Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные проблемы в философии марксизма



Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с " головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма. Основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание). Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду. Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность. Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования. Важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека. Развитие происходит по законам диалектики — 1) единства и борьбы противоположностей, 2) перехода количества в качество, 3) отрицания отрицания.

Суть исторического материализма в следующем. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение). Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений. Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.


Философия позитивизма. Основные исторические формы и характерные особенности

Как философское направление позитивизм оформился в 30-е гг. XIX в. и связан с именем французского мыслителя О. Конта. В начальной интерпретации Конта позитивизм обозначал особое требование, которое предъявлялось к философии и заключалось в том, чтобы, отказавшись от поиска общих сущностей как занятия бесплодного, «метафизического» и, сняв вопрос о первооснове мира (основной вопрос философии) как неразрешимый, обосновать положительную науку, построить систему бесспорных и точных, полезных и удобных для применения знаний. Для обоснования своих идей Конт разработал концепцию эволюции познания, согласно которой познание в своем развитии последовательно проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивисты считают, что нет никакого смысла ставить вопрос, почему случается или существует то или иное явление. Задача науки — дать ответ, " как" они существуют.

Идеи классического позитивизма получили свое дальнейшее развитие в трудах Маха и Авенариуса, а также в философии эмпириокритицизма. Обратив внимание на проблему относительности научных знаний, позитивисты второго поколения сделали вывод о том, что построить научную картину мира вообще невозможно. Относительный характер научных истин обернулся у них релятивистским утверждением о невозможности существования истины вообще.

Дальнейший отход от мировоззренческих проблем наблюдается в неопозитивистских течениях. Характерные особенности неопозитивизма проявляются в трактовках его представителями предмета и функций философии, обосновании аналитических операций науки, решении проблем истины. В силу этого неопозитивизм выступил с претензией сформулировать принципиально новое понимание предмета философского исследования.

В соответствии с общей методологической установкой неопозитивисты трактуют науку как " метанауку", как область, далекую от практических проблем, как " чистую" науку. Единственной задачей науки они объявляют анализ языковых форм научных знаний. Отсюда все традиционные философские проблемы, включая и основной вопрос философии, неопозитивисты отклоняют как псевдонаучные. Не признают они за философией и статуса науки, занятой познанием наиболее общих законов развития объективного мира и человеческого мышления. Философия в представлении неопозитивистов есть учение о логическом конструировании мира в науке, т.е. философия сводится к одному из своих разделов — логике. Так, Л. Витгенштейн вообще рассматривал философию как одну из отраслей филологического знания и видел ее предназначение в том, чтобы помочь распутать клубок разных значений и смыслов слов. Следовательно, философия должна отказаться от попыток понять общие законы развития мира, а философ, если он желает свободно теоретизировать по любым проблемам, не должен быть ни материалистом, ни идеалистом. Задача философии — сделать отбор и классификацию значений и смыслов слов и понятий, оставив все таким, " как оно есть", т.е. не претендовать на изменения внешних обстоятельств и объектов.


Философия экзистенциализма

Экзистенциализм – это философия существования, возникшая в начале ХХ века и выдвинувшая на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия. Уже название данной школы заключает в себе программу: заменить классическую философию сущностей философией человеческого существования. Мировоззрение экзистенциализма соединяет четыре философские тенденции:

1) философско-теологические размышления С. Кьеркегора;

2) иррациональная философия жизни от Ницше до Дильтея;

3) феноменология Э. Гуссерля, М. Шелера;

4) религиозно-иррациональные идеи Н. Бердяева и Л.Шестова.

Исходным понятием экзистенциализма является заимствованное у Кьеркегора понятие экзистенции, понимаемое им как «бытие – между». Этим пониманием подчеркивался промежуточный характер экзистенции, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек.

По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция – это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Основными модусами человеческого существования являются забота, страх, решительность, совесть, – все они определяются через смерть. Постигнув себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, и это накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Определяя экзистенцию через конечность, экзистенциализм трактует как временность, точкой отсчета которой является смерть. Историчность человеческого существования в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой оно вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических качеств, – все это выражение ситуационного характера экзистенции. Временность, историчность, ситуационность – модусы ее конечности.

Другим важнейшим проявлением экзистенции является трансцендирование. С точки зрения религиозного экзистенциализма, трансценденция открывается в акте веры и трансцендентное есть Бог. Согласно Сартру и Камю, т.е. атеистическому экзистенционализму, трансценденция – это нечто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции.

Поиски человеком смысла жизни проходят 3 этапа, каждому из них соответствует определенный тип бытия. По Кьеркегору, становление человека – это движение от эстетического способа бытия к этическому и затем – к религиозному.

Свобода – это выбор человеком своего бытия, накладывающая на него ответственность за все, что происходит в мире. Человек таков, каким он себя выбрал, он есть проект самого себя (Сартр).

Характеристикой экзистенции является интенциональность, т.е. направленность на потустороннее бытие, «ничто». Пограничная ситуация – это состояния эмоционального стресса, связанного с переживанием страха смерти и абсурда жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия (трансценденцией – потусторонним бытием, непостижимым).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь