Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 35. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.



Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источники развития. Вопрос об источниках развития сложный, он обсуждается в философии в течение очень длительного времени. Можно говорить о двух четко выраженных подходах к этому вопросу: о метафизическом и диалектическом. Согласно метафизической концепции источником развития являются силы, приложенные к миру извне, Т.е. «внешний толчок». Такой подход связан с успехами механики и математики в XVII и XVIII вв. и стремлением применять принципы этих наук для объяснения всех явлений природы. Это привело к тому, что причиной изменения и развития тел стали рассматривать силы, приложенные к этим телам извне. Такой взгляд во многом соответствовал и обыденным представлениям людей о причинах движения. Действительно, в повседневной жизни мы постоянно наблюдаем, что часы не будут ходить, если их не заводить, стол будет неподвижно стоять на месте, если к нему не будет приложена извне какая-то сила. Этот взгляд на причину движения и изменения явлений объективного мира, в конце концов, в случае распространения его на все явления, приводит к идее «первотолчка», а следовательно, и к религии. Получалось так, что мир в целом первоначально находился в состоянии покоя И только потом в результате воздействия на него какие-то внешней силы пришел в движение. Даже И.Ньютон считал, что причиной движения планет является «первотолчок», данный как бы Богом.

Диалектическая концепция развития, основы которой были заложены еще древнегреческими философами (Гераклит, Эмпедокл. Демокрит), наиболее полно была разработана Гегелем с позиций идеализма, а с позиций материализма - классиками Марксом и Энгельсом. Согласно этому подходу мир в самом себе содержит источники развития, он не нуждается в каких-то внешних силах. Если мир в самом себе содержит источники развития, то можно говорить о его «самодвижении», «саморазвитии». Таким источником развития является раздвоение единого на противоположности, «борьба» этих противоположных сторон. «Противоречие - писал Гегель, -- есть корень всякого движения и жизнедеятельности, лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом к деятельности» (Гегель. Соч. Т. 5. М.; Л., 1937. С. 520-521). Этот вывод и обосновывается в законе единства и борьбы противоположностей. Для раскрытия содержания закона надо раскрыть содержание понятий «противоположность» И «противоречие».

Противоположностью называются такие стороны и свойства предметов и явлений, которые исключают и одновременно предполагают друг друга. Действительно, в каждом предмете и явлении есть такие стороны и свойства, которые исключают, отрицают друг друга. Но эти стороны и свойства исключают друг друга не по всем, а только по некоторым свойствам, по ряду свойств между ними может быть общность. Благодаря этой общности они взаимодействуют, находятся в определенном единстве, поэтому каждый предмет, каждое явление представляет собой единство вполне определенных противоположностей. Без единства каких-то, для каждого предмета определенных, противоположностей не может существовать ни один предмет, ни одно явление. Если это единство исчезает, то прекращается существование того объекта, которому были свойственны данные противоположности. Какую бы науку мы не взяли, везде мы сталкиваемся с тем, что изучаемые предметы и явления содержат в себе противоположные стороны и моменты. В обществе - это производство И потребление, в классовом обществе - различные классы. В живом организме противоположностями являются ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, нервные процессы возбуждения и торможения. Из философии мы знаем такие противоположности, как истина и заблуждение, метафизика и диалектика, материализм и идеализм. Взаимосвязь противоположностей нашла свое отражение и в народных пословицах и поговорках: Нет худа без добра. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Утро вечера мудренее. Ученье свет, а неученье - тьма. Сытому голодного не понять. У сильного всегда бессильный виноват (И.А.Крылов). Кто нужды не видел, тот и счастья не знает. Противоположности, присущие всякому предмету, не только находятся в единстве, но и взаимодействуют между собой, находятся в состоянии «борьбы». Это взаимодействие («борьба») противоположностей и есть противоречие. Надо иметь в виду, что борьба является только частным случаем взаимодействия противоположностей, имеющим место в области общественных явлений и частично в живой природе. Здесь можно говорить о борьбе в прямом смысле. Это борьба межвидовая, классовая в области идеологии. Но в области неорганической природы имеет место не борьба, а взаимодействие противоположностей, проявляющееся очень часто в виде несоответствия. Именно о взаимодействии, а не о борьбе мы должны говорить, когда имеем дело с притяжением и отталкиванием, прерывным и непрерывным, конечным и бесконечным, случайным и необходимым и т.д. Надо иметь в виду, что между противоположностями, которые берутся в «разных отношениях», в «разное время» нет противоречия. Противоречие есть только там, где противоположности берутся внутри одной сущности, а не между различными сущностями. Так, нет противоречия между рабовладельцем и современным рабочим, так же как немыслим кулачный бой, в котором вступившие в драку размахивали бы руками в разное время и в разные стороны. Это «борьба» существующего с несуществующим, «борьба» живых с мертвецами.

Противоречия носят всеобщий характер, их можно обнаружить во всех явлениях окружающего мира. Но в различных явлениях противоречия имеют своеобразие. Противоречия - источник развития. Для правильного понимания закона единства и борьбы противоположностей важно иметь в виду, что отнюдь не каждый предмет, каждое явление обладают способностью саморазвиваться. Саморазвивающимися являются лишь те предметы и явления, которые обладают достаточно сложным системным строением, сложной структурой. Таков, например, организм животного, включающий в себя различные органы, каждый из которых выполняет особые, именно ему присущие функции в организме и в то же время может существовать лишь как элемент целого. Саморазвивающимся является и человеческое общество, структура которого включает в себя различные классы и социальные группы, разнообразные учреждения и организации и Т.Д. При этом все составляющие общество элементы соединены в единое целое, единую систему, и сущность каждого из них определяется тем местом и той ролью, которую он выполняет по отношению к обществу в целом.

Каким же образом противоречие играет свою роль источника развития? Противоречие, как известно, представляет собой взаимодействие между противоположностями. Когда противоположности взаимодействуют, то это неизбежно вызывает соответствующие изменения как в самих взаимодействующих сторонах, так и в предмете, которому свойственны эти противоположности. Например, взаимодействие таких противоположных сторон общественной жизни, как производство и потребление, неизбежно вызывает изменение каждой из них, а затем и всего общества: Так, потребности людей, воздействуя на производство, изменяют его. Производство, учитывая эти потребности, развивается в соответствующем направлении. Но в ходе развития производства развиваются и сами потребности, на смену одним потребностям появляются новые, которые ставят перед производством новые задачи и т.д. Так, взаимодействие производства и потребления обусловливает постоянное изменение производства и потребностей, а в конечном итоге обусловливает изменение и переход общества в новое качественное состояние. То, что противоречия являются источником развития, хорошо видно на примере развития науки. К числу противоречий, обусловливающих развитие науки, относятся: противоречие между фактами и теорией, между старой и новой теориями, между двумя сосуществующими теориями и Т.Д.

Почему противоположности взаимодействуют? Почему они изменяются в результате этого взаимодействия? Противоположности взаимодействуют потому, что они как стороны противоречия бывают неравноценны, асимметричны. Вследствие неравноценности, неравномерности противоположностей в противоречии одна из них может доминировать над другой, являться ведущей стороной противоречия и воздействовать на другую противоположность. Иногда противоположности могут находиться в состоянии временного относительного равновесия. Такое равновесное состояние в неорганической природе бывает очень длительным по масштабам человеческой жизни. Именно этим объясняется медленность процессов развития в природе. Но такое уравновешенное состояние противоположностей всегда является временным, оно так или иначе в конечном счете нарушается. Из изложенного выше вытекает, что противоречия, будучи источником развития, в ходе развития не остаются неизменными, они развиваются. Конкретные противоречия проделывают вполне определенный путь, имеющий начало, продолжение и конец. •

Не всегда противоречия выражены резко. На первых порах противоречие имеет характер несущественного различия, т.е. какие-то стороны или свойства в предмете имеют характер несущественного различия. Затем противоречия переходят на стадию существенного различия, т.е. различие между этими сторонами усиливается. В процессе развития существенные различия превращаются в противоположности. Эти противоположности, обостряясь, вступают в борьбу, они уже не могут существовать в единстве. Тогда наступает момент разрешения противоречия, что означает уничтожение старого и возникновение нового. Так, преодоление противоречий между старой наследственностью животного или растения и новыми признаками, возникающими в процессе приспособления к среде, приводят к смене старой наследственности новой. Следовательно, противоречия в процессе развития не примиряются, а преодолеваются, т.е. разрешаются. В процессе разрешения противоречий на месте 'одних предметов и явлений появляются другие, которые буду:! характеризоваться уже новыми противоречиями. Отсюда вытекает, что окончательное преодоление противоречий невозможно, ибо всякое развитие представляет собой не только разрешение, но и возникновение принципиально новых противоречии. Благодаря этому развитие материи оказывается неуничтожимым процессом, присущим всем состояниям материи. Отсюда следует вывод, что всякое единство противоположностей относительно, временно, приходяше, а борьба противоположностей абсолютна. Относительность единства противоположностей есть выражение того, что постоянство предмета временно, что предмет имеет свое начало и конец. Абсолютность борьбы противоположностей есть выражение того, что движение ни на минуту не прекращается, что оно разрушает постоянство предмета, подготавливая его закономерное изменение. Типы противоречий. Каждая материальная система обладает не одной, а целой системой противоречий. Выделяются внутренние и внешние (по месту в системе), основные и неосновные (по роли в развитии), антагонистические и неантагонистические (по типу в обществе) противоречия. Противоречия, выражающие взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называются внутренними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями, называются внешними. Различие между внутренними и внешними противоречиями относительно. Одно и то же противоречие в одной системе может выступать как внутреннее, а в другой - как внешнее. Подчеркивая ведущую, определяющую роль внутренних противоречий в развитии предметов и явлений, вместе с тем нельзя недооценивать и значение внешних противоречий. Они могут оказывать и оказывают значительное влияние на течение тех или иных процессов. Противоречие, выражающее сущность предмета, определяющее его состояние и закономерности изменения от момента возникновения до момента уничтожения, называется основным противоречием данного предмета. Те противоречия, которые не выражают сущность предметов, называются неосновными. Основные противоречия всегда являются внутренними противоречиями предмета, неосновные противоречия могут быть как внешними, так и внутренними. Классификация противоречий на антагонистические и неантагонистические характерна при анализе развития общества. Антагонистическими называются те противоречия, которые существуют между классами, социальными группами и слоями, интересы которых в корне противоположны и несовместимы. Неантагонистическими называются противоречия, которые существуют между классами, социальными группами и слоями, коренные интересы которых совпадают. Антагонистические противоречия развиваются до конфликта и разрешаются, как свидетельствует история, в острой, непримиримой борьбе, которая может вести к гибели одной из противоборствующих сторон. Неантагонистические противоречия также могут развиваться до конфликта, но разрешение их достигается соглашением сторон.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь