Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Категория бытия как исходная логическая ступень познания мира. Соотношение категорий бытия и небытия в философии
С помощью этой категории интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование - выражение единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Основные формы бытия: 1)Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать: а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа; б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа. 2) Бытие человека, в котором можно выделить: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически человеческое бытие; 3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное; 4) Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества.
Соотношение категорий бытия и небытия:
· Если признать небытие, то оно необходимо существует. · Если это так, то бытие и небытие оказываются тождественными, но в этом заключается видимое противоречие. · Если же бытие и небытие не тождественны, то бытие существует, а небытие не существует. Но как тогда мыслить несуществующее? откуда возникает бытие?
Куда оно исчезает?
Как объяснить то, что бытие может перейти в небытие?
невозможно мыслить небытие. бытие не может быть раздроблено ни временем, ни пространством, ни изменением.
Элейский образ универсума · бытие не представимо, а мыслимо. · бытие есть благо. · Бытие есть сферичная полнота. · бытие – не просто сферичная полнота, но еще и свет. · Неподвижность бытия — это следствие логического рассуждения, в котором не должно быть места противоречивым утверждениям. Понятие бытия, согласно элеатам: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Гераклит и Парменид Гераклит - Все находится в состоянии постоянного изменения или движения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил Парменид - Ничто не находится в состоянии изменения, поскольку изменение логически невозможно. Бытие и мышление тождественны, мир познаваем.
Вопрос№11 () Категория бытия как исходная логическая ступень познания мира. Соотношение категорий бытия и небытия в философии. Бытие и небытие (ничто) - две простейшие и самые абстрактные категории философии. Классическая философия начинает с вопроса о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный вопрос философии тоже описывается категориями бытия и небытия: это знаменитая дилемма датского принца - быть или не быть? Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, или, напротив, как признак (предикат), который приписывается предметам. В первом случае бытие мыслится как единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей. Во втором случае бытие оказывается особым свойством, которое принадлежит одним вещам и отсутствует у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она «существует», а другая «нет»). Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно. Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием. Билет 12 Вопрос 12. Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.
Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть» Категория бытия С помощью этой категории интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование - выражение единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Основные формы бытия: 1)Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать: а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа; б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа. 2) Бытие человека, в котором можно выделить: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически человеческое бытие; 3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное; 4) Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества.
Каково же содержание философской категории " бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; • материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными формами бытия являются: • материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; • идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; • человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: • ноуменальное бытие (от слов " ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; • феноменальное бытие (от слова " феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают. ПАРМЕНИД Бытие всегда есть, всегда существует, оно неделимо и неподвижно, оно завершено. Бытие не физический субстрат. Это — нечто, становящееся доступным нашему мышлению лишь в результате умственных усилий. Элейский образ универсума:
Понятие бытия, согласно элеатам: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
ПЛАТОН: учение об идеях Истинное Бытие – это совокупность идей (умопостигаемых сущностей). Идеи –причина нашего мира в целом. Видимое Бытие - мир единичных предметов (вещей). Вещи являются видимыми копиями невидимых идей.
АРИСТОТЕЛЬ. Одно из главных сочинений Аристотеля – " Метафизика" – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия. Основным Аристотель сделал вопрос: " что такое бытие как бытие? " (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse). вопрос о том, что есть " сущее как сущее", Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia). СУБСТАНЦИЯ
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы