Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идея материи и ее развитие в истории философии и естествознания.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, взаимодействующей с человеком и существующей независимо от его сознания. Идея первоосновы всех явлений природы появилась в ранней философии Греции. Первобытное, мифологизированное сознание было лишено такой идеи. Когда — в условиях достаточно развитой цивилизации — у интеллектуальной части общества появилась потребность в знании общих и отдаленных причин происходящих в природе событий и процессов, философы занялись поиском их универсальной субстанции. Появилась задача — определить элементы, к которым, в конечном счете, сводятся все возможные вещи окружающего мира — появление научного подхода к объяснению природы. Он предполагал распознание внутреннего через внешнее, целого — благодаря частям, следствия — по его причине. Т.е. объяснение природы из нее самой, а не с помощью фантастических домыслов на ее счет, как в мифологии и религии. Античные варианты определения материи открываются перечнем отдельных, чувственно воспринимаемых “стихий”, которые первыми философами (VII–V вв. до н.э.) предполагались искомой субстанцией. Так, согласно Фалесу первоматерией является вода, из которой и в которую, в конечном счете, все на свете превращается. По Анаксимену — воздух; у Гераклита — огонь; Эмпедокл же считал материю дискретной и к названным трем “стихиям” добавлял четвертую — землю. Эти “стихии” могут существовать как сами по себе, так и в разнообразных смесях, что и обуславливает разницу отдельных вещей. Анаксимандр, ученик Фалеса, на роль субстанции выдвигал не какое-то определённое телесное начало, а “апейрон” — некую бесконечную, ненаблюдаемую среду пребывания отдельных тел. С точки зрения же Пифагора в основе всего мира лежит число, т.е. его количественные, геометрические пропорции. Идя таким — аналитическим путем, мысль неизбежно уходит от наглядных и конкретных впечатлений к геометрическим конфигурациям и математическим замерам материальных объектов. «Математика – свободная игра разума, язык действительности». Следующий шаг на данном пути сделал Анаксагор, выдвинувший на роль субстанции так называемые “гомеомерии”. Т.е. сами себе подобные, только мельчайшие, копии больших тел (так, скажем, яблоко состоит из малюсеньких, невидимых глазу яблочек). Ввел принцип фракталов – «всё во всём» Демокрит - основатель атомического учения. Считал первоосновой всего атом как мельчайшую, далее неделимую частицу любого вещества. Из множества атомов состоит каждое тело. Разница их обликов объясняется различным качеством, конфигурацией атомов и траекторий их движения в пустоте. Даже боги и души людей состоят из атомов, только особенных — огненных, самых активных. Атомистическая теория строения природного вещества послужила идейным фундаментом теоретического и экспериментального естествознания в Европе на протяжении тысячи с лишним лет. Еще дальше на абстрагирующем направлении в определениях субстанции пошли философы-идеалисты. Родоначальник объективного идеализма — Платон. Для него “воздух, эфир, вода и прочие нелепости” натурфилософов — всего лишь бледные отражения высшей, нематериальной, зато абсолютно совершенной реальности, которую составляет Разум. У каждой отдельной, воспринимаемой с помощью органов чувств человека, вещи имеется в том идеальном мире свой прототип, некая “идея” или же “форма”. Она, как матрица наследственности в современной генетике, предопределяет возникновение, облик и время существования любой вещи. Понятия, категории в голове человека складываются в качестве воспоминаний о прежнем существовании вечной души. Хотя у Платона сразу нашлись авторитетные критики (начиная с Аристотеля), идейное влияние объективного идеализма присутствует не только в богословии, но и в естествознании. Однако магистральное направление развития естественных наук лежало на стороне материализма. В XVII–XVIII вв. под него подводится научный фундамент. Галилео Галилей придумал лабораторный эксперимент для объективного, безусловно доказательного изучения природных явлений. Исаак Ньютон разработал математический аппарат для точного их описания и, главное, строгого выражения, символической записи законов, которым они подчиняются. Классическая механика, созданная Ньютоном, стала первым образцом подлинно научной теории. С её помощью не только описывается поведение природных тел в прошлом и настоящем, но и предсказывается, что с ними случится в будущем — при определенных для законов этой теории условиях. Все дальнейшие открытия классической науки применяли этот метод и эту теоретическую схему к новым классам явлений. Так, Дж. Максвел раскрыл сущность электромагнетизма, включая полевую природу света. Антуан Лавуазье своей теорией горения сделал науку из химии, а Роберт Бойль с помощью корпускулярной теории (т.е. усовершенствованного атомизма) позволил в дальнейшем правильно объяснять остальные химические процессы, преодолеть домыслы алхимиков. Ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн в 1838–39 гг. выдвинули клеточную теорию единого строения всех тканей растений и животных. В итоге, классическая наука довольно быстро, на протяжении XIX в. объяснила практически всё, что во Вселенной доступно нашим органам чувств, к тому же усиленным оптическими и прочими приборами. На этом этапе развития философии и естествознания материя отождествлялась с веществом. Известный просветитель барон Поль Анри Гольбах в трактате “Система природы” (1770) дал обобщающее определение материи в этом её идейном контексте: “По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-либо образом на наши органы чувств”. В начале XX в. ту же самую мысль настойчиво повторял В.И. Ленин. Рассуждения о материи помогали ему в то время бороться с политическими конкурентами — философами-идеалистами в собственной коммунистической партии. “Объективная реальность, данная нам в ощущениях” — такое ленинское определение материи. Между тем поистине революционные открытия 1890-х – 1900-х и последующих лет в физике обусловили переход к неклассической науке, для которой материя снова стала достаточно загадочной и противоречивой. 25. Общая типология религиозности. Ее ранние (первобытные, языческие); этнические (национальные); мировые; модернизированные варианты. Напомню, что вера в богов и поклонение им сразу после своего возникновения приобрели разнообразные, но достаточно типичные формы. К числу самых ранних форм религии относятся: · анимизм (одушевляющий природу); · тотемизм (усматривающий сверхъестественную связь человека с ней в виде животных и птиц); · фетишизм (верящий во влияние отдельных предметов на судьбу человека); наконец, · магия (колдовство, чародейство) — символические действия (заклинания, жертвоприношения, т.п. обряды), стремящиеся повлиять на ход реальных событий. Из этих относительно простых элементов религиозности, их переплетения складываются все ее более развитые виды. По масштабу своего распространения на Земле они делятся на мировые (международные) и национальные (этнические). Образцами национальных религий могут служить: индуизм, возникший в глубокой древности среди племён, живших по р. Инд, сложившийся на основе брахманизма (см. дальше) и до сих пор объединяющий большинство жителей Индии; Рассмотрим несколько определений религиозности. 1. Религиозность понимается как воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп (Угринович). 2. Религиозность трактуется как определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний (Ж. Т. Тощенко). 3. Религиозность определяется как качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений (Яблоков). Ведь варианты отношения людей к религии и церкви разнообразны: · истинно верующие — систематически исполняющие церковные обряды и вполне сознающие их смысл; таких прихожан, а может быть, и самих священнослужителей теперь явное меньшинство — годы массовой атеизации, прогресс культуры и её же частичное вырождение отвадили от религии, как, впрочем, и от духовной культуры вообще, одичили значительную часть населения; · свободно верующие в Бога как своего личного покровителя; прибегающего к молитве в трудные минуты жизни; но не часто утруждающие себя посещением храма и тем более исполнением религиозных обрядов, пока всё у них идёт своим чередом; · якобы верующие — для них по сути нет религии, они думают, что знают церковь, но в действительности ее атрибуты для них — не более, чем мода на определенную одежду и стиль поведения; такие носят нательный крестик поверх платья и бегают в храм только перед экзаменом или другим жизненным испытанием, поставить свечку — заплатить за очередную порцию удачи); · индифферентные к религии люди, которые или от большого ума, или, наоборот, от дремучего невежества вполне равнодушны к церкви и её призывам; обходятся какое-то время без Бога; · свободомыслящие личности сомневаются в правоте богословия, стоят выше религиозных догматов, но уважают выбор верующих людей и своего скептицизма никому не навязывают; на Западе их называют агностиками, потому что доказать им, что Бог есть так же невозможно, как и то, что Бога нет; · атеисты, напротив, пытаются вести борьбу с религией и церковью, применять к верующим, в зависимости от меры своей власти, те или иные репрессивные меры; · религиозные фанатики, точно также как атеисты, опираются на насильственные меры, только приобщающие к вере новых поклонников или по крайней мере уничтожающие ей же противников. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы