Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРИСТОТЕЛЬ. Понятие сущности, или субстанции.



Одно из главных сочинений Аристотеля – " Метафизика" – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия.

Основным Аристотель сделал вопрос: " что такое бытие как бытие? " (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse).

Вопрос о том, что есть " сущее как сущее", Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia).

Субстанция

• Субстанцией может выступать только единичное бытие;

• Независимое от сознания бытие становится предметом познания, т.е. бытие есть предмет понятия;

• Для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи»: форма и материя неотделимы друг от друга.

Учение о 4-х причинах:

-Материя (субстрат)

-Форма (сущность)

-Причина движения

-Цель

 

Перед лицом многообразия мира с необходимостью возникает вопрос «можно ли утверждать, что за необозримым многообразием существует какое-то единство? Некая основа, которая объединяет все виды бытия? » Если она существует то какова она.

Решение названной филсофской проблемы рождает различные философские учения: плюрализм, дуализм, монизм. Главной категорией, которая выражает суть данной проблемы является категория субстанции.

Субстанция (буквально сущность ) – то что лежит в основе, неизменная, неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Понятие субстанции используется в двух смыслах:

1) то что существует само по себе, является причиной самой себя и не зависит в своем существовании не от чего другого.

2) Субстанция это первооснова, от ее существовании зависит существование других вещей.

Плюрализм как философское учение отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия.

Согласно ученью Лейбница все состоит из бесконечного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монады.

Монады составляют умопостягаемый мир, а он порождает мир физический. Примером являет персонализм. Он исходит из уникальности каждой человеческой личности.

Дуализм признает существование двух равноправных и несводимых друг к другу субстанций: духовную и материальную. Первая субстанция – дух, мыслящий, но не протяженный; вторая – материя, протяженная, но не мыслящая. Декарт считает эти субстанции конечны и объединены с помощью бесконечной субстанции – Бога.

Психофизичский параллелизм. Согласно этому учению физические и психческие процессы независимы и несводимы друг с другом.

Монизм. Концепция признающая основой мира одну субстанцию. Монизм утверждает единство мира поскольку мир имеет единую основу бытия. В зависимости от того что признается такой основой – духовная или материальная субстанция – раличают идеалистический и материалистический монизм.

· Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное. Сторонники считают что материя – косное явление, она не способна к акивности. Мир един потому что мир – результат активности духа.

· Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира и считает материю основой всего существующего.

 

Марксистская философия. Марксизм дополняет признание материального единства мира диалектической концепцией развития.

Диалектический материализм утверждает: единство мира состоит в его материальности, находясь в непрерывном изменении направления развития многообразные предметы материального мира постоянно меняют свои формы, оставаясь при этом материальными предметами.

 

 

Билет 20

Вопрос 20. Диалектика и метафизика- философские теории развития и методологии его познания.

 

Диалектика

- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

 

С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

 

В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

 

Основными категориями современной диалектики являются:

- сущность и явление;

- содержание и форма;

- система, элемент, структура;

- целое и часть;

- единичное, особенное и всеобщее;

- причина и следствие;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность;

- свобода и необходимость;

- прерывность и непрерывность;

- количество и качество и др.

 

Метафизика

Метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

 

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Самостоятельные методы:

n диалектика;

n метафизика;

n догматизм;

n эклектика;

n софистика;

n герменевтика.

 

Диалектика и метафизика – это 2 противоположных метода философии и науки.

Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.

Понятие метафизика впервые в встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования.

 

Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:

1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

2 – в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения.

3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.

 

С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:

1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.

2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.

3 – раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.

 

Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику: объективную и субъективную.

1. Объективная диалектика – диалектика природы. Таким образом, обозначается диалектический характер процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире. Иными словами это общая теория развития объективного мира.

2. Субъективная диалектика – это указание на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека, т.е. диалектика процессов мышления, которые происходят в природе.

Энгельс: субъективная диалектика отражает диалектику природы или объективную диалектику в формах понятий и связей между ними.

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ:

1. Принцип развития. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

2. Принцип всеобщей связи. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.

3. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество.

4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание

происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

5. принцип единства исторического и логического: историческое – это описание фактического процесса, становления и развития изучаемого объекта (например, капитал); логическое – теоретическая модель развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях. Суть принципа: логика объекта – это история его становления, но представленное в основных существенных соотношениях.

Диалектика Сократа

1. С одной стороны принцип незнания как будто ведет к отрицанию науки, с другой, мы видим путь ведущий к подлинно высшему знанию;

2. С одной стороны, его послание может читаться как простая моральная проповедь, с другой, - как введение в платоновскую метафизику;

3. С одной стороны, его диалектика внешне выступает как софистика и эристика, с другой, - это основание логики как науки;

4. С одной стороны, его учение как бы очерчено стеной афинского полиса, с другой, открывается космополитическое пространство целого мира.

 

Истина с точки зрения диалектического материализма

1. Другая опора марксистско-ленинской концепции истины -- диалектика.

2. Именно диалектика позволила Ленину раскрыть механизмы формирования объективного знания, взаимосвязь объективного и субъективного, абсолютного и относительного, чувственного и рационального как весьма существенные аспекты развития знания.

 

АРИСТОТЕЛЬ. понятие сущности, или субстанции.

1. Одно из главных сочинений Аристотеля – " Метафизика" – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия.

2. Основным Аристотель сделал вопрос: " что такое бытие как бытие? " (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse).

3. вопрос о том, что есть " сущее как сущее", Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia).

 

Сравнение диалектики и метафизики.

Диалектика:

  1. В движении выявляется внутренний источник (причина), поэтому движение трактуется как самодвижение, объект движущийся.
  2. Источник движения – это противоречие, т.е. специфический тип связи, моментов (сторон, характеристик) объекта.
  3. Взаимодействие внутри объекта приводит к одновременным изменениям всех его параметров, что означает преобразование объекта в другой объект
  4. Преобразованный в ходе движения объект заключает в себе моменты(черты, тенденции) своего предшественника, так и принципиально иные, не существовавшие ранее.

Метафизика:

  1. Источник движения выявляется во внешних причинах, поэтому движение трактуется как результат посторонних обстоятельств. Объект движимый.
  2. Источник движения – это внешняя сила, действующая на объект.
  3. Внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа
  4. Объект абсолютно ничего не содержит в себе от предшествующего либо отличается от него только незначительным образом.

 

 

После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.

 

Билет 21


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь