Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 39. ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ



Окружающий мир, с одной стороны, состоит из самых разнообразных, неповторимых предметов и явлений, которые характеризуются только им присущими свойствами с другой - ни один предмет, ни одно явление не существуют в мире совершенно изолированно, не существуют сами по себе. Все они находятся в связи с окружающими их телами взаимодействуют с ними, являются элементами каких-либо систем. Являясь элементом, частью какой-либо системы каждое тело имеет свойства, которые являются общими для всех тел данной системы. Это объективно данная особенность вещей и явлений действительности отражается в категориях «единичное», «особенное», «общее» противоречит практически м интересам, превратить в единичное. Используя именно эту взаимосвязь единичного и общего, селекционер выводит новые сорта растений. Общее и его отношение к единичному по-разному истолковывается в различных фил.системах. метафизически мыслящие фил-ы обычно отрывали единичное от общего и противопоставляли их друг другу. В истории фил-и особенно четко выделились два направления по этому вопросу: реалистическое и номиналистическое. Реалисты (например, древнегреческий философ Платон) утверждают, что общее или общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно независимо от единичного и предшествуют существованию единичных вещей. Они считают, что общее порождает единичное, которое временно, преходяще, возникает, определенное время существует и исчезает. А общее вечно, оно не подвержено никаким изменениям. Номиналисты (например, средневековый философ Росцелин) обосновывают прямо противоположную точку зрения. Они считают, что действительным, реальным существованием обладает лишь единичное. Все, что существует, единично. Общее же - плод человеческой мыслительной деятельности и существует лишь в умах людей в виде общих имен, названий ряда единичных предметов. Диалектический материализм отвергает как реалистическую, так и номиналистическую теории взаимосвязи единичного и общего, считает их неправильными, противоречащими действительному положению вещей. Правильный учет диалектики единичного, особенного и общего имеет огромное познавательное и практическое. значение. Эти категории, как и другие категории философии, отражают различные объективные связи мира и одновременно являются ступенями познания этих связей, Т.е. их логическими формами. Всякое. истинное познание состоит в том, что мысль человека поднимается от единичного к особенному и от особенного ко всеобщему. Действительно, любой предмет, с которым сталкивается исследователь, он сначала воспринимает как единственный в своем роде, как единичное. Но уже элементарная практика обнаруживает в изучаемых предметах повторяющиеся признаки. Единичное оказывается обладающим и общими признаками. В результате формируются общие понятия, которые объединяют множество предметов по каким-либо одинаковым свойствам. Но на этом познание не останавливается. Второй стадией познания является движение от общего к единичному. На этом этапе общее, полученное на первой стадии, уже само применяется к исследованию отдельного (единичного), что позволяет проникнуть внутрь явления и раскрыть их конкретную природу, их сущность. Ведь само по себе возникновение общего понятия еще не означает полного обнаружения сущности. Общее понятие фиксирует лишь общее, повторяющееся свойство всех предметов данного класса, а этого недостаточно. Так, сопоставляя, сравнивая химические элементы, Д. И. Менделеев сначала нашел в них общее свойство - атомный вес и расположил все элементы в порядке возрастания их атомного веса. В данном случае мы имеем движение познания от единичного к общему. Затем, исходя из этого общего свойства, Менделеев установил зависимость от него всех других свойств химических элементов. На этой стадии, когда он устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса, процесс исследования шел уже от общего к единичному, Т.е. к конкретной природе каждого элемента. Именно знание общего стало ключом к познанию единичного. Исходя из сказанного мы можем сделать вывод, что в научном познании надо учитывать и единичное, специфическое, и общее. Всякое одностороннее преувеличение одного из этих моментов приводит к ошибочным выводам в теории и на практике.

Необходимость и случайность

Наблюдая за явлениями окружающего мира, мы можем заметить, что одни явления со временем появляются обязательно, а другие - могут появиться, а могут и не появиться. Эта особенность взаимосвязи явлений в процессе развития выражается в философии категориями «необходимость» и «случайность». Необходимость - это такая связь между явлениями, которая носит существенный и обязательный характер. Необходимость вытекает из сущности, из внутренней природы развивающегося явления, подготовлена всем предшествующим развитием, поэтому она для данного явления постоянна, устойчива. Так, прорастание семени в почве при наличии определенных условий (тепла, влаги) обязательно произойдет, оно необходимо. Важнейшей чертой необходимости является её всеобщий характер. Это значит, что необходимость царит во всех областях природы и общественной жизни. В природе, например, необходимостью является определенная смена времен года, смена дня и ночи, определенное протекание в соответствующих условиях химических реакций. Для живых организмов необходим обмен веществ. Необходимо, что студент, поступивший в университет, должен его закончить. Дитя, зачатое, необходимо должно родиться. Случайность - это явление, которое могло появиться, но могло и не появиться. Почему? Потому что между тем, что 'появилось (новое), и тем, что. Вызывает его (старое), нет существенной связи, а связь носит внешний характер. Эта связь не вытекает из внутреннего закономерного развития данного процесса. Явление, которое появилось, не подготовлено развитием предшествующего явления. Случайность характеризует не процесс как таковой, а лишь его конкретное, единичное проявление. Случайность возникает в результате перекрещивания различных по своей природе процессов, поэтому в отличие от необходимости случайность не обязательна, она не носит всеобщего характера. Она может произойти, а может и не произойти, может протекать так, а может и иначе. Это объясняется тем, что случайность не вытекает из природы данного явления, она неустойчива, временна. При роду случайности и её отличие от необходимости можно показать на примере прорастания зерен. Известно, что процесс прорастания в благоприятных для зерен условиях является необходимым, закономерным. Если же какое-то определенное полноценное зерно по тем или иным причинам, не имеющим отношения к природе самого зерна (град, засуха, потравы), не смогло прорасти, то этот факт по отношению к данной необходимости будет случайностью. Например, необходимо, чтобы студентам читали лекции по философии. Но то, что её читает какой-то конкретный человек, - это случайность. Необходимость и случайность причинно обусловлены, но различным образом. Необходимость имеет причины в самой сущности данного процесса, а случайность - в перекрещивании внешних и внутренних для данного процесса обстоятельств. Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Во-первых, эта связь проявляется в том, что необходимость и случайность не изолированы друг от друга, а существуют вместе, в органическом единстве, свойственны одним и тем же явлениям. Одно и то же событие является и необходимым, и случайным одновременно - необходимым в одном отношении и случайным в другом. Например, град, будучи случайным по отношению к гибели растения, представляет необходимое следствие тех атмосферных условий, которые сложились в районе его выпадения. Во-вторых, диалектическая связь необходимости и случайности проявляется в том, что они при определенных условиях могут меняться местами: случайность становится необходимостью, необходимость - случайностью. Много примеров перехода случайности в необходимость. В живой природе имеют место такие факты, когда какое-либо изменение, случайно появившееся в организме, в связи с изменившимися условиями, может закрепиться наследственностью и стать необходимым, закономерным. И в обществе случайное в одних условиях может стать необходимым в других условиях. Так, случайное использование военнопленных в качестве рабов в условиях разложения первобытнообщинного строя превратилось в необходимость для развития рабовладельческого способа производства. Переход необходимости в случайность. Известны процессы, когда растительные и животные виды теряют свои необходимые прежде признаки, которые стали для них в новых условиях бесполезными и случайными. В-третьих, диалектическая связь необходимости и случайности проявляется в том, что случайность выступает как дополнение и форма проявления необходимости, а необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Так, известно, что развитие науки и техники происходит закономерно, по восходящей линии, поэтому всякое научное открытие - необходимость. Но эта необходимость /научное открытие/ не существует в чистом виде, она сопровождается рядом случайностей. Случайными факторами являются время и место открытия, определенный ученый и т.д. Так, закон всемирного тяготения открыл И. Ньютон (1642-1727). Открытие этого закона историческая необходимость. Но эта необходимость сопровождалась целым рядом случайностей. Случайностью является то, что это открытие сделал И.Ньютон; то, что оно сделано в Англии; то, что оно сделано в 1687 г. (это год издания книги Ньютона «Математические начала натуральной философии», В которой была изложена его теория тяготения). И в человеческом обществе необходимость как объективная тенденция пробивает себе путь через случайности. Переход от каменных орудий к железным, от ветряной и водяной мельницы к пару и электричеству, использование внутриатомной энергии есть историческая необходимость развития производства. Однако эта необходимость проявлялась в связи со случайностями, которые были обусловлены конкретным развитием того или иного общества, открытиями и усовершенствованиями в науке и технике. Проявлением взаимосвязи необходимости и случайности в обществе является также то, что случайность может способствовать развитию объективной необходимости, но может и замедлить (что бывает довольно часто) поступательное развитие общества. Такие случайности, как неурожаи, стихийные бедствия, навязанные извне войны замедляют необходимый процесс общественного развития. Замедлить процесс поступательного развития общества может и неправильная, субъективистская деятельность руководителей, являющаяся случайностью по отношению к исторической необходимости.

Изложенная выше точка зрения - это точка зрения диалектического материализма на соотношение необходимости и случайности. Что же касается идеалистов, то они отрицают объективное существование необходимости. Они считают, что в природе нет необходимости, что её вносит в природу только человек. Метафизики отрицают взаимную связь необходимости и случайности. Одни из них признают только необходимость и отрицают всякую случайность. С их точки зрения все совершается неизбежно, по необходимости, а потому человек бессилен что-либо предпринять, он должен лишь пассивно ожидать неизбежного, неотвратимого хода событии. Философы Демокрит, Спиноза, Гольбах вообще отрицали объективное существование случайности. Они считали, что человек выдумал случайность для того, чтобы прикрыть невежество в некоторых вопросах, свою неосведомленность в той или иной области. Они рассуждали так: всякое явление ~MeeT свою причину, независимо от того, знаем мы ее или нет. А раз так, случайных явлений нет, все они с необходимостью порождаются своими причинами. Мысль о том, что все явления имеют свои причины правильна. Но неверно то, что все явления происходят с одинаковой неизбежностью. Одни из них, действительно, возникают с неизбежностью, поскольку они обусловлены внутренней природой взаимодействующих материальных образований. Другие явления возникают не неизбежно. Они могут возникнуть, но с одинаковым правом могут и не возникнуть, поскольку их возникновение не вытекает из внутренней природы материальных образований, а обусловлено стечением ряда обстоятельств. Признание только необходимости и отрицание случайности в конечном счете ведет к фатализму, т.е. к неправильному убеждению, что все в мире заранее предопределено. Эта точка зрения кратко выражается фразой: «Чему быть, того не миновать». Другое метафизическое направление признает только случайные связи и отношения и отрицает необходимые. Считается, что действительность - это случайное нагромождение отдельных событий и явлений. Для подтверждения этой мысли приводится множество самых разных примеров из нашей жизни, которые действительно являются случайностями. Жизнь человека, поворот его судьбы очень часто определяется случайными встречами и событиями. Но, как было сказано выше, нет чистых случайностей, каждое явление представляет собой единство необходимого и случайного. Ф. Энгельс указывал что, абсолютный разрыв случайного и необходимого насквозь метафизичен. Нельзя делить явления на необходимые и случайные. Необходимость и случайность существуют вместе. Одно и то же явление и необходимо, и случайно.

Вопрос 40. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Содержание и форма

Каждый предмет или явление имеет свое определенное содержание и соответствующую ему форму. Свойство объектов иметь содержание и форму является одним из наиболее общих свойств действительности. Содержание - это совокупность всех элементов объекта, его свойств, внутренних процессав, связей, противоречий и тенденций развития. Форма - это способ еырэжения содержания, способ связи элементов содержания. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи С этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю формы объекта. Внешняя форма всегда связана с определенными пространственно-временными границами существования вещи, а внутренняя форма характеризует способ связи элементов содержания вещи, ее свойств, противоречий и т.Д. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя форма всегда проявляется через внешнюю. Содержание общественного производства - его производительные силы, а форма - производственные отношения. Содержание атома химического элемента - «элементарные» частицы и процессы, связанные с их движением, а форма - порядок размещения этих частиц в атоме. Содержание живого организма - все процессы и изменения, происходящие в нем (процессы ассимиляции и диссимиляции, процессы дыхания, нервные процессы и вообще все изменения, происходящие и том или ином органе), а форма - его морфология, структура тела. Содержание и форма диалектически взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Это объясняется тем, что форма и содержание представляют собой стороны одного и того же предмета. Если есть содержание, оно обязательно имеет свою форму, и наоборот, любой форме соответствует определенное содержание. Или, как говорят, форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Нет предметов и явлений, у которых не было бы содержания и формы. Со взаимосвязью содержания и формы мы сталкиваемся на каждом шагу. Когда говорят: «Этот фильм бессодержателен», то имеют в виду не отсутствие содержания, а отсутствие надлежащего содержания. Говорят: «Внешность обманчива». О чем это говорит? Обычно «внешность» (г.е. форма) соответствует содержанию, но бывают случаи, когда не соответствует. Тогда «внешность» оказывается обманчивой. Очень важно соблюдение определенной меры, те. определенного соотношения содержания и формы в человеческих Отношениях. Здесь большое значение имеет не только «что» сказать (содержание), но и «как» сказать (форма). По существу, правильное замечание часто вызывает ответную, подчас злобную реакцию именно из-за того, «как» это было сказано. Как говорят, то же слово, да не так бы молвить. Имеет даже значение «как посмотреть» (форма), из-за этого часто начинается выяснение отношений. Итак, содержание и форма взаимосвязаны, их нельзя отрывать друг от друга. Но в жизни МЫ довольно часто сталкиваемся с отрывом содержания от формы. Прежде всего отрыв содержания от формы характерен для метафизиков. В частности, такой метафизический подход к форме и содержанию был у Аристотеля. Он считал, что содержание и форма первоначально существуют сами по себе, независимо друг от друга. И лишь впоследствии, при образовании какой-либо вещи, они вступают между собой в тесную связь. Так, чистым содержанием, лишенным какой-либо формы, у Аристотеля является «первая материя», материя, лежащая в основе всех вещей. Вместе с тем Аристотель выдвигает чистую форму - Бога, который у него выступает в роли формы всех форм. Примером отрыва формы от содержания является бюрократизм. Бюрократ игнорирует главное в работе _ ее содержание - и все внимание обращает на форму. В литературе и искусстве отрыв формы от содержания придание форме самодовлеющего значения ведут к формализму. Разновидностями формализма являются импрессионизм и абстракционизм. Напротив, недооценка формы в художественном творчестве ведет к вульгарному натурализму, к потере средств_выразительности и эмоционально-психологического воздеиствия. Но содержание и форма в искусстве должны находиться в единстве. Соотношение формы и содержания в искусстве как писал еще Д. Дидро, выражается законом незаметности формы. Форма не имеет права заслонять содержание, отвлекать внимание на себя. Смысл ее существования в том, чтобы выразить содержание. Совершенная художественная манера не видна. По аналогии - пример с красноречием. Подлинное красноречие незаметно. Если я замечаю ваше красноречие, значит вы недостаточно красноречивы. Мастерство художника, проявляющееся в создании формы, остается только мастерством, и не становится искусством, если это мастерство не передает жизни сердца и разума. Бывают картины прекрасные и приятные. В последних есть только высокое мастерство исполнения при отсутствии содержательности. Пустое - хорошо сделанные стихи; пустое - хорошо сделанная музыка, пустое - хорошо сделанная, хорошо написанная картина. итак, только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собои истинные произведения искусства. Но форма активна. Иногда благодаря форме люди

могут увидеть и заново пережить, казалось бы ', хорошо знакомое. Форма как бы высвечивает глубинный жизненный пласт сквозь внешне обыденную оболочку, то есть подлинно художественная форма помогает находить красоту рядом. Находясь в органической взаимосвязи, форма и содержание зависят друг от друга, но эта зависимость неравнозначна, определяющую роль в их взаимоотношениях играет содержание. Форма возникает, формируется не произвольно, а под непосредственным влиянием содержания, под его давлением. Даже то, как человек одевается, определяется содержанием, в данном случае его внутренним миром. Это обусловлено главным образом активностью содержания. В процессе развития более подвижным элементом является содержание, оно изменяется скорее. Затем, в зависимости от изменения содержания, изменяется и форма. На известной ступени развития возникает противоречие между новым содержанием и старой формой и это противоречие разрешается путем совершенствования старой формы и замены ее новой. В. И. Ленин писал, что в ходе развития происходит «переделка содержания и сбрасывание старой формы». Активность содержания хорошо видна на при мере развития общественного производства. Это развитие всегда начинается с содержания - производительных сил. Стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия труда, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений. В развитии живых организмов изменения начинаются обычно с изменения деятельности органов тела, с изменения их функций под влиянием условий среды. В то же время морфологическое строение органов, их форма в течение какого-то времени остаются без изменений. Но изменение функций рано или поздно при водит К тому, что изменяется строение органов. Хотя содержание и играет определенную роль по отношению к форме, но это вовсе не значит, что форма ведет себя пассивно, «послушно» следует за содержанием. Наоборот, раз возникнув, под воздействием того или иного содержания, форма приобретает определенную самостоятельность. Это проявляется в том, что форма, как правило, обладает большей устойчивостью, чем содержание. Изменение содержания не ведет к автоматическому изменению формы. Новое содержание в течение какого-то времени может сохранять прежнюю форму. Это говорит о противоречивости единства формы и содержания. В рамках единства формы и содержания возникают разнонаправленные тенденции. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) - тенденция к устойчивости. Наконец, относительная самостоятельность формы выражается в том, что она активно воздействует на содержание. Воздействие формы на содержание бывает двух видов. Форма или способствует развитию содержания, или тормозит это развитие. Когда форма соответствует содержанию, она является главным двигателем его развития. Когда же она не соответствует содержанию, форма препятствует его развитию. Поскольку это так, то многие процессы развития лучше понять, если объяснять их как «борьбу содержания и формы». Когда форма соответствует содержанию, а когда не соответствует ему? На первых порах развития форма всегда соответствует содержанию, дает содержанию широкий простор, оно начинает бурно развиваться. Но затем содержание в своем развитии достигает такой стадии, когда форма начинает его сковывать, тормозить его развитие. Так, старые методы управления производством (форма), коллективом тормозят развитие производства (т.е. содержание). В результате возникает несоответствие формы содержанию. И это в конце концов приводит к тому, что старая форма сбрасывается и обновленное содержание получает новую форму. Но эту форму постигает в будущем та же участь. И так без конца. Категории «форма» и «содержание» имеют важное научно-практическое значение. Познавая предметы окружающего мира, мы, как правило, стремимся познать их содержание. Но бывают такие случаи, когда познанию содержания способствует выявление и анализ формы, то есть форма оказывается необходимым инструментом научного познания. Необходимо, правда, отметить, что выделение формы в некоторых случаях оказывается крайне трудной задачей. В науке возникла особая проблема, называемая проблемой формализации. Так, в частности, изучаются формы языковых систем (понятий, предложений, теорий). Решение математических задач, оперирование химическими формулами позволяют получать знание о содержании материальных объектов. Особенно важно то, что формализация позволяет решение многих задач передать вычислительным машинам.

Сущность и явление

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предметов, скрытая от непосредственного наблюдения. Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ, потому что он лежит в основе всех жизненных процессов, определяет внутреннюю при роду всякого живого тела. Явление - это внешняя сторона предметов, доступная непосредственному восприятию. Явление - это такая сторона, которая может быть отражена непосредственно, при помощи органов чувств, а также косвенно, с помощью различных при боров.

Сущность, в отличие от явления, эмпирически не дана она может быть познана, установлена только на основе переработки материала человеческой практики, при помощи абстрактного мышления. Так, при помощи простого восприятия человек не может схватить движения со скоростью 300000 км/с, а мышление его схватывает, и должно схватить. Категория сущности очень близка к категории закона. В определенных границах сущность и закон непосредственно совпадают. Поскольку закон отражает внутренние, существенные связи, постольку он совпадает с сущностью. Сущность и явление между собой диалектически взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Каждое явление содержит в себе частицу сущности, а сущность раскрывается всегда через явление. Эта диалектическая связь сущности и явления выражается формулой: «Сущность является. Явление существенно». Эту мысль Гегель выразил так: «Сущность светится через явление». Взаимосвязь явления и сущности нашла отражение и в народных пословицах и поговорках. Так, говорят: «Глаза - зеркало души человеческой». Этот фактор широко используется и при диагностике различных заболеваний, когда по внешнему виду человека можно судить о его здоровье, по внешним признакам определить, чем он болеет. Вспомним иридодиагностику. Сущностью атмосферных осадков является насыщение атмосферы водяными парами, но она раскрывается через ряд явлений - град, дождь, туман и Т.Д. Ленин: «движение реки - пена сверху и быстрое течение внизу. Но и пена есть выражение сущности». Кроме пены быстрое течение реки обнаруживается через такие явления, как водовороты, волны, обратные течения и т.д.

Хотя сущность и проявляется, «светится через явление», но это не означает, что явление точно передает сущность. Сущность и явление непосредственно не совпадают, сущность в явлении не раскрывается полностью. В каждом явлении обязательно обнаруживается сущность, но не полностью, а только какая-то ее частица.

Если бы явление и сущность совпадали, тогда можно было бы ограничиться восприятием внешней стороны предметов и отпала бы необходимость в науке. Особенно резкое несовпадение, противоречие сущности и явления обнаруживается в кажимости, видимости, т.е. тогда, когда органы чувств дают нам картину, противоречащую сущности данного явления. Люди привыкли доверять тому, что они видят, но сущность часто оказывается иной, чем видят люди. В этих случаях возникают большие трудности в нахождении за кажущимся действительной сущности. Так, в течение многих веков люди, ограничиваясь непосредственно воспринимаемыми явлениями, были уверены, что Солнце движется по отношению к неподвижной Земле. В астрономии на этом была основана птолемеевская геоцентрическая система. Однако осмысливание накопленных астрономической наукой наблюдений привело к выводу, что движение Солнца вокруг Земли является лишь кажущимся, что действительное, скрытое от непосредственного наблюдения движение состоит во вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но этого действительного движения нельзя было бы раскрыть, если бы перед человеком не было движения кажущегося как момента проявления сущности. Итак, сущность выражается не только в тех случаях когда она более или менее совпадает с явлениями, но и тогда, КЩ9а имеет место противоречие между сущностью и формой ее проявления, т.е. кажимость, видимость. Оба случая представляют собой разные стороны внешнего, поверхностного, без которого нельзя раскрыть внутреннее, сущность. При анализе соотношения сущности и явления нужно отметить следующее. Явления богаче, чем сущность, потому что они более многообразны, охватывают все стороны предметов, в то время как сущность выражает лишь наиболее важное, устойчивое, необходимое в них. Однако сущность богаче явления в том смысле, что она позволяет раскрыть истинную природу вещи, отвлекаясь от всего случайного, второстепенного, несущественного. Взаимосвязи между сущностью и явлением выражают объективные законы действительности. «Сущность проявляется через явление», «Сущность не тождественна явлению» - это объективные законы. Когда эти законы познаны они начинают выполнять роль методологических принципов на базе объективного закона, говорящего об отличии сущности от явления, формируется требование не смешивать существенное с являющимся, не сводить познавательную деятельность к описанию явлений.

Вопрос 41. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Возможность - это потенциальное бытие, то, что еще не существует, но может появиться в силу объективной тенденции развития данного явления.

Действительность - это актуальное бытие, т. е. осуществленная возможность, то, что возникло в результате предшествующего развития. Все существующее в мире - это действительность. Категории возможности и действительности отражают очень важную сторону процесса развития, связанную с возникновением нового. Это новое, прежде чем появиться в действительности, существует как возможность, как потенция в недрах старого. Процесс развития и есть превращение возможности в действительность. Однако это превращение происходит только при определенных условиях. Не всякая возможность обязательно переходит в действительность. С точки зрения превращения возможности в действительность возможности бывают абстрактными (или формальными) и реальными. Абстрактная возможность - это та, которая в принципе существует, но не может быть реализована в данных конкретных условиях. Вероятность превращения ее в действительность близка к нулю. Очень многие события в принципе возможны, поскольку их появление не противоречит законам природы, в то же время они невозможны в данной конкретной ситуации, поэтому представляют собой лишь абстрактную возможность. Реальная возможность отличается от абстрактной тем, что она подготовлена самим ходом развития и вполне может превратиться в действительность при данных условиях. Вероятность превращения ее в действительность близка к единице. Но возможности не есть что-то постоянное, застывшее. Вероятность их превращения в действительность возрастает или уменьшается в зависимости от конкретных условий. Это значит, что абстрактная возможность с изменением условий может превратиться в реальную, а потом и в действительность. В настоящее время искусственное изменение климата или продление человеческой жизни до 150-200 лет являются абстрактными возможностями. Эти возможности пока не могут быть реализованы в силу целого ряда причин - как чисто научных, так и социальных. Но со временем эти абстрактные возможности могут стать реальными и в будущем превратятся в действительность. Идея алхимиков о превращении металлов в золото в XVIII в. была абстрактной возможностью. Но в настоящее время идея превращения одних химических элементов в другие - реальная возможность. космический полет 100 лет тому назад был абстрактной возможностью, а в настоящее время - это реальная возможность., Между возможностью и действительностью существует диалектическая взаимосвязь. Она проявляется в том, что возможность превращается в действительность, а действительность в свою очередь порождает все новые и новые возможности. Но превращение возможности в действительность носит противоречивый характер, ибо не всякая возможность превращается в действительность. связано с тем, что любой процесс, любое явление представляет со бой единство самых различных, в том числе и противоположных возможностей, тенденций развития. Какая из этих возможностей реализуется, зависит от действия внутренних и внешних по отношению к данной возможности, процессу факторов. И, что очень важно, реализация одной возможности означает зачеркивание других. Так, выбирая место жительства, профессию. Супруга, г.е. Осуществляя один выбор, мы зачеркиваем другие. Например. Простое ячменное зерно заключает в себе различные возможности. Оно может быть употреблено на изготовление пива и перестать существовать как таковое. Но оно же может развиваться, расти, если бросить его в землю и создать благоприятные условия для прорастания. Дерево может цвести и плодоносить, но может и погибнуть от сильного урагана. Следует иметь в виду, что характер превращения возможности в действительность неодинаков в природе и обществе. В природе он совершается независимо от человека, стихийно. 13 обществе, где действуют люди, ставящие определенные цели, возможность превращается 8 действительность только через сознательную деятельность людей, протекающую в определенных социальных условиях. При этом эта деятельность может ускорять или замедлять превращение возможности в действительность. Если она согласуется с объективными тенденциям и законами развития общества, то способствует общественному прогрессу. и наоборот. Прямо противоположно возможности понятие невозможности. Невозможностью в философском смысле называется то, что противоречит законам, объективным тенденциям развития природы и общества. Невозможно, например, чтобы камень, брошенный вверх, не упал обратно на Землю, ибо это противоречило бы закону тяготения. Невозможно вернуть прошлое, заставить время идти назад, ибо это противоречило бы закону необратимости хода времени, в соответствии с которым время течет только в одном направлении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь