Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Двадцать первая неделя: выработка характера
Человек – творец своих обстоятельств. Характер же из обстоятельств создает личность. Этой созидательной силой и измеряется наша крепость. Из одного и того же материала один строит дворцы, другой хижины, один амбары, другой виллы. Гранитный блок для слабого – препятствие на его пути, а для сильного – ступень, позволяющая подняться выше. Карлейль
Все прежнее обучение в Школе жизни было направлено на выработку совершенного характера. Уже в процессе воспитания мышления мы учились превращать мысли в дела, часто повторяемые мысли в наклонности, наклонности в привычки, привычки в черты характера. Гёте называл характер «привычкой души»: «По сути, характер сводится к неуклонному следованию человеком тому, на что он чувствует себя способным». По его мнению, о наличии характера можно говорить лишь в том случае, если некая «незаурядная личность всегда остается такой, какая она есть на самом деле, и ничто не в состоянии заставить ее изменить самой себе». Иметь характер значит делать все исключительно ради того, что делаешь, даже незначительную работу выполнять с таким сознанием ответственности, будто она самое важное для вас испытание, дающее возможность проявить свои высшие качества. Неужели характер дан нам навсегда, и изменить его невозможно? Вовсе нет, он поддается формированию. Буквально слово «характер» означает «отчеканенное», «выгравированное». На «выгравированное» наслаиваются наши унаследованные качества: задатки, дарования, склонности, формирование и развитие которых происходит на протяжении всей жизни, «среди житейских бурь»[42]. Правда, в молодости сделать новые «гравировки» и уничтожить неудачные легче всего. Но воспитанием характера можно с успехом заниматься и в зрелые годы. Ведь он – плод всех наших прошлых мыслей, и, меняя мышление, духовную позицию, мы постепенно изменяем и наш характер. Учение о «неизменности унаследованного характера, – как показал Фриц Кюнкель[43], – не более чем грустная сказка, выдуманная робкими и боящимися ответственности умами». Кюнкель считает, что изъяны характера – результат «кризисных явлений в его развитии или развития по неверному пути, и они вполне поддаются исправлению». Любую черту характера можно в процессе воспитания устранить, изменить или усилить! Вовсе необязательно оставаться таким, какой ты есть. Все течет и изменяется, в том числе и существо человека. У любого явления есть начальная стадия самовыражения, и у человеческого характера тоже. Его можно облагораживать чуть ли не до бесконечности. Развитие – процесс, который не может быть закончен. Все, что развивается, устремлено вверх, и очередная достигнутая цель в глазах идущего к вершине своего совершенства оказывается лишь одним из этапов пути. С практической точки зрения наш характер есть продукт прочно укоренившихся в нас привычек. А посему ключ к его изменению лежит в сознательном культивировании привычки неизменно достигать намеченных результатов. Именно это позволяет дремлющим силам характера успешно проявлять себя. Как это делается? Так же, как и при ежедневной постановке целей, когда мы заранее предопределяем ход очередного дня. Только теперь будем ставить цели перед нашим характером, позволяя ему устремляться к ним, развивая свои задатки. Способности человеческого характера реагировать на поставленные задачи безграничны, и зачатки этих способностей присущи ему изначально. Стоит только создать нужные стимулы к их развитию, выработать в себе привычку к позитивному мышлению. В той же мере в нас начнут угасать чувства собственной неполноценности, мы станем счастливее и свободнее, а жизнь наполнится светом и радостью. А поскольку обучение в Школе жизни именно такую цель и преследует, то не будем многословны и скажем лишь, что для воспитания характера не требуется никаких особых предпосылок и никакой посторонней помощи. Как говорил Фихте: «Никто никого не воспитывает, каждый воспитывает себя сам. Привычка страдать, со всем мириться – полная противоположность культуре». За всеми слабостями характера скрываемся мы сами, а посему никто нас от них не избавит, только мы сами. Школа жизни воспитывает характер не извне, не внешними средствами, а из центра нашего существа, посредством «внутренней работы», под которой подразумевается все, чему мы до сего момента учились в Школе жизни. Она начинается с воспитания своих мыслей, ибо любая черта характера есть не что иное, как «выгравированная» нами же склонность к неправильному или правильному мышлению. Каждая мысль формирует наш характер. С утра до вечера мы, сами того не осознавая, трудимся над его огранкой. Наиболее частые мысли постепенно приучают нас думать в определенных направлениях. Такие наклонности мышления перерастают в привычки, которые в итоге становятся чертами нашего характера. Мысли – это своего рода строительные камни, из которых «складывается» наш характер. Знание этого обязывает нас, с одной стороны, еще тщательнее контролировать собственные мысли, а с другой стороны, ставить перед собой самые возвышенные цели. На практике это предполагает следующее:
Выяснение собственного характера
Прежде необходимо понять, в каком направлении мы намереваемся улучшать свой характер. А посему нужно разобраться в его свойствах, уяснить себе, какие его основные силы можно считать позитивными, а какие негативными, и затем начать развивать первые и прекратить поддерживать вторые. В восьмую неделю мы учились обретать уверенность в исполнимости своих желаний. Предложенный тогда метод их конкретизации, точнее, его первая часть, по сути применим и при исследовании нашего характера. Ревизию черт своего характера начнем с того, что выпишем на отдельных листочках все его свойства, присущие и нам. Проверим, что же в нас преобладает – мужество или трусость, а может быть что-либо из их разновидностей: легкомыслие, заносчивость, фатализм, страх перед жизнью; владеем ли мы собой или легко выходим из себя; тщеславны и целеустремлены или безынициативны; рассудительны или опрометчивы, уверены в себе или склонны к скептицизму; терпеливы или часто не доводим работу до конца; любознательны или склонны к лени и вялости мысли; веселый ли у нас нрав или все видим в мрачных тонах; любим правду или предпочитаем увиливать и нередко прибегаем ко лжи; услужливы и готовы помогать или придерживаемся мнения, что своя рубашка ближе к телу; свойственно ли нам чувство товарищества или мы эгоисты-мизантропы, не испытывающие никаких душевных чувств к окружающему миру; присущ ли нам такт и деликатность или мы чаще бестактны и не считаемся с другими и т. д. Чем яснее мы видим свои позитивные и негативные стороны, тем отчетливее представляется программа выработки нужного нам характера и тем грандиознее будут наши успехи. При такой самооценке нет смысла обманывать себя, поскольку позже любое ложное представление о себе обернется источником неудач. Честность перед самим собой – залог успеха. Ложное тщеславие не вправе мешать нам признавать собственные ошибки, а ложная скромность не должна удерживать от констатации добродетельных сторон нашего характера. Записывая качества своего характера, мы не даем никаких оценок, а просто их фиксируем. А посему не нужно «обосновывать» собственные слабости, приукрашивать их, находить им оправдание или замалчивать. Мы ведь не собираемся выставлять себе отметки, а просто проводим инвентаризацию свойств нашего характера. При такой позиции нам не грозит самообольщение и мы не испытаем затруднений.
Изменение характера
Как только мы рассмотрим все черты и особенности своего характера, надо разложить листочки на две стопки: справа – с позитивными свойствами, слева – с негативными. Затем упорядочим отдельные признаки по степени неотложности их развития или искоренения и поместим результат в двухстолбцовую таблицу, которая послужит основой для дальнейшего самообучения с целью укрепления и умножения позитивных сил, ослабления и искоренения негативных. Каким образом? В процессе воспитания характера будем учитывать тот психологический факт, что две противоположные силы никогда одновременно не действуют и когда проявляется и активизируется одна из них, другая в той же мере ослабевает. Когда мы сознательно проявляем добрые силы своего характера, противоположные им силы и тенденции исчезают сами по себе. Развитие присущих нам позитивных черт характера и выработка недостающих достигается их ежедневным подтверждением и постоянным применением в практической жизни. Образно представляя их, вызываем в себе максимально радостные чувства. Одновременно неусыпно следим за тем, чтобы каждая противоположная негативная мысль немедленно погибала и у нее не было повода укорениться в нашем сознании. К тому же развиваем в себе качества, поддерживающие ту или иную позитивную черту характера и являющиеся ей родственными, а также делаем все возможное, чтобы превратить ее в привычку, сделать своей первейшей натурой. Преодоление же негативных черт характера достигается подавлением еще в зародыше любой соответствующей им мысли и ее замещением противоположной, позитивной. Помимо этого создаем в себе живые эмоциональные образы противоположных, позитивных черт характера, стремимся всегда действовать в духе этих образов и поступать так, будто вместо негативных черт характера у нас уже сформировались позитивные. Непосредственно сражаться с негативными чертами не нужно. Если вплотную заниматься изъянами своего характера, мы только загоним их глубже в подсознание. Грязная вода в сосуде не станет чище, если ее перемешать. Правильнее подливать в сосуд чистую воду до тех пор, пока вся грязь не исчезнет. В частности, будем поступать так. Примемся идеализировать свой существующий характер, создавая, по мере серьезного осмысления, живой идеальный образ будущего характера, который нам хотелось бы иметь, то есть наделяя его всеми хорошими качествами, без которых не овладеть своей судьбой. Формируя таким способом его идеальный радостный образ, мы в итоге создаем духовный остов того, что под влиянием наших мыслей и поступков будет постепенно перерастать из внутреннего существа во внешнюю действительность. Всю имеющуюся у нас силу воображения направляем на создание пронизанных чувствами идеальных образов предпочтительных черт характера. Это даст больше точек соприкосновения с подсознанием и позволит ему, к нашему удовлетворению, легче исполнять приказы, которые мы отдаем самим себе в процессе воспитания характера. Одновременно наглядно представляем себе поступки, отвечающие таким новым чертам характера, и сознательно ведем себя так, будто эти качества у нас уже есть. Это способствует воплощению наших представлений в действительность. Используем каждую возможность для проверки того, с чем мы мысленно согласны, в реальной жизни. Все достижения и успехи заносим в наш дневник. В дальнейшем эти записи послужат стимулом для нашей внутренней работы по формированию своего характера.
Пробуди героя в своей душе
Жизнь это борьба. В этом мире, говорит Шопенгауэр, «где наш жребий суров, нам не обойтись без железной воли. Любой шаг в жизни дается с боем. Поэтому робкая душа съеживается, отчаивается и причитает при виде неба, затянутого тучами или даже еще только потемневшего на горизонте. Однако до тех пор, пока исход опасного дела непонятен и есть еще вероятность его удачного разрешения, нельзя предаваться упадническим мыслям, нужно думать только о сопротивлении». И здесь пути расходятся: слабый человек склоняется перед своей судьбой, трус убегает, умный использует ее себе во благо, а тот, кто хозяин своей жизни, сам творит свою судьбу. Борьба с судьбой и раны, наносимые жизнью, научили его тому, что в жизни нужно быть сильным, а судьба отступает только перед силой. Нас не спасет чужая помощь, и нечего на нее надеяться. Полный решимости победить сам вступает в бой и не сдается до тех пор, пока не одержит победу. «Хочешь совершить что-то великое, верь в свои силы и в пылу сражения никогда не оглядывайся по сторонам, а смотри только вперед». Школа жизни требует от нас того нравственного мужества, в котором больше героизма, чем в физической храбрости. Его нужно изо дня в день со всей ответственностью перед самим собой вновь и вновь испытывать на полях извечных сражений в сфере труда, исполнения долга, культуры, прогресса. Но как нам разбудить божественную сердцевину своего существа, того самого героя в своей душе? Мы пробуждаем и обнаруживаем его ежедневными размышлениями о сокровенном образе нашего Я, о том, какими нам предназначено быть на самом деле и по своему происхождению. Тем самым мы приводим в действие закон притяжения подобного подобным. Но это возможно лишь при условии, что одновременно мы будем вести себя так, будто внутренне созерцаемые идеальные свойства нашего характера уже проявляются внешне, в реальной жизни. Если такая ежедневная концентрация на своем идеальном образе сразу удаваться не будет, то можно в качестве промежуточного этапа воспользоваться образом некой великой личности. «Кому-то, – учит нас Гёте, – придется выбрать своего героя, подражая которому он проложит свои пути к Олимпу». Стремясь быть похожим на него, соперничая с ним, мы постепенно разбудим героя и в своей душе. Затем следует избавиться от иллюзии собственной ущербности. Давайте поймем, что человек по своей природе существо сильное и храброе, ему нужно только осознать себя таковым. Дух внутри нас, однажды пробудившись, оказывается куда сильнее любого зла, пытающегося нас запугать. Тому, кто побывал в сражениях, известно, что человек, не боящийся опасности, возрастает в силе. Познавший это на собственном опыте подобно Уолту Уитмену презирает любые оковы:
О, благодать моего естества! Ни перед кем не сгибаться, не повиноваться ни одному из тиранов земли! С гордой осанкой шагать упругим, размеренным шагом. И представать пред всеми людьми на земле, оставаясь собой! О, пока я жив, быть хозяином жизни, а не ее рабом! Встречать жизнь как могучий завоеватель, а не Как ее раб! Иду навстречу жизни как могучий завоеватель! Ничто, приходящее извне, никогда не одолеет меня!
Так, правильно воспитывая характер, мы выковываем свою душу. И тем самым обретаем силу для выковывания собственной судьбы. Но прежде чем мы покинем уютную обитель самовоспитания и окунемся в жизненную борьбу, нисколько не сомневаясь в ее благоприятном исходе, нам предстоит выполнить ряд заданий, о которых мы узнаем в следующие недели. Между тем, важно никогда не забывать основополагающую истину: любая сила и помощь приходят изнутри. Мы справимся с задачами, которые ставит перед нами жизнь, если будем постоянно помнить о своей внутренней силе и хорошо усвоим мысль, высказанную Гердером: «Наша судьба – всего лишь отголосок и результат нашего характера».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы