Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 13. Специфика социального бытия. Социальное пространство и социальное время.
Бытие́ — в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия: § Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком. § Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие. § Бытие духовное (идеальное) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. § Бытие социальное делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Такая форма бытия, как бытие социальное, проявила в последнее время следующие тенденции:
Четыре " сферы бытия" социально-исторической реальности 1. Биотехносфера - биологическая природа индивида и популяций, окружение живой и неживой природы, чисто материальные аспекты техники, производства и их последствий (ср. с " первым миром" К.Поппера). 2. Психосфера - все психические свойства, процессы, неотчуждаемые от человека компоненты менталитета. Способ бытия психосферы основан на пихофизиологической природе индивидов, их общении между собой и деятельностном освоении окружения. Психосфера шире, чем " второй мир" К.Поппера, поскольку наряду с индивидуальным субъективным опытом включает неосозноваемые установки, мотивы, потребности, страхи, влечения, причем не только индивидуальные, но также групповые и массовые, объективную реальность устной речи. 3. Культуросфера - пространство образцов (в смысле Кребера), отчуждаемых от человека и передающихся из поколения в поколение. Образцы существуют в трех связанных бытийных формах: как идеальные объекты (образы, смыслы и знаки), материальные носители (тексты в широком смысле), индивиды, способные понимать эти тексты и пользоваться соответствующим смысловым и образным содержанием; (сравни с " миром идей" Платона, " миром целей" Канта, " миром ценностей" Г.Риккерта, М.Шелера, " третьим миром" К.Поппера, см.также Kroeber, 1952, Розов, 1992). Если стихия устной речи принадлежит психосфере, то язык, фиксированный в словарях, грамматиках, литературных и прочих текстах, очевидно, относится к культуросфере. 4. Социосфера объединяет социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы. Способ бытия социальных форм как главных элементов (единиц анализа) социосферы состоит во взаимосвязи следующих бытийных форм: а) культурные образцы отношений между людьми (роли, ожидания, нормы, структуры, институты и т.п.), б) индивиды (как биологические тела) с в) психикой, структурированной этими образцами, г) элементы биотехносферы (например, ресурсы окружения и материальные блага), воспринимаемые этими индивидами согласно образцам отношений. Онтологическую автономию социального успешно раскрыли Э.Дюркгейм и П.Сорокин. Идея интеграции предметов истории, социологии, антропологии, политических и экономических наук обоснована И.Валлерстайном" (Розов 1997). В рамках каждой из четырех выделенных " сфер бытия" или " миров" принципиально различные сущности " живут" по принципиально различным законам. Поэтому каждая сфера может претендовать на роль подпространства социальной онтологии.
Под режимами понимаются повторяющиеся, рутинные аспекты существования любых сложных целостностей. Среди космических, геологических, экологических и биологических режимов нашли свое место человеческие режимы, включающие в себя все рутинное в социальной и индивидуальной жизни людей Принцип режимной релевантности: при условии относительного постоянства внешней природной и социальной среды каждое сообщество входит в период благополучной стабильности (регулярное удовлетворение ценностей и потребностей влиятельных групп) при достижении следующих отношений релевантности: · техноэкологический режим адекватен ресурсным, ландшафтным, климатическим условиям среды; · социальный режим адекватен экологическому режиму и ядерным культурным образцам; · психологический и культурный режимы адекватны социальному режиму и ядерным культурным образцам; · ядерные культурные образцы таковы, что позволяют членам сообщества оправдывать их режимное поведение (" то, что я делаю каждый день, соответствует тому, что для меня свято" ).
Специфика социального бытия состоит в том, что человеческая субъективность через программы деятельности, через собственные действия становятся реальностью. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия “древний” и “хороший”, “добрый” были почти синонимами. Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделитьвремя индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей. Билет 14 14. Материя как фундаментальная философская категория. Становление понятия «материя» в истории философии. Историческое развитие понятия " материя"
Два аспекта определения материи
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3890; Нарушение авторского права страницы