Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древнеиндийская философия: специфика и основные школы



Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными (брахманистскими) и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относились джайнизм, буддизм и школа чарваков – локаятиков.

Джайнизм зародился в русле отшельнической традиции, полемизировавшей с ортодоксальным ведизмом. Тем не менее, доктрина джайнизма усваивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о наличии души у всего, что существует в мире.

Религиозная доктрина буддизма складывалась в полемике с ортодоксальной брахманистской идеей субстанциональной души атмана. Если в большигстве брахманистских традиций атман рассматривается как временна форма высшей духовной субстанции, сотворившей мир через серию эманаций, а освобождение атмана трактовалось как его слияние с космическим творящим началом, то буддизм выдвинул идею отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала.

Брахманистские системы возникают в полемике с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира. Ньяйя (" вхождение в предмет" ) - философская школа, изучающая механизм познания и определяющая правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Вайшешика (" философия различий" ) - система, родственная ньяйя. Она исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Школа санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов (первоначал): " пуруша" - начала, подобного духу, и " пракрити" - материи. В результате взаимодействия пассивного, обладающего сознанием " пуруша" и активной " пракрити" возникает мир. Санкхья является теоретическим основанием для йоги - практической методики для достижения освобождения. Однако, в отличие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества. В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального - пракрити. Веданта (" завершание Вед" ) - учение, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Ее доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения.

Для индийской философии характерны учения о сансаре и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней. Этот феномен получил название " реинкарнация" - переселение душ.)


 

4. Философия Древнего Китая: основные направления

Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежевываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интенсивного развития, как это было в Древней Индии, поскольку была иная культура, где религиозность не занимала существенного места. В Древнем Китае не было жречества как особого социального института, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царями – ваннами. Поэтому философия Древнего Китая оказалась больше под влиянием мифологии и обыденного знания.

Появление философии в Древнем Китае представляло шесть основных школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) школа закона (" фа-цзя" ), по европейски – легизм; 4) даосизм; 5) школа " инь-ян" (натурфилософы); школа имен (" мин-цзя" ). При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объяснялось тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, или Кун-Фу-Цзы, живший в (551-479 гг. до н. э.). Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: человек обладает изначально злой природой; движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Основателем даосизма считается Лао-цзы – старший современник Конфуция – полулегендарная личность. Центральное понятие " дао" - не просто путь развития и нравственно-политическое поведение человека, а всеобъемлющее мировоззренческое понятие, суть их онтологии. Дао – это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего не только в Поднебесной, но и в самом мире. Но " дао – не только первоначало и первооснова, но и всеобъемлющий закон мироздания. Еще один важный термин даосизма - у-вэй - недеяние, отсутствие целенаправленной деятельности. Даосы, провозгласив отказ от своевольного целеполагания и высмеяв веру в исчерпывающее знание, выразили в отрицательном понятии " у-вэй" принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство), ни с прагматических (легизм) позиций.


5. Философия Древней Греции (досократовский период)

Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э. Первый период в развитии древнегреческой философии - досократовский. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее, гилозоизм (одушевление неживой природы), доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира). Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности. Поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии.

Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями заключался прежде всего в том, что общую первопричину всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову, или " архе", всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве " архе", из чего все возникает и во что все разрешается, " апейрон" т.е. " беспредельное" – нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы, Анаксимен, считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения – в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Для первых " физиков" характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, во многом ставшем продолжателем философских идей Милетской школы. Согласно Гераклиту все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей (ключевой закон диалектики - наиболее важное философское открытие Гераклита). Не случайно Гераклит считал первоначалом огонь (огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса), а движущей силой всех процессов считал борьбу: " война (борьба) есть отец всему и мать всему".

Значительный шаг на пути освобождения философии от влияния мифологического сознания был сделан представителями Элейской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Именно у элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению.

 


6. Философия Древней Греции (классический период)

Софистическое движение (450-350 до н.э.) завершило эволюцию досократического мышления и заложило основания следующего этапа развития греческой философии. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором, который учил: вещи таковы, какими они кажутся всякому из нас; все есть истина; человек есть мера всех вещей. Софисты выдвигали тезис об относительности закона и доказывали, что каждый обладает правом использовать любые средства для удовлетворения своих желаний.

Классический период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля.

Важнейшую роль в развитии античной философии сыграл Сократ. Он совершил поворот в греческой философии от космоса к человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он и начинает свою философию с фиксации этического момента, в некоторых случаях едва не отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот) и тем самым предельно сближая предметы философии и этики. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому. Любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах его ученика – Платона. Его учение – первая в истории философии форма объективного идеализма. Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей – миру идей. Земные, материальные, несовершенные, преходящие предметы – лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа.

Историческое значение философии Аристотеля заключается в том, что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о " чистых идеях"; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

Аристотель может рассматриваться как основатель систематически построенной и научно обоснованной философии, которая пыталась охватить все области человеческого опыта.

Развитие идей Сократа происходило и в рамках так называемых сократических школ, таких, как мегарская и элийская школы, у киников и киренаиков.


7.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь