Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение как способ существования материи



Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение». Для движения как атрибутивного свойства бытия характерны: объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость. Движение абсолютно, но в «чистом» виде, как «движение вообще» оно не существует. Оно может существовать лишь в конкретных, относительных формах, каждая из которых обладает особыми, специфическими свойствами. Покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. До тех пор, пока бытие сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается «самим собой», оно может существовать, изменяться, двигаться.

Типы движения. Всякое изменение материального объекта сопровождается перемещением его частей или частиц, и наоборот, всякое перемещение материального объекта означает то или иное изменение системы объектов, в которой он является частью или частицей. Отношение перемещения и изменения взаимно, одно неразрывно связано с другим. Поведение – сложное органическое движение в пространстве, органическое единство перемещения и покоя. Развитие – сложное органическое движение во времени, органическое единство изменения и сохранения.

Классифицировать формы движения пытались многие мыслители прошлого, но впервые вывод о качественном многообразии форм движения, в связи с конкретными видами материи и их взаимосвязью, предложил Ф. Энгельс. Опираясь на достижения естествознания XIX века, он выделил пять основных форм движения: механическую, которую он рассматривал как пространственное перемещение тел; физическую, куда он включил теплоту, свет, электричество и магнетизм; химическую, рассматриваемую как движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества; биологическую, жизнь как способ существования белковых тел, и общественную, куда включалось и мышление. Разработанную Энгельсом систему классификации форм движения материи, которая легла в основу классификации наук XIX века, можно представить в виде следующей генетической связи:

механическая > физическая > химическая > биологическая > социальная

Современная наука открыла новые структурные уровни и формы организации бытия, особенно в микро- и мегамире, и соответственно возникла необходимость внести уточнения и коррективы в классификацию Энгельса. Наши представления об основных формах движения и их специфике значительно расширились, но выработанные Энгельсом принципы их классификации сохраняют свое методологическое значение. Это, во-первых, требование соотнесения формы движения с определенным видом бытия. Каждому структурному уровню организации бытия, о которых мы говорили выше, соответствует своя качественно определенная форма движения. Второй принцип классификации форм движения устанавливает генетическую взаимосвязь между ними, объясняет, каким образом возникли " высшие" формы движения на основе развития " низших". И, наконец, третий принцип классификации подчеркивает качественную специфику каждой формы движения и несводимость высших форм к предшествующим в генетической связи и развитии (принцип антиредукционизма).

Движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, - есть развитие. Развитие может быть связанным с качественным преобразованием данного вида бытия. Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др.

Роль техники в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса

Техника – исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь 1) трансформацией природного материала, 2) продолжением работающих органов человека.

Научно-технический прогресс (НТП) – беспрерывное развитие науки и техники, обусловленное потребностями производства, возрастанием и усложнением общественных потребностей. НТП состоит из двух параллельных процессов: научного прогресса как процессов обновления знаний технического (технологического) прогресса как изменения характера тактически используемого оснащения и оборудования.

В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

В своем развитии НТП прошел несколько этапов:

1-ый этап – первая промышленная революция конца XVIII – начала XIX в. Переход к машинному производству на научной основе.

2-ой этап – вторая промышленная революция конца XIX – начала XX в. Развитие производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей.

3-ий этап – третья промышленная революция середины XX в., переросшая в научно-техническую революцию (НТР).

В последние десятилетия XX века начали складываться признаки нового четвертого этапа промышленной революции. Его основные черты: преобразование технологии производства на основе электроники; регулирование в возрастающих масштабах биологических процессов и систем; комплексная автоматизация производства; новые виды энергетики; технология изготовления новых материалов и др.

Социальные последствия научно-технической революции можно свести в такие основные группы: обострение экологической обстановки; изменение взаимоотношений в системе " человек — техника" (человек становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто руководит технологическим процессом); изменение содержания и характера труда (увеличивается доля творческих, исследовательских функций); рост высококвалифицированных работников, занятых обслуживанием техники; повышение требований к культурно-технической и интеллектуальной подготовке кадров; концентрация населения в городах, переход из сельского хозяйства в сферу промышленности, а затем в науку, образование, обслуживание; углубление миграционных процессов, увеличение свободного времени, возможностей гармонического развития личности; " интернационализация" общественных отношений в силу международного разделения труда, цен на мировом рынке и т. д.; интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, потеря человеком эмоциональности; проблемы биологической и психологической адаптации человека в экстремальных условиях.


Философия культуры

Культура - от лат. «возделывать, воспитывать, образовывать».

Современные концепции:

- аксиологическая рассматривает культуру как систему общезначимых ценностей. Они составляют свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеческой деятельности, определяя тем самым регулятивные правила поведения личности.

- семиотическая – понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система – это язык. Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами. Акцент здесь делается на самодостаточном статусе языка, что определяем идеологически-репрессивную функцию языка по отношению к индивидам и культуре в целом. Фактически язык организует социальное пространство, определяя устойчивую матрицу мировоззрения, коммуникации и деятельности в той или иной культуре.

- психоаналитическая – рассматривает культуру как результат сублимации (трансформации) бессознательных импульсов. В качестве «Сверх-Я» культура аккумулирует в себе комплекс социально-значимых эталонов и запретов поведения, образующихся в процессе антропогенеза и воспроизводящихся в каждом индивидуальном опыте социализации личности. Выступая как репрессивно-сдерживающая надстройка по отношению к бессознательному, культура одновременно генетически производна от него. Феномены культуры понимаются как символическое проявление бессознательных интенций и желаний.

- деятельностная (марксизм) – определяет культуру как продукт человеческой деятельности, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором является именно предметно-практическая деятельность, в результате которой создается «вторая природа», определяющая особенности собственно человеческой среды обитания.

- игровая – связывает истоки и законы функционирования культуры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная концепция указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере.

- экзистенциально-диалогическая – центрирует культуру на феномене человека. Если человек – это «сера всех вещей», то культура – мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности. Критикуя феномены массовой культуры, экзистенциализм апеллирует к необходимости творческого конституирования собственных смысловых горизонтов и ценностей. Индивидуализируя творчество, данная концепция одновременно подчеркивает статус Другого в осуществлении собственного проекта. Именно в пространстве диалога Я и Другого происходит осознание своей уникальности, но одновременно и универсальности, что предопределяет подобную «уникальную универсальность» всякого культурного творчества или феномена в целом.

По сферам выделяют:

- материальную культуру, которая ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления);

- духовную культуру, которая ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь