Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 34. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ.



Вопрос 34. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ.

ПQНЯТИЕ ЗАКОНА

Каждая конкретная наука изучает конкретные законы.

Но сущность закона, его всеобщую, единую природу изучает философия, поэтому, прежде чем говорить о законах развития, мы рассмотрим, что такое закон вообще. В окружающем мире все взаимосвязано и находится в развитии, отражением чего и являются законы, а также закономерности. Понятия закона и закономерности однопорядковые, близкие, но в то же время не тождественные. Под закономерностью понимают известную правильность, последовательность явлений, а закон есть конкретная связь между явлениями, поэтому какой-либо закономерный процесс может характеризоваться не одним, а целым рядом законов. Это значит, что закон - это часть закономерности, а закономерность - это совокупность законов данной области явлений. Закон, как и закономерность, есть связь, но не любая связь между явлениями есть закон. Закон есть существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий. Прежде всего, закон есть такая связь между явлениями, которая носит существенный характер, Т.е. существенная связь, вытекающая из внутренней сущности явлений. Примером существенной связи является связь между атомным весом (теперь зарядом атомного ядра) и химическими свойствами элементов. Отражением этой существенной связи является Периодический закон Д.И. Менделеева. Закон есть необходимая связь или необходимое отношение между явлениями. Необходимость - это важнейшая черта закона. Она означает неизбежность, обязательность действия закона при наличии соответствующих условий. Действие каждого закона зависит от условий места и времени. С изменением условий закон теряет силу. Это хорошо видно на зависимости температуры кипения воды от атмосферного давления. Закон есть прочное, устойчивое, тождественное, Т.е. повторяющееся в явлениях Собственно установить сам закон возможно только потому, что, несмотря на непрерывное изменение предметов и явлений, в них всегда сохраняются устойчивые отношения. Закон есть всеобщее в явлениях, это значит что не-

. обходимая связь, выражаемая законом, присуща не единичным явлениям, а всем явлениям данного класса. Это хорошо видно на при мере закона всемирного тяготения и Периодического закона Химических элементов Менделеева. Еще одной важной особенностью законов является их объективность. Законы существуют объективно, поэтому человек не может создавать и отменять их. Но человек способен познавать их и использовать в своей практической деятельности. Изучив законы природы и условия, в которых они проявляются И действуют, человек может управлять естественными процессами. Управление процессами природы означает, что человек сознательно отбирает такие условия, в которых действие законов желательно. При этом ограничивается действие законов в нежелательном направлении. Например, знание закона единства организма и среды человек использует в практике выведения новых пород животных и сортов растений. Идеалисты в отличие от материалистов отрицают объективность законов. Они считают, что творцом законов является либо человек, либо мифическая «абсолютная идея» или «мировой дух». Классификация законов. По различным основаниям возможны различные классификации законов. Одним из возможных путей классификации законов является классификация по объему, т.е. в зависимости от того, насколько обширный круг явлений ими охватывается. По этому признаку выделяют законы всеобщие, общие и частные. К всеобщим относятся законы, сфера действия которых универсальна: Таковы законы материалистической диалектики, действующие и в природе, и в обществе, и в мышлении. Законы, действующие в одной из указанных областей, являются общими. Общие законы охватывают или все явления природы. или все общественные явления, или все явления мышления. К общим законам относятся закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии и другие. Частные (или специфические) законы - это законы, действующие в сравнительно узкой области, скажем, в какой-либо части при роды или конкретной общественно-экономической формации. Таковы, например, законы, изучаемые биологией, физикой и другими частными науками. Значит, особенностью частных законов является то, что они присущи только отдельным формам движения материи. Следует, однако, отметить, что понятие общего и частного законов является относительным. Один и тот же закон в различных отношениях может выступать и как общий, и как частный. По отношению к закону, охватывающему больший круг явлений, он будет частным, а по отношению к закону, действующему в меньшем числе явлений, - общим. Различают также законы природы и законы общества. Эти законы имеют как сходные, общие, черты, так и черты, по которым они существенно отличаются друг от друга. Общее между ними заключается в том, что они объективны, И В том, что человек только отражает эти законы в своем сознании, но не может их создать и уничтожить.

Отличия между законами природы и общества заключаются в следующем: 1Лериод действия законов общества является относительно кратковременным по сравнению с законами природы, так как первые возникают И действуют только с появлением общества. Законы природы действуют более длительное время, а некоторые из них являются вечными. Haпример, закон сохранения и превращения энергии. '

2. Действие законов природы проявляется через действие стихийных, бессознательных сил, а действие общественных законов осуществляется в процессе сознательной деятельности людей.

Говоря о законах общества, нельзя не упомянуть о юридических законах. Это особый случай проявления объективных законов общества. Юридические законы нельзя ни противопоставлять объективным законам, ни отождествлять с ними. Объективные законы общества существуют независимо от юридических и могут проявляться И проявляются самостоятельно. Юридические законы устанавливаются государством, выражающим волю господствующих классов или социальных групп, поэтому они носят ярко выраженный субъективный характер. Но тем не менее юридические законы даже в классовых обществах не являются сплошным субъективным произволом, их появление так или иначе обусловлено объективными экономическими отношениями. Значит, в юридических законах есть и объективное содержание. Различают динамические и статистические законы и закономерности, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний. Динамический закон - это закон, отражающий однозначную функциональную связь физических величин, гдe предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, можно точно определить положение и скорость движения тела в любой другой момент времени. Но динамические законы не универсальны и не единственны, и более глубокими законами природы являются не динамические, а статистические законы, открытые во второй половине XIX в., особенно после того, как выяснился статистический характер законов микромира - законов квантовой механики. Статистический закон выражает связи между «средними» состояниями множества величин. Эти состояния имеют вероятностный характер. В статистических законах по известному начальному состоянию в качестве результата однозначно определяются не сами значения физических величин, а вероятности этих значений внутри заданных интервалов. Тем самым однозначно определяются средние значения физических величин, которые в статистических законах играют ту же роль, что сами физические величины в динамических законах. Статистические законы являются более совершенной формой описания физических закономерностей, так как любой известный процесс в природе более точно описывается статистическими законами, чем динамическими. Так, давление газа, состоящего из действия миллиардов хаотически действующих молекул, подчиняется статистической закономерности, что выражает необходимость случайных связей, «средние» состояния множества величин. Статистические законы широко действуют в области общественных явлений и изучаются статистикой, демографией, политической экономией и другими науками.

Вечные и исторические законы. Вечные законы - это законы, действующие всегда. Исторические законы - это такие законы: 1) которые появляются только на определенном этапе развития материи;,

2) когда одни из них появляются, другие исчезают;

3) характер действия которых изменяется во времени. Познавая объективные законы, мы формулируем научные. Но уровень познания объективных законов бывает различным. Можно выделить три взаимосвязанных вектора в познании законов, формулировка которых может быть: 1) качественной и количественной 2) эмпирической и теоретической; 3) менее общей и более общей.

Качественно формулируемые законы выражают лишь основную тенденцию процесса и общий характер связи между явлениями и их сторонами. Эти законы формулируются с помощью средств естественного языка и обычно не поддаются математической формализации, так как они не содержат количественно измеряемых величин. Количественно формулируемые законы отражают количественные связи между величинами и поэтому поддаются математической формализации. Они выражаются на языке математических символов с помощью формул и уравнений. Количественные законы могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирический закон - это констатация существующих связей, он выражает регулярную, устойчивую, повторяющуюся связь между явлениями и их сторонами, описывает общую тенденцию и направленность процесса. Иначе: эмпирические законы выражают связи между чувственно наблюдаемыми свойствами вещей и явлений, поэтому иногда их называют феноменологическими. К таким законам относятся: законы Кеплера об обращении планет Солнечной системы, Ома, Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Шарля, которые выражают функциональную связь между давлением•, объемом и температурой идеальных газов. Однако эти законы не объясняют, почему, например, объем газа обратно пропорционален давлению и прямо пропорционален температуре. Такое объяснение достигается с помощью теоретических законов, которые раскрывают глубокие внутренние связи процесса, механизм их протекания. Главное для теоретического закона- объяснение. Объяснение и предсказание присущи и эмпирическому закону, но объясняющая мощь теоретического закона выше, больше.

Необходимость и случайность

Наблюдая за явлениями окружающего мира, мы можем заметить, что одни явления со временем появляются обязательно, а другие - могут появиться, а могут и не появиться. Эта особенность взаимосвязи явлений в процессе развития выражается в философии категориями «необходимость» и «случайность». Необходимость - это такая связь между явлениями, которая носит существенный и обязательный характер. Необходимость вытекает из сущности, из внутренней природы развивающегося явления, подготовлена всем предшествующим развитием, поэтому она для данного явления постоянна, устойчива. Так, прорастание семени в почве при наличии определенных условий (тепла, влаги) обязательно произойдет, оно необходимо. Важнейшей чертой необходимости является её всеобщий характер. Это значит, что необходимость царит во всех областях природы и общественной жизни. В природе, например, необходимостью является определенная смена времен года, смена дня и ночи, определенное протекание в соответствующих условиях химических реакций. Для живых организмов необходим обмен веществ. Необходимо, что студент, поступивший в университет, должен его закончить. Дитя, зачатое, необходимо должно родиться. Случайность - это явление, которое могло появиться, но могло и не появиться. Почему? Потому что между тем, что 'появилось (новое), и тем, что. Вызывает его (старое), нет существенной связи, а связь носит внешний характер. Эта связь не вытекает из внутреннего закономерного развития данного процесса. Явление, которое появилось, не подготовлено развитием предшествующего явления. Случайность характеризует не процесс как таковой, а лишь его конкретное, единичное проявление. Случайность возникает в результате перекрещивания различных по своей природе процессов, поэтому в отличие от необходимости случайность не обязательна, она не носит всеобщего характера. Она может произойти, а может и не произойти, может протекать так, а может и иначе. Это объясняется тем, что случайность не вытекает из природы данного явления, она неустойчива, временна. При роду случайности и её отличие от необходимости можно показать на примере прорастания зерен. Известно, что процесс прорастания в благоприятных для зерен условиях является необходимым, закономерным. Если же какое-то определенное полноценное зерно по тем или иным причинам, не имеющим отношения к природе самого зерна (град, засуха, потравы), не смогло прорасти, то этот факт по отношению к данной необходимости будет случайностью. Например, необходимо, чтобы студентам читали лекции по философии. Но то, что её читает какой-то конкретный человек, - это случайность. Необходимость и случайность причинно обусловлены, но различным образом. Необходимость имеет причины в самой сущности данного процесса, а случайность - в перекрещивании внешних и внутренних для данного процесса обстоятельств. Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Во-первых, эта связь проявляется в том, что необходимость и случайность не изолированы друг от друга, а существуют вместе, в органическом единстве, свойственны одним и тем же явлениям. Одно и то же событие является и необходимым, и случайным одновременно - необходимым в одном отношении и случайным в другом. Например, град, будучи случайным по отношению к гибели растения, представляет необходимое следствие тех атмосферных условий, которые сложились в районе его выпадения. Во-вторых, диалектическая связь необходимости и случайности проявляется в том, что они при определенных условиях могут меняться местами: случайность становится необходимостью, необходимость - случайностью. Много примеров перехода случайности в необходимость. В живой природе имеют место такие факты, когда какое-либо изменение, случайно появившееся в организме, в связи с изменившимися условиями, может закрепиться наследственностью и стать необходимым, закономерным. И в обществе случайное в одних условиях может стать необходимым в других условиях. Так, случайное использование военнопленных в качестве рабов в условиях разложения первобытнообщинного строя превратилось в необходимость для развития рабовладельческого способа производства. Переход необходимости в случайность. Известны процессы, когда растительные и животные виды теряют свои необходимые прежде признаки, которые стали для них в новых условиях бесполезными и случайными. В-третьих, диалектическая связь необходимости и случайности проявляется в том, что случайность выступает как дополнение и форма проявления необходимости, а необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Так, известно, что развитие науки и техники происходит закономерно, по восходящей линии, поэтому всякое научное открытие - необходимость. Но эта необходимость /научное открытие/ не существует в чистом виде, она сопровождается рядом случайностей. Случайными факторами являются время и место открытия, определенный ученый и т.д. Так, закон всемирного тяготения открыл И. Ньютон (1642-1727). Открытие этого закона историческая необходимость. Но эта необходимость сопровождалась целым рядом случайностей. Случайностью является то, что это открытие сделал И.Ньютон; то, что оно сделано в Англии; то, что оно сделано в 1687 г. (это год издания книги Ньютона «Математические начала натуральной философии», В которой была изложена его теория тяготения). И в человеческом обществе необходимость как объективная тенденция пробивает себе путь через случайности. Переход от каменных орудий к железным, от ветряной и водяной мельницы к пару и электричеству, использование внутриатомной энергии есть историческая необходимость развития производства. Однако эта необходимость проявлялась в связи со случайностями, которые были обусловлены конкретным развитием того или иного общества, открытиями и усовершенствованиями в науке и технике. Проявлением взаимосвязи необходимости и случайности в обществе является также то, что случайность может способствовать развитию объективной необходимости, но может и замедлить (что бывает довольно часто) поступательное развитие общества. Такие случайности, как неурожаи, стихийные бедствия, навязанные извне войны замедляют необходимый процесс общественного развития. Замедлить процесс поступательного развития общества может и неправильная, субъективистская деятельность руководителей, являющаяся случайностью по отношению к исторической необходимости.

Изложенная выше точка зрения - это точка зрения диалектического материализма на соотношение необходимости и случайности. Что же касается идеалистов, то они отрицают объективное существование необходимости. Они считают, что в природе нет необходимости, что её вносит в природу только человек. Метафизики отрицают взаимную связь необходимости и случайности. Одни из них признают только необходимость и отрицают всякую случайность. С их точки зрения все совершается неизбежно, по необходимости, а потому человек бессилен что-либо предпринять, он должен лишь пассивно ожидать неизбежного, неотвратимого хода событии. Философы Демокрит, Спиноза, Гольбах вообще отрицали объективное существование случайности. Они считали, что человек выдумал случайность для того, чтобы прикрыть невежество в некоторых вопросах, свою неосведомленность в той или иной области. Они рассуждали так: всякое явление ~MeeT свою причину, независимо от того, знаем мы ее или нет. А раз так, случайных явлений нет, все они с необходимостью порождаются своими причинами. Мысль о том, что все явления имеют свои причины правильна. Но неверно то, что все явления происходят с одинаковой неизбежностью. Одни из них, действительно, возникают с неизбежностью, поскольку они обусловлены внутренней природой взаимодействующих материальных образований. Другие явления возникают не неизбежно. Они могут возникнуть, но с одинаковым правом могут и не возникнуть, поскольку их возникновение не вытекает из внутренней природы материальных образований, а обусловлено стечением ряда обстоятельств. Признание только необходимости и отрицание случайности в конечном счете ведет к фатализму, т.е. к неправильному убеждению, что все в мире заранее предопределено. Эта точка зрения кратко выражается фразой: «Чему быть, того не миновать». Другое метафизическое направление признает только случайные связи и отношения и отрицает необходимые. Считается, что действительность - это случайное нагромождение отдельных событий и явлений. Для подтверждения этой мысли приводится множество самых разных примеров из нашей жизни, которые действительно являются случайностями. Жизнь человека, поворот его судьбы очень часто определяется случайными встречами и событиями. Но, как было сказано выше, нет чистых случайностей, каждое явление представляет собой единство необходимого и случайного. Ф. Энгельс указывал что, абсолютный разрыв случайного и необходимого насквозь метафизичен. Нельзя делить явления на необходимые и случайные. Необходимость и случайность существуют вместе. Одно и то же явление и необходимо, и случайно.

Вопрос 40. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Содержание и форма

Каждый предмет или явление имеет свое определенное содержание и соответствующую ему форму. Свойство объектов иметь содержание и форму является одним из наиболее общих свойств действительности. Содержание - это совокупность всех элементов объекта, его свойств, внутренних процессав, связей, противоречий и тенденций развития. Форма - это способ еырэжения содержания, способ связи элементов содержания. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи С этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю формы объекта. Внешняя форма всегда связана с определенными пространственно-временными границами существования вещи, а внутренняя форма характеризует способ связи элементов содержания вещи, ее свойств, противоречий и т.Д. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя форма всегда проявляется через внешнюю. Содержание общественного производства - его производительные силы, а форма - производственные отношения. Содержание атома химического элемента - «элементарные» частицы и процессы, связанные с их движением, а форма - порядок размещения этих частиц в атоме. Содержание живого организма - все процессы и изменения, происходящие в нем (процессы ассимиляции и диссимиляции, процессы дыхания, нервные процессы и вообще все изменения, происходящие и том или ином органе), а форма - его морфология, структура тела. Содержание и форма диалектически взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Это объясняется тем, что форма и содержание представляют собой стороны одного и того же предмета. Если есть содержание, оно обязательно имеет свою форму, и наоборот, любой форме соответствует определенное содержание. Или, как говорят, форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Нет предметов и явлений, у которых не было бы содержания и формы. Со взаимосвязью содержания и формы мы сталкиваемся на каждом шагу. Когда говорят: «Этот фильм бессодержателен», то имеют в виду не отсутствие содержания, а отсутствие надлежащего содержания. Говорят: «Внешность обманчива». О чем это говорит? Обычно «внешность» (г.е. форма) соответствует содержанию, но бывают случаи, когда не соответствует. Тогда «внешность» оказывается обманчивой. Очень важно соблюдение определенной меры, те. определенного соотношения содержания и формы в человеческих Отношениях. Здесь большое значение имеет не только «что» сказать (содержание), но и «как» сказать (форма). По существу, правильное замечание часто вызывает ответную, подчас злобную реакцию именно из-за того, «как» это было сказано. Как говорят, то же слово, да не так бы молвить. Имеет даже значение «как посмотреть» (форма), из-за этого часто начинается выяснение отношений. Итак, содержание и форма взаимосвязаны, их нельзя отрывать друг от друга. Но в жизни МЫ довольно часто сталкиваемся с отрывом содержания от формы. Прежде всего отрыв содержания от формы характерен для метафизиков. В частности, такой метафизический подход к форме и содержанию был у Аристотеля. Он считал, что содержание и форма первоначально существуют сами по себе, независимо друг от друга. И лишь впоследствии, при образовании какой-либо вещи, они вступают между собой в тесную связь. Так, чистым содержанием, лишенным какой-либо формы, у Аристотеля является «первая материя», материя, лежащая в основе всех вещей. Вместе с тем Аристотель выдвигает чистую форму - Бога, который у него выступает в роли формы всех форм. Примером отрыва формы от содержания является бюрократизм. Бюрократ игнорирует главное в работе _ ее содержание - и все внимание обращает на форму. В литературе и искусстве отрыв формы от содержания придание форме самодовлеющего значения ведут к формализму. Разновидностями формализма являются импрессионизм и абстракционизм. Напротив, недооценка формы в художественном творчестве ведет к вульгарному натурализму, к потере средств_выразительности и эмоционально-психологического воздеиствия. Но содержание и форма в искусстве должны находиться в единстве. Соотношение формы и содержания в искусстве как писал еще Д. Дидро, выражается законом незаметности формы. Форма не имеет права заслонять содержание, отвлекать внимание на себя. Смысл ее существования в том, чтобы выразить содержание. Совершенная художественная манера не видна. По аналогии - пример с красноречием. Подлинное красноречие незаметно. Если я замечаю ваше красноречие, значит вы недостаточно красноречивы. Мастерство художника, проявляющееся в создании формы, остается только мастерством, и не становится искусством, если это мастерство не передает жизни сердца и разума. Бывают картины прекрасные и приятные. В последних есть только высокое мастерство исполнения при отсутствии содержательности. Пустое - хорошо сделанные стихи; пустое - хорошо сделанная музыка, пустое - хорошо сделанная, хорошо написанная картина. итак, только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собои истинные произведения искусства. Но форма активна. Иногда благодаря форме люди

могут увидеть и заново пережить, казалось бы ', хорошо знакомое. Форма как бы высвечивает глубинный жизненный пласт сквозь внешне обыденную оболочку, то есть подлинно художественная форма помогает находить красоту рядом. Находясь в органической взаимосвязи, форма и содержание зависят друг от друга, но эта зависимость неравнозначна, определяющую роль в их взаимоотношениях играет содержание. Форма возникает, формируется не произвольно, а под непосредственным влиянием содержания, под его давлением. Даже то, как человек одевается, определяется содержанием, в данном случае его внутренним миром. Это обусловлено главным образом активностью содержания. В процессе развития более подвижным элементом является содержание, оно изменяется скорее. Затем, в зависимости от изменения содержания, изменяется и форма. На известной ступени развития возникает противоречие между новым содержанием и старой формой и это противоречие разрешается путем совершенствования старой формы и замены ее новой. В. И. Ленин писал, что в ходе развития происходит «переделка содержания и сбрасывание старой формы». Активность содержания хорошо видна на при мере развития общественного производства. Это развитие всегда начинается с содержания - производительных сил. Стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия труда, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений. В развитии живых организмов изменения начинаются обычно с изменения деятельности органов тела, с изменения их функций под влиянием условий среды. В то же время морфологическое строение органов, их форма в течение какого-то времени остаются без изменений. Но изменение функций рано или поздно при водит К тому, что изменяется строение органов. Хотя содержание и играет определенную роль по отношению к форме, но это вовсе не значит, что форма ведет себя пассивно, «послушно» следует за содержанием. Наоборот, раз возникнув, под воздействием того или иного содержания, форма приобретает определенную самостоятельность. Это проявляется в том, что форма, как правило, обладает большей устойчивостью, чем содержание. Изменение содержания не ведет к автоматическому изменению формы. Новое содержание в течение какого-то времени может сохранять прежнюю форму. Это говорит о противоречивости единства формы и содержания. В рамках единства формы и содержания возникают разнонаправленные тенденции. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) - тенденция к устойчивости. Наконец, относительная самостоятельность формы выражается в том, что она активно воздействует на содержание. Воздействие формы на содержание бывает двух видов. Форма или способствует развитию содержания, или тормозит это развитие. Когда форма соответствует содержанию, она является главным двигателем его развития. Когда же она не соответствует содержанию, форма препятствует его развитию. Поскольку это так, то многие процессы развития лучше понять, если объяснять их как «борьбу содержания и формы». Когда форма соответствует содержанию, а когда не соответствует ему? На первых порах развития форма всегда соответствует содержанию, дает содержанию широкий простор, оно начинает бурно развиваться. Но затем содержание в своем развитии достигает такой стадии, когда форма начинает его сковывать, тормозить его развитие. Так, старые методы управления производством (форма), коллективом тормозят развитие производства (т.е. содержание). В результате возникает несоответствие формы содержанию. И это в конце концов приводит к тому, что старая форма сбрасывается и обновленное содержание получает новую форму. Но эту форму постигает в будущем та же участь. И так без конца. Категории «форма» и «содержание» имеют важное научно-практическое значение. Познавая предметы окружающего мира, мы, как правило, стремимся познать их содержание. Но бывают такие случаи, когда познанию содержания способствует выявление и анализ формы, то есть форма оказывается необходимым инструментом научного познания. Необходимо, правда, отметить, что выделение формы в некоторых случаях оказывается крайне трудной задачей. В науке возникла особая проблема, называемая проблемой формализации. Так, в частности, изучаются формы языковых систем (понятий, предложений, теорий). Решение математических задач, оперирование химическими формулами позволяют получать знание о содержании материальных объектов. Особенно важно то, что формализация позволяет решение многих задач передать вычислительным машинам.

Сущность и явление

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предметов, скрытая от непосредственного наблюдения. Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ, потому что он лежит в основе всех жизненных процессов, определяет внутреннюю при роду всякого живого тела. Явление - это внешняя сторона предметов, доступная непосредственному восприятию. Явление - это такая сторона, которая может быть отражена непосредственно, при помощи органов чувств, а также косвенно, с помощью различных при боров.

Сущность, в отличие от явления, эмпирически не дана она может быть познана, установлена только на основе переработки материала человеческой практики, при помощи абстрактного мышления. Так, при помощи простого восприятия человек не может схватить движения со скоростью 300000 км/с, а мышление его схватывает, и должно схватить. Категория сущности очень близка к категории закона. В определенных границах сущность и закон непосредственно совпадают. Поскольку закон отражает внутренние, существенные связи, постольку он совпадает с сущностью. Сущность и явление между собой диалектически взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Каждое явление содержит в себе частицу сущности, а сущность раскрывается всегда через явление. Эта диалектическая связь сущности и явления выражается формулой: «Сущность является. Явление существенно». Эту мысль Гегель выразил так: «Сущность светится через явление». Взаимосвязь явления и сущности нашла отражение и в народных пословицах и поговорках. Так, говорят: «Глаза - зеркало души человеческой». Этот фактор широко используется и при диагностике различных заболеваний, когда по внешнему виду человека можно судить о его здоровье, по внешним признакам определить, чем он болеет. Вспомним иридодиагностику. Сущностью атмосферных осадков является насыщение атмосферы водяными парами, но она раскрывается через ряд явлений - град, дождь, туман и Т.Д. Ленин: «движение реки - пена сверху и быстрое течение внизу. Но и пена есть выражение сущности». Кроме пены быстрое течение реки обнаруживается через такие явления, как водовороты, волны, обратные течения и т.д.

Хотя сущность и проявляется, «светится через явление», но это не означает, что явление точно передает сущность. Сущность и явление непосредственно не совпадают, сущность в явлении не раскрывается полностью. В каждом явлении обязательно обнаруживается сущность, но не полностью, а только какая-то ее частица.

Если бы явление и сущность совпадали, тогда можно было бы ограничиться восприятием внешней стороны предметов и отпала бы необходимость в науке. Особенно резкое несовпадение, противоречие сущности и явления обнаруживается в кажимости, видимости, т.е. тогда, когда органы чувств дают нам картину, противоречащую сущности данного явления. Люди привыкли доверять тому, что они видят, но сущность часто оказывается иной, чем видят люди. В этих случаях возникают большие трудности в нахождении за кажущимся действительной сущности. Так, в течение многих веков люди, ограничиваясь непосредственно воспринимаемыми явлениями, были уверены, что Солнце движется по отношению к неподвижной Земле. В астрономии на этом была основана птолемеевская геоцентрическая система. Однако осмысливание накопленных астрономической наукой наблюдений привело к выводу, что движение Солнца вокруг Земли является лишь кажущимся, что действительное, скрытое от непосредственного наблюдения движение состоит во вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но этого действительного движения нельзя было бы раскрыть, если бы перед человеком не было движения кажущегося как момента проявления сущности. Итак, сущность выражается не только в тех случаях когда она более или менее совпадает с явлениями, но и тогда, КЩ9а имеет место противоречие между сущностью и формой ее проявления, т.е. кажимость, видимость. Оба случая представляют собой разные стороны внешнего, поверхностного, без которого нельзя раскрыть внутреннее, сущность. При анализе соотношения сущности и явления нужно отметить следующее. Явления богаче, чем сущность, потому что они более многообразны, охватывают все стороны предметов, в то время как сущность выражает лишь наиболее важное, устойчивое, необходимое в них. Однако сущность богаче явления в том смысле, что она позволяет раскрыть истинную природу вещи, отвлекаясь от всего случайного, второстепенного, несущественного. Взаимосвязи между сущностью и явлением выражают объективные законы действительности. «Сущность проявляется через явление», «Сущность не тождественна явлению» - это объективные законы. Когда эти законы познаны они начинают выполнять роль методологических принципов на базе объективного закона, говорящего об отличии сущности от явления, формируется требование не смешивать существенное с являющимся, не сводить познавательную деятельность к описанию явлений.

Вопрос 41. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Возможность - это потенциальное бытие, то, что еще не существует, но может появиться в силу объективной тенденции развития данного явления.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь