Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Буддизм, его происхождение и развитие. Хинаяна и махаяна. Чань- и дзен-буддизм.



Буддизм возник в 6 веке до н. э. в Индии. В то время там шел процесс разложения родоплеменных отношений.

Приверженцы буддизма связывают возникновение своей религии с деятельностью конкретного человека -- индийского принца Сиддхартха из племени шакья Гаутамы, чья личность, как и личности основателей других религий, окружена множеством легенд, из которых очень трудно вычленить рациональные моменты. История Гаутамы-Будды. Будда (умудренный, просветленный высшим знанием).

Мифологическим прообразом Будды и главным действующим лицом его учения стал Бодхисаттва. Это персонаж, принявший решение спасти все живые существа от страданий. На своем пути Бодхисаттва принимает облик не только человека, но и любого другого существа. В конечном счете, согласно легенде, накопив нужные свойства, он принимает решение родиться в облике человека и проповедовать путь спасения.

Сторонники Будды стали создавать монашеские общины, существовавшие в основном за счет подаяния верующих.

В I веке н. э. буддизм разделился на два направления: хинаяну (узкий путь спасения) и махаяну (широкий путь спасения). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жизни населения разных регионов Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к существованию за пределами этой страны. Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которого можно достичь лишь через уход от мира, то есть принятие монашества с его аскетическим образом жизни, отшельничеством. Махаяна признает возможность спасения не только для монахов, но и для мирян, при этом подчеркивается необходимость спасать других, активная проповедническая деятельность и воздействие на различные сферы общественной и государственной жизни. Преодолев аскетические крайности хинаяны, затруднявшие распространение буддизма, махаяна вышла далеко за пределы Индии и Юго-Восточной Азии: проникла в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Европу. Именно махаяна стала основой для возникновения множества местных толкований и учений, движений и течений буддизма. Будда был превращен в божество, в честь которого стали сооружать храмы и совершать ритуальные обряды.

Термины хинаяна и махаяна

Термины хинаяна (Малая колесница, или Умеренная колесница) и махаяна (Великая колесница, или Обширная колесница) появились в «Сутрах о праджняпарамите» («Сутры о далеко ведущем распознающем осознавании», «Сутры совершенства мудрости»). Эти два понятия довольно уничижительны, поскольку они возвышают махаяну и принижают хинаяну. Однако альтернативные термины также не лишены недостатков, поэтому я буду пользоваться здесь именно этой, более традиционной терминологией.

Хинаяна (от санскр. - " Малая колесница", или " узкий путь" спасения) направление в буддизме, последователи которого сосредотачивают внимание прежде всего на внутреннем самосозерцании и мудрости. Они избегают философско-космогонических спекуляций; придерживаются догматов первоначального буддизма, написанные на языке пали; признают Будду человеком, который нашел путь к спасению. Основной упор они делают на личном спасении, что может быть достигнуто только через уход от мира, то есть при условии принятия монашества. Хинаяна распространена, главным образом, в тех странах, куда мигрировало население Восточной Индии - Шри-Ланки. Со временем в хинаяне появился сложный торжественный культ (например, поклонение " зубу Будды" ), получили значительное распространение массовые паломничества к святым местам и т.д..
Махаяна (от санскр. - " Большая колесница", или " широкий путь" спасения) провозглашает возможность спасения не только монаху, но и любому мирянину, если тот соблюдает обеты духовного совершенства, читает молитвы, творит заклинания, получает помощь со стороны монахов и одаривает их, оказывает милостыню бедным. Монахи ускоряют спасения людей культовыми мероприятиями бодхисатв (от санскр. - Тот, чьей сущностью является знание). Они могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого на основе милосердия к живым существам, изменять их карму на более благоприятную.
Бодхисатвы в махаяне - святые, достигшие " порога" нирваны, но последнего шага к ней не делают, отказываются от помощи ради спасения других людей. В раннем буддизме бодхисатвы считался только Сиддхартха Гаутама, но только до того момента, как он " просветлел" и стал Буддой. Позже буддистский пантеон пополнился большим количеством бодхисатв. Согласно учению махаяны, каждый мирянин может стать бодхисатвы и проявлять свои сверхъестественные силы и возможности в ответ на человеческие молитвы и заклинания, содействовать людям в преодолении мук сансары. Наиболее почитаемыми бодхисатвами в махаяне есть Манджушри (олицетворение высшей трансцендентальной мудрости), Ваджранапи (олицетворение власти) и Авалокитешвара (олицетворение добра).
Значительное место в махаяне занимает учение о Рае. Таких Раев есть несколько. Они подробно и красочно описаны в литературе махаяны, в проповедях архатов, изображенные в произведениях живописи и скульптурах. В махаяне Будда из мудреца-учителя превратился в типичное божество, а бодхисатвы на его эманации. Вообще последователи махаяны истолковывают жизнь и учение Будды несколько произвольно. Они больше всего озабочены соболезнованиями, учат о том, что спасение одного человека зависит от совокупности милосердия других, их идеал - Будда-спаситель. Согласно учению махаяны, спасение достигается через веру в Гаутаму, который возвысился и стал божеством, а также веру в других святых, которые стали бодхисатвами. Поэтому для спасения очень полезно проговаривать вслух их имена. Махаяна стала основой для некоторых школ и течений за пределами Индии, в том числе для ламаизма.

Чань-буддизм, чань (кит. 禪 ), образовано от «дхьяна» (санскр. ध ् य ा न, dhyā na IAST, «сосредоточение, созерцание») — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая[1]. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век). Во времена династии Цин школа Чань пришла в упадок. В XX веке широкую известность в мире получила японская школа дзэн, после чего китайские, корейские и вьетнамские школы стали также называть соответственно «китайский дзэн»[2][3][4][5], «корейский дзэн» и «вьетнамский дзэн»[6].

Китайское слово «чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна), что означает «отстранённость» или «избавление»[7]. На практике изначально это означало методы созерцания или медитации, которые указывал канон Хинаяны (дзэн Малой Колесницы) и махаянский канон (дзэн Большой Колесницы)[8]. Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло вКитай из Индии ещё во II веке до н. э. Развившись и укоренившись в Китае, чань оказал сильное влияние на соседние страны — Корею, Японию и Вьетнам.

Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Исследования историков показывают, что точное время, когда были сформированы эти принципы, нельзя установить, однако принято считать, что их фундаментом стало учение Бодхидхармы[9].

Дзэн, дзен[1] (от яп. 禅; санскр. ध ् य ा न, дхья́ на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏ н) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма[2][3][4], сформировавшаяся в Китае в V—VI веках[5] под большим влиянием даосизма[6] и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее[3]. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания[7] или учение о просветлении, появившееся на основе буддийскогомистицизма[8]. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии[9], имеющая свою национальную специфику[10] и пришедшая из Китая в конце XII века[9]. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики[11].

Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики[12]. Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии[3].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь