке есть все низкое и подлое, что свойственно человеческой и даже звериной натуре. Эту чернь нельзя возбуждать и доводить до бунта, нельзя ей позволять и выглядывать из окна, поскольку вид ее весьма нелицеприятный. Фантазия же – это демагог, выступающий на стороне черни. К тому же самая маленькая неприятность, если над ней непрерывно размышлять, воображая происшедшее в самых ярких тонах и в преувеличенном виде, способна разрастись до чудовищных размеров, отчего неизбежно выйдешь из себя. Все неприятное нужно воспринимать максимально прозаично и трезво, тогда и отношение к нему будет самое бесстрастное».

Давайте в заключение этого великолепного самонаблюдения твердо скажем себе:

 

«Я свободен от всего, что когда-либо омрачало мою душу и приводило в уныние. Теперь я убежден в его бессилии. Оно меня больше не касается.

Я всегда спокоен, владею собой и выше любой ситуации.

Что бы со мной ни случилось, я с этим справлюсь и не сдамся!

Я люблю и принимаю все, что ведет меня вперед, делает лучше, свободнее, сильнее, множит мои успехи. Я сам себе хозяин, король и повелитель и сам выстраиваю свою жизнь! »

 

 

Отныне ни на что не раздражаться!

 

Требование быть спокойным и невозмутимым предполагает умение справляться с дурным настроением и раздражительностью, которые только все усугубляют. Стоит лишь поддаться раздражительности, как мы тут же ощутим ее вредные последствия: возрастает нервозность, сердце начинает биться неравномерно, выделение слюны и желудочного сока замедляется, слизистая оболочка носа раздражается и возникает нечто вроде насморка, мышцы напрягаются, утрачивается чувство равновесия и телодвижения становятся неуклюжими, нарушается работа кишечника, кровообращение чрезмерно ускоряется, дыхание становится учащенным или, наоборот, прерывистым, отдельные мозговые центры парализуются… В результате наши мысли и поступки выходят из подчинения, и мы преждевременно увядаем, становимся малопривлекательными, заболеваем и стареем.

К тому же пребывание в раздраженном состоянии – занятие убыточное: каждая отравленная минута нашего времени равносильна потере пяти марок, ибо мрачные чувства, вызываемые каждодневными вспышками раздражительности и гнева, все заметнее мешают нам быть успешными людьми. Раздражительность возникает от незначительных вещей, но затем, нарастая и внушая нам недовольство всем, распространяется на все наши важнейшие дела и накладывает свой отпечаток на принимаемые решения.

Поддавшись ей, мы как бы открываем газовый кран, не поджигая выходящий газ, который не только тратится без пользы, но и отравляет нас самих.

Злиться и раздражаться значит неизбежно терять свои внутренние силы. Настроение становится подавленным, и мы делаем все с большой неохотой, что приводит к промахам и неудачам. Вместо того, чтобы заставлять обстоятельства служить нам, мы оказываемся их жертвой, и то, что нас злит и раздражает, неотступно следует за нами по пятам. В итоге каждое решение, принимаемое в таком состоянии, обращается против нас. А посему легко возбудимому человеку следует тщательно обдумывать свои решения. Гнев плохой советчик, учит нас пословица. К чему отправляться в море, когда бушует шторм! Вышедший из себя собой не владеет и не способен на успешные поступки и действия.

Раздраженный человек не только оказывается во власти своих чувств, но и наказывает себя за недостатки и неудачи других. Поддавшийся раздражению ввязывается в потасовку, в которой раздражение кладет его на обе лопатки и усаживается на нем верхом. Раздражительный человек движется зигзагами, подобно шахматному «коню», постоянно наталкиваясь на разные вещи, то и дело ушибая ноги, ломая зубы, испытывая желчные и желудочные колики и причиняя себе иные неприятности.

Такой человек сам портит себе жизнь, поскольку «портит» обстоятельства, примешивая к ним свое дурное настроение. Справившись с раздражением, он тотчас к своему удивлению замечает, как те же самые обстоятельства немедленно становятся благоприятными и указывают путь к успеху. Как говорили стоики: «Все не более чем наше суждение, а суждение зависит только от тебя самого. Прогони его прочь! Кто тебе мешает?! И как перед мореплавателем, обогнувшим мыс, перед тобой откроется спокойное, гладкое море при ясной устойчивой погоде. С чего ты решил, будто тебя оскорбили? Отбрось это ложное суждение, и оскорбления тут же забудутся, будто их и не было! »

Все в наших руках! Любое раздражение, охватившее нас, допущено нами и может быть преодолено только нами, больше никем. Внешние факторы никакого значения не имеют, неправильный внутренний настрой – вот то зло, которое нужно непременно победить. А посему объявите шах своей внутренней готовности в любой момент вспылить и разгневаться! Властвуйте над собой! Тот, кто не теряет головы, постоянно выходит победителем в жизненной борьбе.

«Любой человек, каким бы совершенным он ни был, время от времени выходит из себя при виде происходящей несправедливости! » – скажете вы.

Естественно, на то мы и люди. Но в отличие от обычных людей совершенный человек всегда сохраняет власть над своими страстями и незамедлительно, насколько это ему удается, прекращает зло и утихомиривает распри. Так, ростки огорчений он умеет превратить во благо, а присущую раздражительности силу направить в позитивное русло и не омрачить своего внутреннего настроя. Он реагирует только когда захочет сам, а не когда захотят другие. Он разгневается лишь настолько, насколько необходимо для того, чтобы появился стимул успешно защищаться. Но он никогда не опустится на один уровень со своим противником, а всегда останется наверху, поскольку предпочтительнее защищаться сверху, нежели нападать снизу.

Вы, наверное, подумаете: «До этого идеала мне еще далеко». Вовсе нет! Вы уже на пути к нему. И победа гораздо ближе, чем вам кажется. Никогда не забывайте о решении объявить шах своему гневу! Следуйте в арсенал Школы жизни, там вы получите достойные доспехи.

 

Как справиться с раздражением:

практические советы

 

1. Одеваться в доспехи ученик начинает тогда, когда проникается пониманием следующей истины:

 

Всякий, кто вступает в сражение с учеником Школы жизни, уверенным в своих силах, обречен на поражение, ибо ученик этот находится под защитой высших законов – судьбы и возмездия. А это означает, что того, кто причинил ученику горе, покарает судьба!

 

Звучит сурово и самонадеянно, но на самом деле не следует понимать это буквально. Сказанное лишь отражает духовные закономерности, приведенные в действие правильным мышлением и поведением ученика. Его духовная позиция такова, что вражеские нападки не только не вредят ему, но и с удвоенной силой возвращаются к нападающему, причиняя тому куда большие беды, чем те, в которые он намеревался ввергнуть ученика Школы жизни.

Учтите, это относится не только к «другим», но еще в большей мере и к самому ученику. Ибо ученик, обративший проснувшиеся в нем внутренние силы на служение низменным целям, подвергается опасности от них и погибнуть.

2. Как только вы почувствуете раздражение, первым делом успокойте свои мысли, для чего какое-то время постарайтесь ничего не чувствовать, ничего не желать, ничего не говорить, ничего не делать. Полностью расслабьтесь. Теперь раздражение не причинит вам никакого вреда. Ведь это напряжение, а вы от напряжения избавились.

Позже, выйдя из расслабленного состояния, вы только посмеетесь над тем, что прежде смутило вашу душу. Постепенно вы обнаружите, что простой приказ себе: «Внимание! Немедленно расслабиться! » будет тотчас воздвигать непреодолимый барьер для дурного настроения и возбуждения.

Неплохо после расслабления сосредоточиться на эмоциональных позитивных мыслях, обратив тем самым остатки возбуждения на благо своим творческим созидательным планам.

3. Похожим приемом пользовался Юлий Цезарь. Рассказывают, что в момент нарастания гнева или возбуждения он закрывал глаза, медленно считал до 25 и только потом давал ответ. Поступая так же и пытаясь одновременно улыбаться, вы, не успев досчитать до 25, заметите, как улыбка передается и вашему внутреннему существу. Такой медленный счет действует расслабляюще и, стало быть, по своему воздействию сродни вышеописанному приему.

4. Другим надежным помощником является дыхание. Чем сильнее в нас возбуждение, тем короче дыхание. Спокойный человек дышит медленно. От сознательного замедления дыхания у нас на душе становится спокойнее. Как только гнев начнет подступать к вам, закройте глаза, глубоко выдохните и медленно вдохните, и, задержав дыхание, сосредоточьте свои мысли на следующем представлении: «Я спокоен и неподвижен подобно глубинам мирового океана! », а затем снова медленно выдохните. Повторите такое упражнение 10–12 раз.

5. Почувствовав нервозность, выполните другое дыхательное упражнение. Лягте и, расслабив тело и мысли, добейтесь медленного, ритмичного дыхания, а затем мысленно сконцентрируйтесь на трех этапах такого состояния:

 

«Я дышу спокойствием! Я есть само спокойствие! Я дышу миром! »

 

На первом этапе – глубокий вдох, на втором – задержка дыхания, на третьем – выдох. При этом выдох подобен вздоху, одновременно представляйте, как вокруг вас все умиротворяется. Упражнение повторяйте несколько раз до тех пор, пока не почувствуете облегчения и не расслабитесь.

Если при этом вы не отдаете себе никаких приказов, то все внимание направляется исключительно на дыхание.

6. При более сильных душевных волнениях, как, например, гнев или ярость, чтобы успокоиться, будем делать следующие дыхательные упражнения:

Сядьте выпрямившись, глубоко выдохните, с усилием вытолкните оставшийся в легких воздух через рот. Затем как можно глубже вдохните через нос, стремясь при этом наполнить воздухом нижнюю часть легких. Оттесняя воздух в живот, делаем его нижнюю часть упругой. На какое-то время задержите дыхание и, слегка надавливая на подложечную впадину, успокойте диафрагму.

Теперь снова медленно выдохните. При этом наклоните верхнюю часть туловища вперед и сконцентрируйтесь, представляя, как возбуждение выходит вместе с выдыхаемым воздухом и исчезает. При повторном выдохе нужно добиться полного расслабления еще напряженных мышц.

Чем сильнее нервничает ваш противник, тем спокойнее вы. Чем больше он выходит из себя, становясь безоружным, тем лучше боевое оснащение вашей воли, подкрепляемой с помощью этого упражнения. И все еще борющийся сам с собой противник не заметит, как вы навязали ему свою волю.

7. Другой испытанный физический прием изменить свое состояние – поведение по известному уже нам принципу делай так, будто. Чтобы не позволить возбуждению возобладать над вами, не надо вскакивать и неистово бегать, выражая свой гнев неконтролируемыми движениями или насильственными действиями, а лучше сесть или даже лечь, вытянувшись, если позволяют условия.

Сократ, почувствовав нарастающее раздражение, принимался говорить едва слышно и так укрощал свой гнев. Попытайтесь в возбужденном состоянии тоже говорить тихо и спокойно, не возвышать, а понижать голос, и вы заметите, как ваше возбуждение под влиянием такого напускного спокойствия постепенно уляжется.

8. Ежедневно ставя перед собой цели, вы также избавляете себя от многих ситуаций, способных вызвать гнев и раздражение. Иной раз дурное настроение становится следствием вашей суетливости, небрежности, неаккуратности или необдуманности. Привыкнув ежедневно ставить перед собой цели, мы просто не создаем поводов для собственного раздражения. Постоянная занятость как неизбежное следствие такой практики позволяет нам игнорировать всевозможные поводы для возмущения. Ибо раздражение и позитивные действия – непримиримые враги. Одно исключает другое.

 

Психический метод изменения своего состояния

 

9. Будете видеть во всем только плохое – нарушите работу желудка и сердца, будете видеть во всем хорошее – станете лучше, возвышеннее, свободнее.

Ученика Школы жизни не назовешь бесчувственным стариком. Он молод, каким бы старым ни было его тело, а потому полон страстей и дружеских чувств. Однако в нем юность души соседствует с мудростью человека зрелого возраста: он разумно управляет своими силами и старается, насколько это возможно, в самый благоприятный момент направить их на достижение наилучших целей.

Он стремится обратить себе на пользу даже силу, присущую всякому возбуждению, для чего, расслабляясь, отделяет чувство от вызвавшего его повода и направляет раскрепощенную силу чувства в позитивное русло, позволяя ей действовать. Это достигается осознанным обращением к эмоциональным позитивным образам и целенаправленной отдачей всего себя решению действительно важных задач. Он реагирует на происходящее, но всегда только позитивно.

Так у нас появляется еще одно оружие против раздражения: упорное удерживание в своем сознании некой позитивной мысли, полностью противоположной негативному настроению, до тех пор пока в нас не умрет ничем не питаемая негативная мысль.

Как только вы почувствуете раздражение, сразу же после предварительного расслабления переключите свое воображение, свои чувства на какую-нибудь радостную мысль, например на чудесные воспоминания о весело проведенных часах своей жизни, на приятных людей, на ту радость, которая ожидает вас или которую вы намереваетесь доставить другим.

В нашем сознании в каждый момент времени может находиться только одна мысль, и что это за мысль, зависит исключительно от нашей воли. И здесь первостепенное значение играет упражнение. Руководствуясь вышесказанным, можно избегать следующих трех зол, которые порождает любое раздражение. Это:

а) бесконтрольное и пагубное поведение типа «пусть будет, что будет»,

б) вымещение своего гнева, который вы не можете или не хотите сорвать на его виновнике, на других существах или вещах, попавших «под горячую руку» и «ставших козлами отпущения»,

в) сдерживание гнева, подавление в себе чувства досады, что нарушает работу души подобно тому, как плохо пережеванная пища затрудняет работу желудка, и вырывается наружу в виде душевных или телесных расстройств.

 

Высвобождаемая при гневе сила требует для себя определенного «поля деятельности», которое мы ей и предоставляем, переключая ее на что-нибудь позитивное.

10. Такому переключению способствует чувство юмора. Преуспевший в этом уже по-другому смотрит на вещи, прежде его огорчавшие и лишавшие душевного равновесия, и видит в них радостные стороны, на многое просто не обращая внимания.

Зачем раздражаться на то, чего не миновать: стакан, выскользнувший у вас из рук и в полном соответствии с физическими законами разбившийся при ударе об пол, уже никогда не будет целым, сколько бы мы ни сердились на собственную оплошность. Отнеситесь к этому с юмором, хоть он и будет невеселым. Вспомните, к примеру, что разбить посуду – к счастью. Мудрец подчиняет себе гнев, прежде чем гнев подчинит его себе. Он видит в случившемся удобный повод лишний раз с юмором посмотреть на то, как устроен наш мир. Как говорил Ницше: «Убивают не сердясь, а смеясь». А посему будем учиться смеяться над тем, что хочет нас рассердить. Если через год я посмеюсь над тем, что меня расстроило сегодня, почему бы этого не сделать сейчас? Попробуй и увидишь, что это не так уж трудно и что юмор делает тебя выше любого раздражения.

 

Правильное общение с мрачными людьми, завистниками и недругами

 

Раздражение – это ощущение недовольства, вызываемое внешними вещами, обстоятельствами или другими существами. Ответной реакцией обыкновенного человека является желание в той же мере досадить тому, кто вызвал у него это чувство. Ребенок, например, бьет камень, о который он споткнулся и ушибся.

На какое-то мгновение такая негативная реакция вызывает у нас удовлетворение, превосходящее по силе возникшее недовольство. Однако, как все негативное, это одновременно зарождает в нас новые, куда более сильные пренеприятные чувства. Зло рождает детенышей, те – своих, еще менее привлекательных и т. д.

В Школе жизни мы, наконец, приходим к пониманию того, что, досаждая своему обидчику, мы вовсе не умножаем собственную радость, а наоборот уменьшаем. Нельзя никому причинить то, чего бы мы одновременно не причинили и себе.

Но это не означает, будто мы закрываем глаза. Будем открывать их еще шире, чтобы научиться вовремя предотвращать любые бедствия и неприятности. Внутренним взором мы должны созерцать не раздражение, не гнев, не досаду и не того, кто нас оскорбил, а позитивную цель, стоящую перед нами. И тогда мы станем неподвластны любому чужеродному влиянию.

Достаточно бывает задуматься о своей внутренней силе, о Духе жизни в нас и в том, кто нас раздражает или унижает. Мы концентрируемся на мысли, чтобы божественная искра вспыхнула не только в нас, но и в нашем противнике и превратила черствость его души в гармонию и любовь. Мы настраиваемся на внутреннюю уверенность в том, что излучаемая нами сила любви обязательно озарит и нашего противника, преобразит его изнутри, примирит с нами и сделает уступчивым. Мы верим в силу мыслей, перед которой негативно настроенный человек пасует куда больше, нежели позитивный и целеустремленный.

«А если мне кто-то постоянно говорит колкости? Если я еще недостаточно силен и не могу изнутри преобразовать его волю? Что тогда? »

В этом случае ученик поступает следующим образом.

При любой взаимной неприязни между двумя людьми возникает определенное раздражение, которое можно уподобить яду, распределяющемуся между конфликтующими сторонами пропорционально степени их раздражения. Львиная доля этого яда достается более раздраженному.

Свою долю мы уменьшаем, настраивая себя следующим образом:

Как только вы почувствуете раздражение и, следовательно, получите причитающуюся вам порцию яда, нужно, мысленно улыбнувшись, вежливо отстраниться от нее, решительно заявив: «Спасибо, не нужно! » Произнося это про себя, мы тем самым как бы выходим из подчинения той силе, что пытается нас склонить к гневу. Мы были и остаемся свободными.

Раздражение, гнев, досада и прочие виды возбуждения чужды нашему сокровеннейшему существу. Это инородные тела, отравляющие нас, когда мы добровольно лишаем себя власти над собой и перестаем определять собственное поведение.

Вот несколько простых правил, как избегать раздражения:

 

Не вступайте в пререкания с людьми, которые по положению ниже вас и которых вы намереваетесь привлечь на свою сторону.

Не замечайте сварливых людей – в буквальном и переносном смысле.

Показывайте, что вы глухи к оскорблениям, а если все же сочтете необходимым выразить к ним свое отношение, дайте понять, что принимаете умаление ваших достоинств за шутку.

Помните, ваш престиж зависит не от мнения других, а от вашего собственного образа мыслей и поведения.

Никогда не проявляйте своего раздражения. Учитесь владеть своими мускулами, прежде всего мускулами лица. Мудрец улыбчивым равнодушием демонстрирует собственную неуязвимость.

А если все же однажды вы оказались сбиты с толку или допустили промах и убоялись мести клеветника, попытайтесь победить его своим «непротивлением» ему. Призовите себе в союзники время, ведь каждый новый день предоставляет вам удобный случай совершить нечто лучшее и более значительное, доказав тем самым неправоту клеветников.

 

А чтобы не видеть зло там, где его нет, или не истолковывать превратно слова и поступки других, нужно, прежде чем реагировать, вначале войти в положение другого и заглянуть в его душу. Если вы разберетесь в побудительных причинах его поведения, то поймете и простите, избавитесь от яда в своей душе и одновременно сделаете свободнее его самого, ибо у него явно не все хорошо, иначе бы он не пытался причинить вам боль.

Давайте учиться смотреть на оскорбления через призму вечности. Когда-то античный полководец, окинув взором свое великолепное войско, воскликнул: «Трудно даже представить, что всех этих людей через пятьдесят лет не будет на свете! » Сказанное можно отнести и к нам, и к нашим противникам. Наша жизнь по сравнению с вечностью всего лишь миг. И наша задача способствовать тому, чтобы этот короткий миг оказался как можно светлее и радостнее.

Чем возвышеннее позиция, с которой мы взглянем на причину возникшего раздражения, тем ничтожнее оно нам покажется, и тем глубже мы задумаемся над смыслом бытия: с каждым днем быть лучше и сильнее, счастливее и совершеннее. И мы все решительнее, все охотнее последуем призыву Ларсена[41]:

 

«Каждое утро вновь и вновь обещай себе быть слишком величавым, чтобы волноваться по каждому поводу, слишком благородным, чтобы гневаться, и слишком счастливым, чтобы прислушиваться к каким бы то ни было тревогам! »

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь