Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема генезиса философии в системе культуры. Предмет философии и его историческая динамика.



Проблема генезиса философии в системе культуры. Предмет философии и его историческая динамика.

Основные концепции генезиса философии:

- мифогенная – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

- гносеогенная – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

- гносеогенно-мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии – совокупность развитой мифологии, зачатки наук и обыденное мышление.

Философия формировалась и развивалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и элементами преднауки. Осмысление процессов и явлений окружающего мира вело к возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания, а рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.

Говоря о философии как о науке, необходимо отметить, что она соответствует определенным критериям научности: объективности; рациональности; доказательности; особой системности знания, т. е. это не простая упорядоченность, а упорядоченность по осознанным принципам.

Научная философия требует строгого обоснования своих утверждений, но характер их обоснования иной, чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Словом, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Философия (по существу) – это наука, предметная специфика которой состоит в познании и формулировании наиболее общих законов возникновения, функционирования, развития и взаимодействия Природы, Общества и Человеческого мышления.

Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Философия, по его мнению, — это знание, лишенное чувственной конкретности, знание " о причинах и начале", " о сущности", " о сущем как таковом вообще". Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в кон. XVI - нач. XVII в., когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук — сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т.д. Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии.

Философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему " человек — мир" в целом и состояние, в котором она находится. Ее объектом являются – природа, общество, человек; предметом – мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект-объектного отношения, иначе говоря, отношения " человек – мир".


Понятие мировоззрения, его структура и типы

М ировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Выделяют 3 ступени мировоззренческого освоения мира:

- мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.

- мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Оно может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего.

- миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.

Все три ступени неотделимы друг от друга, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нем место человека.

Традиционно выделяются три исторических типа мировоззрения:

1) Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы. Следствием этого было очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов Космоса. Мифологическое мышление выражалось не только в повествованиях, но и в действах (танцах, обрядах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный.

Возникновение 2) религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особое «существо». Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхествественное. Ядром религиозного мировоззрения являются религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких) или в существование священного (сверхъестественного).

3) Философия – это мировоззрение, включающее в себя и научные знания. Философия формирует целостную систему взглядов на мир, общество, человека, его место в мире. Как всякое мировоззрение, философия способствует формированию определенного отношения к миру, его оценки с точки зрения принимаемых идеалов. Философия всегда носит личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата. Открытые в науке законы, несмотря на то, что они носят имена открывших их ученых, выступают в виде объективных, общепризнанных, имеющих безличностный характер истин. В философии, в отличие от науки, существует множество идей, систем, взглядов, плюрализм (множество) мнений, здесь знания всегда несут на себе отпечаток личности, индивидуальную неповторимость, многообразия, специфичности стиля философствования и оригинальности используемого языка.


 

Философия русского космизма

Оригинальным духовно-теоретическим феноменом русской философии выступает русский космизм, сложившийся в России в конце 19 - начале 20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления: религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский); методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский).

Первое направление видело в человеке божий замысел; второе - рассматривало человека как космическую планетарную силу. Для методологически-философского направления главной становится идея А.Чижевского о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей. В качестве сквозных для космизма философских идей можно рассматривать идею всеединства, идею незавершенности развития мира и человека, понимание человечества как органичной части космоса, идею активности, внутренне присущей человеку, идею вечной жизни (в богочеловечестве). Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса. Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все будущие поколения (Федоров). В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

 


Философия экзистенциализма

Экзистенциализм – это философия существования, возникшая в начале ХХ века и выдвинувшая на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия. Уже название данной школы заключает в себе программу: заменить классическую философию сущностей философией человеческого существования. Мировоззрение экзистенциализма соединяет четыре философские тенденции:

1) философско-теологические размышления С. Кьеркегора;

2) иррациональная философия жизни от Ницше до Дильтея;

3) феноменология Э. Гуссерля, М. Шелера;

4) религиозно-иррациональные идеи Н. Бердяева и Л.Шестова.

Исходным понятием экзистенциализма является заимствованное у Кьеркегора понятие экзистенции, понимаемое им как «бытие – между». Этим пониманием подчеркивался промежуточный характер экзистенции, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек.

По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция – это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Основными модусами человеческого существования являются забота, страх, решительность, совесть, – все они определяются через смерть. Постигнув себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, и это накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Определяя экзистенцию через конечность, экзистенциализм трактует как временность, точкой отсчета которой является смерть. Историчность человеческого существования в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой оно вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических качеств, – все это выражение ситуационного характера экзистенции. Временность, историчность, ситуационность – модусы ее конечности.

Другим важнейшим проявлением экзистенции является трансцендирование. С точки зрения религиозного экзистенциализма, трансценденция открывается в акте веры и трансцендентное есть Бог. Согласно Сартру и Камю, т.е. атеистическому экзистенционализму, трансценденция – это нечто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции.

Поиски человеком смысла жизни проходят 3 этапа, каждому из них соответствует определенный тип бытия. По Кьеркегору, становление человека – это движение от эстетического способа бытия к этическому и затем – к религиозному.

Свобода – это выбор человеком своего бытия, накладывающая на него ответственность за все, что происходит в мире. Человек таков, каким он себя выбрал, он есть проект самого себя (Сартр).

Характеристикой экзистенции является интенциональность, т.е. направленность на потустороннее бытие, «ничто». Пограничная ситуация – это состояния эмоционального стресса, связанного с переживанием страха смерти и абсурда жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия (трансценденцией – потусторонним бытием, непостижимым).


22.

25. Бытие и материя как фундаментальные философские категории. Эволюция представлений о материи в философии и науке

Бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности. «Бытие» противопоставляется " небытию". Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.

Типы бытия: к идеальному (духовному) бытию относятся явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории - и составляющие содержание субъективной реальности. К материальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Материальное и идеальное бытие обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое.

Для обозначения объективно-реального бытия в философии традиционно используют категорию материи (от лат. materia - вещество). Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Понятие материи возникает еще в эпоху античности в результате поиска некой первоосновы всего бытия, первоначальной сущности, начальном материале, из которого состоят все тела и предметы. С точки зрения античных философов, материя - это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов, и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы. Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и т.д. Этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку механика служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических) и даже социальных процессов. В середине XIX в. научный и общественный прогресс создал предпосылки диалектического понимания сущности мира. На первый план в рамках диалектического материализма выдвигается лишь одно абсолютное свойство материального бытия - его существование вне и независимо от какого бы то ни было духовного начала. Иными словами, главным критерием материального существования становится его свойство быть объективной реальностью. Этим качеством обладают вещи и явления природы и общества, а также их свойства, связи и отношения. В последнее время в учебной и научной литературе намечается и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая концепция материи — покажет будущее.

 


Субъект и объект познания.

Субъект-объектное отношение выступает в качестве базовой структуры познавательной деятельности.

Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений. Это фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Принято различать объект и предмет познания, где предмет – понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке.

В рамках классической гносеологии существуют два основных подхода к решению объект-субъектных отношений:

- объективно-натуралистический подход (Бэкон, Локк, Дидро) отталкивается от объекта как источника и основания познавательной деятельности. Объективная реальность воздействует на наши органы чувств, при этом познание, если оно не искажено заблуждениями и предрассудками, выступает как зеркальное отражение действительности. Достоверность знаний подтверждается их опытной проверкой. В качестве гаранта всеобщности истины здесь выступает природа, единые законы организации которой обеспечивают и единообразие чувственного опыта как источника познания, и универсальность научных знаний.

- Субъектно-рефлексивный подход (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) акцентирует творческий статус субъекта, разум которого выступает в качестве наиболее достоверного и безусловного начала познания. Универсальные научные законы не могут быть выведены из ситуативности опыта. Всеобщность рациональных истин обеспечивается единой природой идеальных оснований сознания. Проверка истины осуществляется посредством рациональной рефлексии над полученными знаниями.

Неклассическая гносеология отличается следующими позициями: 1) объект скоррелирован с познавательными установками субъекта, зависим от точки наблюдения, используемых познавательных средств, 2) субъект всегда интегрирован в определенный социокультурный контекст, 3) творческий статус субъекта по отношению к объекту, где достоверность познания обеспечивается практической эффективностью знаний.

В контексте неклассических интерпретаций субъект-объектных отношений можно выделить социально-практическую (рассматривает объект познания как элемент общественно-исторической практики, которая выступает основой, целью и критерием познавательной деятельности), лингво-семантическую (делает акцент на языке как универсальном познавательном средстве) и гуманитарно-диалогическую (ориентирована на исследование специфики субъект-объектной связи в социально-гуманитарном познании) стратегии.

Постнеклассическая философия во многом развивает герменевтический проект «множественности интерпретаций». Говоря о «смерти субъекта» как носителя унифицированной логики разума, она предпринимает попытку встречной реабилитации объекта. Субъект-объектная оппозиция характеризуется своеобразным челночным переходом субъекта в объект и обратно, изменяя расстановку акцентов в зависимости от конкретной ситуации.


38. Формы чувственного и рационального познания

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия – синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

41.

Структура научного знания

Формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, научное открытие, теория, закон, научная картина мира.

Фактом называется фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий.

Научное познание начинается с накопления фактов.

Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого. Гипотеза — это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.

Под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями.

Теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов. Научная картина мира – обобщенное представление об изучаемой реальности через призму наиболее существенного знания всей науки или конкретной фундаментальной науки.

 

Специфика научного познания

Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления. Цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Научное познание ориентируется на практику. Это сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм. В этом типе познания используется специальное научное оборудование и существует строгая доказательность научного знания, существует особый научный язык.

 

Структура научного познания

- эмпирический уровень – дает сведения о внешних сторонах и связях исследуемых

объектов, фиксирует и описывает их. Оно осуществляется главным образом с помощью методов наблюдения и эксперимента.

- теоретический уровень – раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений,

рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Важнейшие формы теоретического знания – проблема, гипотеза, теория. Между этими формами знания есть зависимость: сначала возникает проблема, затем выдвигается гипотеза, происходит проверка гипотезы, построение новой теории (если гипотеза подтвердилась), возникновение новой проблемы.

- метатеоретический уровень. В современном научном познании в зависимости от

характера объектов познания, методов и средств их изучения, выделяют два основных вида научных исследований: фундаментальные теоретические исследования, направленные на познание глубинных законов действительности с целью их возможного практического применения в будущем, и прикладные научные исследования, которые направлены на познание конкретных форм проявления объективных законов, решение проблем не только познавательного, но и социально-практического характера.


 

Содержание формы; часть и целое, система

Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты. Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути структуре).

Предметы и явления действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание – вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма – внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений. Форма и содержание неразрывно связаны между собой.

Но в процессе познание бывает необходимым детальнее рассмотреть то, из чего состоит содержание. В этом случае мы оперируем категориями " часть" и " целое". Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессе, явления и некоторые являются сторонами содержания. Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей. Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим.

По своему строению можно выделить следующие три вида целостности.

Первый вид это неорганизованная целостность или конгломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами частей. Например, куча камней. Удаление большого числа частей не меняет сущности кучи, конечно до известной меры, с нарушением которой, куча как определенное качество исчезает.

Второй вид целого организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствами частей. Примерами организованного целого являются федеративные государства и т.д. В организованном целом выделение частей не означает еще их уничтожение, они могут существовать и самостоятельно. Хотя целое при этом может и качественно измениться. Третьим видом является органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого и частей. Примерами такого целого являются главные самоорганизующиеся системы. Надо сказать, что в микромире понятия " часть" и " целое" теряют свой смысл, т.к. нельзя говорить, что элементарные частицы состоят из других элементарных частиц, хотя и происходят их взаимопревращения при взаимодействиях. В процессе познания, перехода от сущности первого порядка к более глубокой, часто приходится обращать внимание на характер внутренних связей внутри целого. Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осуществляются указанная организация называются элементами.

Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в

свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы. Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими. Этого требует диалектический, методологический принцип учета всеобщих связей для всестороннего познания конкретных материальных образований.

Философия культуры

Культура - от лат. «возделывать, воспитывать, образовывать».

Современные концепции:

- аксиологическая рассматривает культуру как систему общезначимых ценностей. Они составляют свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеческой деятельности, определяя тем самым регулятивные правила поведения личности.

- семиотическая – понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система – это язык. Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами. Акцент здесь делается на самодостаточном статусе языка, что определяем идеологически-репрессивную функцию языка по отношению к индивидам и культуре в целом. Фактически язык организует социальное пространство, определяя устойчивую матрицу мировоззрения, коммуникации и деятельности в той или иной культуре.

- психоаналитическая – рассматривает культуру как результат сублимации (трансформации) бессознательных импульсов. В качестве «Сверх-Я» культура аккумулирует в себе комплекс социально-значимых эталонов и запретов поведения, образующихся в процессе антропогенеза и воспроизводящихся в каждом индивидуальном опыте социализации личности. Выступая как репрессивно-сдерживающая надстройка по отношению к бессознательному, культура одновременно генетически производна от него. Феномены культуры понимаются как символическое проявление бессознательных интенций и желаний.

- деятельностная (марксизм) – определяет культуру как продукт человеческой деятельности, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором является именно предметно-практическая деятельность, в результате которой создается «вторая природа», определяющая особенности собственно человеческой среды обитания.

- игровая – связывает истоки и законы функционирования культуры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная концепция указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере.

- экзистенциально-диалогическая – центрирует культуру на феномене человека. Если человек – это «сера всех вещей», то культура – мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности. Критикуя феномены массовой культуры, экзистенциализм апеллирует к необходимости творческого конституирования собственных смысловых горизонтов и ценностей. Индивидуализируя творчество, данная концепция одновременно подчеркивает статус Другого в осуществлении собственного проекта. Именно в пространстве диалога Я и Другого происходит осознание своей уникальности, но одновременно и универсальности, что предопределяет подобную «уникальную универсальность» всякого культурного творчества или феномена в целом.

По сферам выделяют:

- материальную культуру, которая ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления);

- духовную культуру, которая ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени.

Проблема генезиса философии в системе культуры. Предмет философии и его историческая динамика.

Основные концепции генезиса философии:

- мифогенная – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

- гносеогенная – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

- гносеогенно-мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии – совокупность развитой мифологии, зачатки наук и обыденное мышление.

Философия формировалась и развивалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и элементами преднауки. Осмысление процессов и явлений окружающего мира вело к возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания, а рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.

Говоря о философии как о науке, необходимо отметить, что она соответствует определенным критериям научности: объективности; рациональности; доказательности; особой системности знания, т. е. это не простая упорядоченность, а упорядоченность по осознанным принципам.

Научная философия требует строгого обоснования своих утверждений, но характер их обоснования иной, чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Словом, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Философия (по существу) – это наука, предметная специфика которой состоит в познании и формулировании наиболее общих законов возникновения, функционирования, развития и взаимодействия Природы, Общества и Человеческого мышления.

Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Философия, по его мнению, — это знание, лишенное чувственной конкретности, знание " о причинах и начале", " о сущности", " о сущем как таковом вообще". Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в кон. XVI - нач. XVII в., когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук — сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т.д. Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии.

Философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему " человек — мир" в целом и состояние, в котором она находится. Ее объектом являются – природа, общество, человек; предметом – мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект-объектного отношения, иначе говоря, отношения " человек – мир".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь