Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 37. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ



Согласно закону отрицания отрицания развитие eсть цепь следующих друг за другом диалектических отрицании. Действительно, наблюдая развитие окружающего нас мира, мы видим, что на месте одних явлении и предметов появляются другие явления и предметы. Новые явления, которые появляются на месте старых, отрицают старые. Возникновение нового всегда связано с отрицанием старого. Например когда из семени появляется росток, то росток отрицает ceмя. Возникновение нового общественного строя означает отрицание старого, замену его новым. Такое преодоление старого новым и называется отрицанием.

Надо иметь в виду, что в ходе развития не всегда одно явление переходит в другое, а просто может иметь место переход явления в иное, высшее по сравнению с предшествующим качественное состояние, поэтому под отрицанием следует понимать и процесс превращения предмета в нечто существенно иное в силу свойственных ему внутренних или внешних противоречий. Любой предмет, процесс и явление рано или поздно подвергаются отрицанию. Поскольку это так, то отрицание носит всеобщий характер. Факт всеобщности отрицания никем не подвергается сомнению, потому что это очевидно. Но Понимание сути отрицания и его роли в процессе развития бывает различным. Различают диалектическое и метафизическое пони мания отрицания. Метафизическое понимание отрицания проявляется в полном отрицании преемственности с предыдущим этапом развития, в абсолютизации Момента деструкции, разрушения. Для метафизика отрицать что-либо _ это значит совершенно отбрасывать, перечеркнуть. Метафизики считают, что между Новым и старым имеет место Полное несовпадение, что между ними нет никакой связи. Так, с точки зрения метафизики, отрицание в неживой природе означает УНичтожение, разрушение чего-либо; в живой природе - смерть организма; в области Познания - категорическое отвержение ранее выдвинутого положения. Как же Понимает отрицание диалектика? В диалектике под отрицанием понимается также отбрасывание, уничтожение чего-либо, но при одновременном сохранении каких-то сторон. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новые явления не уничтожают ранее существовавшие явления начисто. Они сохраняют и включают в себя в преобразованном виде все положительное, что в них имелось. что нужно понимать под положительным? Положительное - это то, что необходимо для развития нового. В заключение надо сделать одно замечание. В философской литературе иногда встречается выражение «метафизическое отрицание». Можно подумать, что в самой природе есть такого рода отрицание. Это не так. В материальной действительности нет метафизического отрицания, а есть только деструктивные и конструктивные отрицания. «Метафизичность - это характеристика субъекта, его отношение к чему-то, его понимание чего-то; она может быть только в мышлении. В то же время можно говорить о «диалектическом отрицании», имея при этом в виду объективный диалектический процесс, объективную диалектику»

Отрицание отрицания. Как видим, всякое новое отрицает старое. Но на этом развитие не прекращается. Всякое новое само в свою очередь не остается вечно новым. Он6 тоже становится старым и уступает место новейшему. Происходит отрицание отрицания. Результат этого второго отрицания со временем снова будет отрицаться и так без конца. Следовательно, развитие представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний, как бы бесконечную замену, преодоление старого новым.

В процессе развития в силу этого нового (двойного) отрицания происходит как бы возврат к прошлому, некоторое повторение уже пройденного. Но вновь возникшее явление не повторяет полностью прежние, а представляет дальнейший шаг вперед, наряду с повторением отдельных элементов прошлого вносит что-то новое. Это обусловлено тем, что в новом явлении присутствует в снятом виде то положительное, что содержалось в старом.

мер, для создания диалектического материализма использовалась диалектика Гегеля (это положительное в его учении), в то же время подвергая отрицанию идеализм гегелевской философии. Поскольку диалектическое отрицание происходит с удержанием положительного, то это означает: 1) между новым и старым в процессе развития есть связь, Т.е. преемственность; 2) положительное сохраняется и используется для дальнейшего развития. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие черты. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники и культуры. Все эти примеры показывают, что диалектическое отрицание не равносильно простому уничтожению предмета. Оно представляет такое отрицание, которое предполагает возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания. Если мы зерна пшеницы превратим в муку, размолов их, то эта, конечно, будет отрицанием, т.к. вместо зерен появится мука. Но такое отрицание исключает возможность дальнейшего развития зерен, потому что размолотые зерна уже не обладают способностью к произрастанию. Следовательно, в данном случае будет иметь место не диалектическое отрицание, а простое уничтожение зерен.Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге» указывал, что «в диалектике отрицать - не просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом». Образно выражаясь, диалектическое понимание отрицания есть такое «нет», которое одновременно содержит в себе «да», Т.е. единство отрицания и утверждения. Развивая это положение, В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях», что для марксистской диалектики характерно и существенно не голое, не зряшное (скептическое) отрицание, а отрицание как момент связи и развития, как удержание всего ценного и положительного. Такое единство отрицания и ут-

Для подтверждения этой мысли Ф.Энгельс приводит следующий пример. Стебель, представляющий отрицание зерна, в свою очередь подвергается отрицанию. В результате этого нового отрицания образуется колос со многими зернами. В результате отрицания отрицания вместо одного зерна появляется много зерен, т.е. происходит переход на более высокую ступень развития. Здесь в результате двойного отрицания произошло повторение, т.е. возврат к старому, и в то же время произошел качественный скачок. Итак, в ходе отрицания одних предметов или качественных состояний другими осуществляется повторение пройденного на новой, более высокой основе. В связи с этим возникает вопрос: «Сколько отрицаний необходимо для того, чтобы развивающееся явление повторило пройденную ступень? ». В простейших случаях возвращение назад, повторение исходного качественного состояния осуществляется через два отрицания. Например, через два отрицания достигается повторение первоначального состояния в развитии зерна. В этом случае развитие как бы характеризуется троичностью, т.е. имеет трехступенчатый характер или имеет три стадии: 1 - исходный пункт (тезис), 2 - отрицание исходного пункта (антитезис), 3 - отрицание отрицания (синтез)..

Но возврат назад, повторение пройденного через два отрицания не является единственной формой проявления закона отрицания отрицания. Повторение пройденного может осуществляться и через большее число отрицаний. То, что в результате отрицания отрицания происходит якобы возврат к старому, но это старое никогда не повторяется полностью, а повторяется на более высокой ступени, является выражением того, что развитие представляет собой не прямую линию, не круг, а спираль со все более и более расширяющимися витками. А следовательно, развитие, если изобразить его графически, имеет форму спирали. Форма спирали для выражения отрицания отрицания взялась не случайно. Спираль удачно «схватывает» такие стороны развития, как преемственностъ, повторяемость, поступательность и восходящий характер развития. Каждый новый виток спирали представляет собой более высокую ступень развития и вместе с тем является как бы возвратом к пройденному, как бы повторением предыдущего витка спирали. Каждый новый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует бесконечность развития, бесконечность восхождения от низшего к высшему. Особенности прогрессивного развития. Закон отрицания отрицания охватывает только прогрессивное, восходящее развитие систем. Сфера его действия ограничивается прогрессивным, восходящим направлением развития материальных систем, он не действует в регрессе. Характеризуя закон отрицания отрицания, нельзя не отметить, что понимание развития как поступательного, восходящего от низшего к высшему процесса в философии и естествознании установилось не сразу. Долгое время господствовали различные метафизические представления, согласно которым в природе нет поступательного развития, а развитие происходит по замкнутому кругу, как простое повторение одного и того же через определенные интервалы времени, с возвратом к исходной точке. Но в то же время эти представления имели определенные основания, ибо люди постоянно наблюдали повторяемость природных явлений. Это вращение Земли и других планет вокруг Солнца, смена фаз Луны, вращение Земли вокруг своей оси, смена времен года, чередование дня и ночи, приливы И отливы, смена поколений и Т.Д. На Земле был обнаружен круговорот воды. Вода, испаряясь из водоемов в виде пара, концентрируется в облака, а затем вновь возвращается на Землю в виде дождя и снега, питающих реки и моря. Казалось, что во всех явлениях природы можно найти возврат к исходному состоянию и бесконечное повторение одних и тех же процессов. В ХVШ в. идея круговращения

была применена не только к объяснению природы, но и к истории общества.

Кроме того, прогрессивное поступательное развитие природы протекает очень медленно. Человеку в течение своей жизни не приходится сталкиваться с проявлениями этого развития. А факт повторяемости явлений он наблюдает постоянно. Вот именно в этом заключаются корни метафизического подхода к процессу развития. Именно здесь корни теории вечного циклического повторения, движения по кругу с возвратом в исходную точку. Суть этой метафизической концепции - в признании качественной неизменности вещей, природных явлений. Иногда эта мысль проводится более утонченно. Признают определенные качественные изменения, но считают, что они строго повторяются через определенные промежутки времени. И получается так, что развитие оказывается не появлением нового, а бесконечным повторением одних и тех же качественных состояний. Такой метафизический подход к пониманию природных явлений господствовал примерно до середины XIX в. В середине XIX в. во взглядах на развитие Солнечной системы, Земли, ее коры, животного мира и человеческого общества начинает побеждать идея исторического, поступательного развития. Большую роль в этом сыграли учения И. Канта о происхождении Солнечной системы, М.В. Ломоносова и Ч. Лайеля о развитии Земли, Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Такой процесс прогрессивного, поступательного развития, происхождение от низшего к высшему - СЛОЖНЫЙ, диалектически противоречивый процесс. Он характеризуется рядом особенностей: 1. Неодолимость нового. Прогрессивное развитие характеризуется неодолимостью нового, тем, что новое постоянно идет на место старому. Под новым понимается то, что прогрессивно, более совершенно и жизнеспособно, то, что постоянно растет и развивается. Так, в растительном и животном мире старые органические формы уступают место более новым и совершенным. Точно так же одни общественные формации появляются, другие исчезают. Новое неодолимо потому, что 1) вытекает из закономерностей самого хода развития действительности и лучше соответствует объективным условиям. Новое всегда имеет свое будущее и содержит в себе новые источники и силы для дальнейшего развития; 2) всякое новое побеждает старое потому, что оно опирается на опыт, накопленный в ходе предшествующего развития. 2. Ускорение прогресса в ходе времени. «Чем выше, тем быстрее идет дело», - писал Энгельс, имея в виду объективность ускорения развития любой материальной системы по мере ее подъема на более высокие ступени зрелости (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. т.20. С. 620). Эта закономерность хорошо видна на истории развития Земли, истории развития живых существ на Земле, а также на примере человеческого общества. Например, из трех миллиардов лет, приходящихся на период существования жизни на Земле, за одну десятую часть этого времени пройден весь путь от амфибии до человека. Из миллиона лет с момента появления человека 97% времени ушло на формирование вида Ноmo sapiens. Каждая последующая общественная формация имела значительно большие темпы своего формирования и развития. З. Регрессивное развитие отдельных его частей.

Это связано с тем, что прогрессивное поступательное развитие есть сложный путь и никогда не представляет собой прямую линию, а содержит в себе зигзаги, временные отклонения в сторону и даже назад. В поступательном развитии переход от низшего к высшему есть всего лишь общая тенденция, которая пробивает себе дорогу через многочисленные отклонения в сторону. Широко известны слова Н.г. Чернышевского, который писал, что история не представляет собой тротуара Невского проспекта. Отклонение в сторону или даже назад в процессе поступательного развития связано с тем, что новое прокладывает себе дорогу в ожесточенной борьбе со старым, и старое, пока новое еще не набрало силу, может задержать развитие нового, а иногда одержать над ним победу. То, что прогресс целого всегда сопровождается регрессом частей, элементов, проявляется во всех областях действительности: а) эволюция органического мира в целом (прогресс) сопровождается вымиранием отдельных видов. Кроме того, как писал Ф. Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях»; б) в истории общества регресс и прогресс тоже связаны самым тесным образом. Например, скачок от первобытного общества к обществу классовому сам по себе является прогрессивным и абсолютно необходимым для последующего развития общества. Но в то же время этот прогресс сопровождался регрессом во многих отношениях. И прежде всего это был регресс в положении подавляющей массы трудящегося населения, которая из свободных общинников превращалась либо в рабов, либо в крепостных крестьян. Регресс в данном случае заключается в том, что с появлением классового общества появились самые грубые и бесчеловечные формы эксплуатации человека человеком; в) современная научно-техническая революция, будучи в целом прогрессом, сопровождается такими явлениями, как загрязнение окружающей среды и т.д., что, несомненно, является регрессом. В связи с особенностями прогрессивного развития возникает вопрос: существует ли какое-либо определенное направление развития всего мирового процесса? Нет, мировой процесс в целом не имеет определенного направления развития. Если бы таковое было, то следовало бы признать его начало и конец. В действительности мировой процесс, взятый в целом, не имел ни начала, ни конца.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь