Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические типы мировоззрения: религия.Стр 1 из 34Следующая ⇒
Мировоззрение —концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек» В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: 1.Мифология 2.Религия 3.Философия Религия форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир и от которых зависит существование человека и мира.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (вера) форма восприятия окружающей действительности. Главный вопрос религиозного мировоззрения – вопрос о судьбе человека в мире Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: • синтоизм; • индуизм; • иудаизм. Помимо мировоззреческих религия имеет ряд иных функций: -объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); -культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); -нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Этапы развития религиозного мировоззрения раннерелигиозные формы: анимизм, фетишизм, магия, культ предков Тотемизм Политеизм Монотеизм
Вопрос № 2 () Исторические типы мировоззрения: религия Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важныефункции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию. Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия. Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности. Немецкий философ Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов. Л. Фейербах в отличие от Канта и Гегеля считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку. Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества. В первобытном обществе люди зависели от стихийных сил природы, поэтому обожествляли их. С появлением классов и развитием общественных отношений люди познают законы природы, научаются пользоваться ими для достижения своих целей, поэтому природа перестает быть загадкой и предметом поклонения. Ее место занимают общественные отношения, которые становятся все более непонятными для людей. Как на земле воцаряется единый монарх, так и на небе появляется единый Бог. Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Вебер исследовал, каким образом протестантизм стимулировал развитие капитализма в Западной Европе. Билет 3 Формирование мировоззрения и смысл жизни человека. Философия о жизни, смерти и бессмертии. личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов: 1. Естественно-биологического; 2. Социального; 3. Личностного.
В истории человечества было несколько сменявших друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Гедонизм – утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм – идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний. Культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризм – величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. Представители гедонизма АРИСТИПП Цель жизни – удовольствие, но человек не должен становиться рабом наслаждения; высшее благо - разумное наслаждение. Удовольствие и страдание – мерило добра и зла, истины и лжи. Сознание самообладания в удовольствии: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им.
Представители гедонизма ЭПИКУР Единственное Благо, которое существует, это наслаждение. Для обеспечения максимального наслаждения необходимо стремиться к тем видам блага, которые мы в состоянии контролировать.
Представители гедонизма Томас Гоббс. Состояние «войны всех против всех» соответствует эгоистической природе человека: он всегда стремится обеспечить благополучие собственной жизни и здоровья Разновидностью гедонизма является ЭВДЕМОНИЗМ ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство) принцип понимания жизни и этическое учение, согласно которым счастье отдельного человека есть основание нравственности. Аристотель понимал под счастьем осуществляемую на протяжении жизни деятельность в соответствии с добродетелями, что доставляет человеку длительное и гармоничное удовольствие. Соответствующие идеи развивали Демокрит, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Фейербах, Спенсер, в России — Чернышевский. Представители аскетизма КИНИКИ одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Цель кинического учения – освобождение от влияния внешнего мира. Отвержение ценностей традиционной культуры Асоциальный образ жизни (попрошайничество, бродяжничество). Представители аскетизма Диоген Синопский Современник А. Македонского. Заявил при встрече с царем «Отойди и не загораживай мне солнце» Выдвинул лозунг: «без общины, без дома, без отечества». «гражданин мира» космополит Отвергал брак Идеализировал жизнь первобытных людей и животных
Представители аскетизма СТОИКИ Основная идея философской школы стоиков — освобождение от влияния внешнего мира. призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); Постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры Требование активной и деятельной общественной жизни Представители аскетизма СЕНЕКА Представители аскетизма Христианский аскетизм монахов имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради достижения нравственного самосовершенствования. «Мирской аскетизм» - понятие в христианском протестантизме это необходимость неутомимой деятельности в рамках своей профессии в целях личного спасения. Коммунистический аскетизм основывался на убеждении в приоритете будущего, совершенного общества над существующим. Аскетизм этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. Представители утилитаризма ( от греч. utilitas польза, выгода) – точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или об обществе. Если действие касается интересов сообщества, то речь идет о пользе = счастье сообщества, если — интересов индивида, то речь идет о пользе индивида. Представители утилитаризма Иеремия Бентам (1748 -1832) В основе его позиции лежит «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы