Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение христианства. Разделение христианской церкви на католицизм, православие и протестантизм. Общее и особенное их вероучения и культа.



Идейные предшественники, отчасти соперники христианства по-своему реагировали на кризис греко-римского мира, всё усиливавшийся под конец старой эры. Эти варианты философии и религии в чём-то они предвосхищали христианство, в чём-то уступали ему, но и подготавливали умы к восприятию такого рода новых для античного мира идей и надежд. «Зерно» поучения Иисуса упало на почву, подготовленную для его триумфального роста.

Ещё в Греции периода её расцвета появились тайные общества, поклоняющиеся мифическому певцу и музыканту Орфею. Орфики переосмысливали весь пантеон олимпийских богов в мистико-символическом духе: из яйца Хроноса (Времени) родился Эрос (божество любви и света), создавший этот мир и населивший его богами и людьми. Душа человека обречена вечным перевоплощениям, но их круг может быть сокращён или даже прерван правильной жизнью — презрением к нуждам плоти, аскезой. Высшей наградой за аскетизм служит блаженное бессмертие. Совершая свои мистерии в глубокой тайне, последователи орфизма не покушались на устройство полиса и власть императора. Но намечали идеи будущего христианства — неокончательности смерти, загробного воздаяния по земным делам, возможности бессмертия для всех праведников.

Многие восточные религии опирались на эсхатологические идеи — грядущей катастрофе этого несовершенного мира, приходе спасителя людей, который утвердит новый, окончательный и справедливый порядок (греческое слово э́ схатос означает «крайний», «конечный», т.е. будущие и завершающие времена мира и человека). На такого спасителя уповал зороастризм — персидская поначалу религия.

Названные мысли плотно впитал в себя иудаизм — религия древних евреев. Они верили, что бог Яхве заключил с их предками договор (завет), согласно которому тех, кто выполняет 10 заповедей Торы ожидает будущее царство справедливости (знаком «завета» служил обряд обрезания правоверных). Иудеи ожидали спасения от конкретного лица — избранника божия (помазанник — по-древнееврейски машиах; по-гречески мессия или христос). Согласно пророчествам, таким избранником должен был стать кто-то из потомков царя Давида (того ведь сам бог посвятил, помазал в цари). Еврейский народ ожидал прихода такого избавителя много веков, начиная примерно с середины I тысячелетия до новой эры. Евреев неоднократно изгоняли и переселяли более сильные соседи, поэтому идеи Ветхого завета сначала собирались повсюду, а затем повсюду же распространялись на Ближнем Востоке, который служил тогда своего рода буфером между Востоком и Западом.

Место и время появления и первоначального развития христианства не случайны. Эта религия ознаменовала смену двух огромных этапов развития европейской цивилизации — античного на средневековый. Если же ещё учесть последующие периоды истории Европы, Западного мира в целом, то именно христианство оказалось подходящей теорией, наилучшей идеологией этой истории, западной культуры. Но не надо думать, что рассматриваемая доктрина, система ценностей возникла в готовом виде раз навсегда. Как всегда бывает в духовной жизни общества, подходящая идеология опирается на что-то в прошлом, впитывает в себя властные импульсы настоящего и предугадывает будущее, отчасти подстраиваясь под него, отчасти его же предопределяя. Так вышло и с христианством. Не стоит воспринимать канонические Евангелия как документально точное изложение событий. На этом настаивает церковь — это её право и дело. Не надо впадать и в противоположную крайность — объявлять всё это мифом, сказкой. Так утверждали скептики, атеисты (Вспомним булгаковского Берлиоза). Все писания первых поколений христиан неоднократно переписывались, отбирались и редактировались. Множество деталей и оценок в этих текстах перепутано или выдумано. Но для потомков неважны эти детали (например, в каком именно городе родился Иисус, принадлежал ли его отец к царскому роду, был ли он причастен к рождению сына или же выступил просто номинальным его родителем, и т.д. — такого рода подробности, скорее всего, привнесены в текст Святого писания позднее, исходя из представлений древних евреев о своём Спасителе).

Иисус Христос — основоположник христианства. Иисус — греческий перевод (по-еврейски Иешу́ а) имени религиозного проповедника из Назарета — небольшого города в области Галилее, на севере Палестины. В 20-е – 30-е гг. I века новой эры в этом регионе Ближнего Востока располагалась одна из провинций Римской империи — Иудея. Еврейским народом здесь жёстко правили наместники (прокураторы) императорского Рима (в указанный момент представлявшие власть императора Тиберия). С римскими оккупантами сотрудничали местные цари Иудеи и священники столичного Иерусалимского храма, осуществлявшие функции внутреннего управления страной. Тут, как и во многих других провинциях позднего Рима, обострялись социальные конфликты, боролись разные политические группировки. Свои политические и экономические интересы они выражали в религиозной форме. Среди иудеев выделилась группа фарисеев — ревностных учителей иудаизма, знатоков Ветхого Завета будущей Библии и комментариев к нему — Талмуда. Они представляли средний класс еврейского общества. За сотрудничество с Римом, открытость другим народам выступали саддукеи — идеологи жреческой аристократии. Эти не отличались религиозным фанатизмом, воспринимали подходящие для себя идеи греко-римского мира. Заговорщики-«зилоты» (по-еврейски «кинжальщики) готовили террористические нападения на римских военнослужащих.

Бедные слои народа не находили идейной поддержки ни у тех, ни у других, ни у третьих. Поэтому то и дело появлялись религиозные диссиденты — критики иудейского жречества, проповедники религиозной реформы. Одним из них и был Иисус, прозванный своими последователями Христос — греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. «помазанник», в смысле «избранник» (истинного Бога, его посланец к людям, спаситель их душ для вечной жизни на том свете). Такого посланника Божия евреи давно ожидали, надеясь, что он освободит их от гнёта Рима и, более того, покорит еврейскому государству Израилю другие народы. Так пророчествовали их ветхозаветные мудрецы. Однако Иисус не оправдал таких теократических ожиданий. Он призывал не к политической революции, а к духовному преображению людей. Поэтому за ним последовала лишь небольшая часть еврейского народа и его учение — христианство утвердилось в качестве международной религии уже за пределами Палестины. Сами евреи его не приняли прежде всего потому, что новый учитель проповедовал не еврейский национализм, исключительность, а интернационализм, всечеловечность. Тем не менее, большинство догматов заимствовано христианами из иудаизма, конечно, в несколько переделанном виде.

Союз христианской церкви и государства (Римской империи) установился на разделении функций государства и церкви. Образно говоря (словами Иоанна Златоуста), «императору вверены тела, а иерею души» подданных. В гражданских и уголовных делах граждан судит государственная власть, а в вопросах нравственности и веры как представители властей, так и граждане подчиняются духовенству. Политическая практика, однако, в разные периоды, в разных странах устанавливала союз церковной и светской властей неодинаково. Это привело к существенной разнице в развитии этой религии на Западе и на Востоке Европы.

В конце IV в. Римская империя политически разделилась на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). Вследствие этого, в 867 г. произошёл разрыв между папой Римским Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. Это означало раскол христианства на западное и восточное. Раскол стал необратимым после 1054 г., когда патриарх Керруларий и легат папы Льва IX Гумберт взаимно отлучили один другого от церкви (признали схизматиками, т.е. раскольниками). Схизма возвела идейный и политический барьер между праволсавием и католицизмом. На Западе Европы, где господствовал латинский язык, образовалось католичество (по-гречески «всеобщая», затем «соборная», «самоуправляемая» церковь). Здесь до сих пор (в Италии, Испании, Португалии, Франции, Польше) господствует римско-католическая церковь. Римские папы долгое время боролись за превосходство своей власти над государствами латинского Запада. В результате Запад распался на множество сравнительно небольших государств, а в папской власти осталось лишь карликовое государство Ватикан.

По той же причине чрезмерных претензий папизма на международное владычество от католичества в результате Реформации XVI века отделился протестантизм (совокупность церквей, упростивших и удешевивших христианское богослужение — лютеранство, баптизм, меннониты, методисты, кальвинизм, англиканство, их варианты-секты). Разные варианты протестантизма доныне господствуют в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, США, ряде бывших колоний и зависимых от Запада стран. Все протестанты признали единственным источником Библию, которую они переводят на все национальные языки. Каждый протестант обязан сам читать и истолковывать Библию, священники им практически не нужны; отменяется поклонение святым, их мощам, иконам, даже кресту; их храм по скромности своего убранству приближается к обычному дому; обряды приобретают сугубо символический смысл, несколько более значимый только для крещения и причащения; спасение души достигается у протестантов не добрыми делами, а исключительно личной верой в Бога.

На Востоке же бывшей Римской империи, где государственным языком стал греческий, утвердилось православие (т.е. «правильно славящее Бога», «имеющее правильный взгляд на него», ортодоксальное) или же греко-кафолическая церковь. И католицизм, и православие признали, что божественная и человеческая ипостаси Христа находились в равновесии. За разницей богословских взглядов (на соотношение лиц Святой Троицы) и обрядовых практик отдельных частей христианства стояли, конечно, различия в культуре, экономических и политических интересов разных государств и их социальных элит.

Православие восторжествовало первоначально в Восточно-Римской империи — Византии. Главой этой церкви выступал патриарх (по-гречески «родоначальник») Константинопольский. Власть патриарха над церковью не была абсолютной; авторитет общецерковного собора — собрания глав остальных церковных округов стоял выше авторитета патриарха. Кроме того, патриарх, в отличие от папы Римского, безусловно подчинялся светской власти императора. На Востоке государство почти всегда преобладало над церковью. Это помогло созданию здесь крупных и долговечных империй (вроде Византии, Руси). Свои патриархи первоначально имелись и в Иерусалиме, Александрии (Египет), Антиохии (Сирия). В православном мире с самого начала его образования допускалось богослужение не только на греческом, но и на местных языках. Поэтому православие из Византии довольно рано проникло к ее соседям — в Грузию (V в.), Болгарию и Сербию (в IX в.); а в X в., через южных славян к восточным, на Русь.

Православие исповедуют в настоящее время большая часть следующих народов: греков, болгар, сербов, македонцев, черногорцев, русских, украинских, белорусов, румын, грузин. Разумеется, православные верующие и храмы имеются и в других частях света. Всего сейчас насчитывается 15 автокефальных (т.е. самоуправляемых) церквей: Константинопольская (главным образом православные греки, живущие в мусульманской Турции); Александрийская (Египет); Антиохийская (Сирия и Ливан); Иерусалимская (Палестин); Русская (расколотая после революции на Московский патриархат, заграничную — карловацкую церковь, затем еще Украинский патриархат); Кипрская; Грузинская; Сербская; Румынская; Болгарская; Элладская (Греция); Польская; Словацкая; Американская; Албанская.

Все православные церкви похожи: у них общее вероучение, порядок богослужений (в частности, пение без музыкального сопровождения); чины (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, диакон, священник) и одежды священнослужителей; убранство храмов. Главу каждой Церкви избирает Поместный собор из всех церковных иерархов; епископа назначают (рукополагают) другие епископы; епископ, в свою очередь, рукополагает священников своей епархии (церковной провинции). Православное духовенство делится на чёрное и белое (по цвету верхнего платья). Белое — это приходские и прочие священники (им разрешено и даже предписывается жениться). Чёрное — монахи, полностью посвятившие себя Богу, — давшие обеты безбрачия, нестяжания (отказа от личной собственности), послушания (уставам монастырей). Посты епископа и более высокие могут занимать исключительно лица монашеского звания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь