Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозная философия 20 века в контексте европейской культуры
Неотомизм - это одно из влиятельных направлений западно-европейской философии XX в. Эта философия восходит в своих основах к учению схоласта Фомы Аквинского, а также существенно опирается на учения отцов церкви. Так же, как и средневековый томизм, современный неотомизм не является единым и монолитным философским учением. Существует большое число школ и направлений внутри неотомизма, которые в большей или меньшей степени модернизируют, пересматривают учение Ф. Аквинского, заимствуя при этом идеи других философских направлений (феноменология, экзистенциальная философия, критический реализм и др.). Наиболее влиятельное направление внутри неотомизма - это так называемый " экзистенциальный" томизм, наиболее значительные представители которого Жак Маритен и Этьен Жильсон. Главная составляющая неотомистского учения - это онтология - философская теория бытия. Онтология классического неотомизма исходит из различия бытия " самого по себе" (esse) и " существующего" (ens) - т.е. всего того, что не есть само бытие, но лишь обладает бытием - то, чему присуще бытие. Это различие ведет к своеобразному дуализму бытия и сущего. Бытие - есть то, что существует само по себе или " из самого себя", тогда как сущее - есть лишь нечто, наделенное бытием или приобретшее бытие. Иными словами, различие между бытием и сущим есть различие между нетварным и тварным бытием, между богом и миром. Бог, таким образом - есть чистое бытие, или бытие как таковое. Бытие составляет сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность есть само бытие. Философия, таким образом, не только может и должна доказывать существование Бога, но и, исследуя частичные подобия Бога в тварном мире, может также познавать отчасти и божественную сущность. Однако такое познание неизбежно ограничено - конечный ум человека не в состоянии охватить бесконечной полноты божественного бытия. Тейярдизм - учение французского философа и палеонтолога Пьера Тейяр де Шардена. Согласно его теории, сочетавшей в себе естественнонаучные и христианские элементы, целью умственного и общественного развития человечества является его полное духовное единство, которое он называл " точкой Омеги". Де Шарден развил своеобразную метафизику эволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нисколько не противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, в конечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенных существ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов, молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и его нервной системы. В отличие от своих предшественников, де Шарден полагал, что человек привносит с собой новое измерение во Вселенную. Он называл это рождением рефлексии: животные просто знают; а человек знает, что он знает, то есть обладает " знанием в квадрате". Следующей ступенью эволюции является социализация человека. Современная технология, урбанизация и средства сообщения все больше сближают людей; политические, экономические и духовные связи людей растут в геометрической прогрессии. По мысли де Шардена, органическая эволюция представляет собой ряд прогрессивных синтезов, которые должны привести к слиянию с Богом. Когда человечество и материальный мир достигнут финальной точки эволюции, наступит парусия, или Второе пришествие Христа. Де Шарден утверждал, что основная цель Христа – привести физический мир к космическому искуплению, а победа над злом – лишь сопутствующее обстоятельство. Зло – это растущая боль внутри космического процесса; беспорядок, который устраняется в процессе постижения. 24. Психоанализ и философия (З. Фрейд, К.Г. Юнг) Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд. Фрейд ввел новое измерение в философию. Он обратился к анализу психики вообще и сформировал на его основе представления о субъективной реальности человека. Фрейд выделил в психике следующие сферы: - бессознательное («Оно»), определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений; - сознательное («Я») – это ум человека, его «эго». Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром. «Я» стремится сделать «Оно» приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями «Оно»; - посознательное («Сверх-Я») – это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Если «Оно» обусловлено генетически, «Я» - индивидуальным опытом, то «Сверх-Я» есть результат влияния других людей. Важным элементом теории была идея о существовании в недрах Оно вечных подсознательных инстинктов. Сознательное Я и подсознательное Сверх-я стремятся подчинить себе сферу бессознательного Оно. При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной конфликтов. Поиск решения достигается путем сознательного овладения желаниями, либо непосредственным их удовлетворением, либо сублимацией. Сублимация — это особый вид отклонения инстинктов (либидо) от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией объяснял Фрейд возникновение религии, искусства, общественных учреждений. Сублимация, по Фрейду, проявляется в творчестве, поэтому с позиции сексуальных взглядов он анализировал творчество Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Достоевского. Наиболее известным последователем З.Фрейда были: основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг, основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер, основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм Райх, немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, потому их концепция получила название неофрейдизма. 22. 25. Бытие и материя как фундаментальные философские категории. Эволюция представлений о материи в философии и науке Бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности. «Бытие» противопоставляется " небытию". Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует. Типы бытия: к идеальному (духовному) бытию относятся явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории - и составляющие содержание субъективной реальности. К материальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Материальное и идеальное бытие обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Для обозначения объективно-реального бытия в философии традиционно используют категорию материи (от лат. materia - вещество). Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Понятие материи возникает еще в эпоху античности в результате поиска некой первоосновы всего бытия, первоначальной сущности, начальном материале, из которого состоят все тела и предметы. С точки зрения античных философов, материя - это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов, и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы. Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и т.д. Этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку механика служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических) и даже социальных процессов. В середине XIX в. научный и общественный прогресс создал предпосылки диалектического понимания сущности мира. На первый план в рамках диалектического материализма выдвигается лишь одно абсолютное свойство материального бытия - его существование вне и независимо от какого бы то ни было духовного начала. Иными словами, главным критерием материального существования становится его свойство быть объективной реальностью. Этим качеством обладают вещи и явления природы и общества, а также их свойства, связи и отношения. В последнее время в учебной и научной литературе намечается и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая концепция материи — покажет будущее.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы