Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характерные черты иррационализма
§ Иррационализм противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический: понять истинную ценность того или иного явления может только человек. Человека отличает от животного не разум и не способность к понятийному мышлению, а способность к нравственной оценке. (ирр. выступает против установки рационализма, что окружающий мир является родственным человеку, что природа доступна мыслящей субстанции, и познание может дать целеуказание и ориентиры для человеческой деятельности; неустойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания; иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира, с точки зрения его представителей, основание бытия неразумно) § При решении гносеологических проблем решающее значение придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания. В качестве наиболее адекватных средств постижения сущности реальности принимаются интуиция, вера и т.д.. § Человек субъективно-заинтересован в целях и задачах своей деятельности, поэтому важными для него являются ответы на вопросы: " что означает эта вещь" , " какой цели она служит" --- человек является мерилом всего бытия. § В наиболее крайних формах на передний план выступают понятия, которые не могут дать образов внешнего мира, лишь отражающие субъективные переживания личности: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь и т.д.. § В объективно-идеалистических разновидностях иррационализма (Шопенгауэр, Бергсон) производится онтологизация эмоционально-волевых структур человеческого бытия; в субъективно-идеалистической разновидности иррационализма (Дальтей) человеческая субъективность, индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия. § Основную задачу философии ирр. видит в определении норм построения субъективного мира личности и утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни, а не в познании законов объективности мира. Свои усилия иррационалисты направляют на субъективно-субъективные отношения; человек рассматривается ими, как субъект общения (коммуникации) Основные направления § Волюнтаризм (Шопенгауэр): началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его системе как бесконечное стремление, " Она безосновна", " вне причинности, времени и пространства"; " Воля это внутренняя сущность мира". Все сущее: природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли. § Философия жизни (Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Дальтей): началом мироздания является " жизненный порыв" - необузданный поток инстинктов, которому дается то натуралистическая, то социальная интерпретация; " жизненный порыв" проходит через различные материальные образования и завершает свое движение, воплотившись в человеке. § Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр) сущностной характеристикой бытия объявляет процесс индивидуального переживания - экзистенцию.
К середине 19 века в западноевропейской философии на передний план выступают иррационалистические концепции. Иррационализм, как философское направление, начинает формироваться еще в античности: иррационалистические элементы можно зафиксировать в учениях платонизма, неоплатонизма, позднего стоицизма, в христианской философии средневековья Утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. К середине 19 века люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества, Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - таковы основные черты умонастроения второй половины 19-20 вв., которые легли в основу иррационализма как философского направления. Под влиянием этого умонастроения происходит переосмысление рационалистической концепции человека к окружающей действительности, изменение представления о смысле, цели и назначение человеческой деятельности и познания, пересмотр самого способа истолкования человеческого мышления и сознания. Если рационализм мистифицирует рационально-целесообразные формы человеческой активности, то в иррационализме духовное отождествляет со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта. Все формы рационального отношения к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной до сознательной основы. В зависимости оттого, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая дается интерпретация этому началу, в философии возникают различные системы и школы иррационализма: " философия воли" (Шопенгауэр и др.), " философия жизни" (Ницше, Дальтей и др.), экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр и др.).
М. М. Бахтин Определение диалога – диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; – диалог как всеобщая основа всех речевых жанров; – несводимость диалога к общению, иначе говоря, диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог, как форму общения. Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим собой как с другим. Внутренний микродиалог является составной частью идеи диалога культур. Общение с другим через произведение, текст предполагает микродиалог в Большом времени культуры. Билет 7 Основной вопрос философии. Главные философские направления. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Материализм направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: • материя реально существует независимо от сознания; • материя является не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и развивается по своим внутренним законам; • сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю). Виды материализма: · Стихийный (Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр) · Метафизический (Ф. Бэкон; Дж. Локк; Б. Спиноза) · Диалектический (К. Маркс, Ф. Энгельс) · Последовательный (А.И. Герцен; Н.Г. Чернышевский, В.И. Ленин ) · Непоследовательный (Л. Фейербах) · Вульгарный (Г. Фохт, Л. Бюхнер, Я Молешотт ) Виды идеализма: Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
· объективный идеализм (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель и др.); · субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм). · Объективный идеализм: · идея первична; · вся окружающая действительность делится на " мир идей" и " мир вещей"; · " мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением " мира идей"; · каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.); · отдельные идеи (" мир идей" ) объективно существуют независимо от нашего сознания. Субъективный идеализм: · все существует только в сознании познающего субъекта (человека); · идеи существуют в разуме человека; · образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека; · вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Дуализм: · существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); · все в мире производно либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); · в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная; · материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; · основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Гносеологический оптимизм Представители гностицизмасчитают: · мир познаваем; · возможности познания не ограничены, вопрос только во времени. Агностицизм · мир непознаваем; · возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. И. Кант Учение об антиномиях разума Бог существует /Бога не существует Учение о феномене и ноумене. То, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — " вещи в себе". Скептицизм философская концепция выражающая сомнение в возможности познания мира человекам. Возможно мы можем узнать что-то о мире, но насколько достоверны наши знания мы никогда не сможем узнать Билет 8 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2710; Нарушение авторского права страницы