Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 22. Философские категории диалектики: методологическое, аксиологическое, эвристическое значение для юридических наук.



Диалектика (греч. δ ι α λ ε κ τ ι κ ή — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные.

 

Первые - это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относят категории: " бытие", " материя", " движение", " развитие", " пространство", " время", " противоречие" и т. д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими.

Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными одна с другой, в процессе познания предполагают одна другую; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность.

Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория " единичное" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. " Общее" -- это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне -- то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.

Явление и сущность. Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность -- это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление -- это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Содержание и его форма. Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание - это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Форма - это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета -- это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое и выполнять все присущие функции.

Часть и целое; элемент, структура, система. Часть и целое - категории, отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по отдельности.

Диалектика рассматривает часть и целое в их диалектическом единстве. При образовании целого возникает новое качество, которое не сводится к сумме свойств частей; тем не менее, оно определяется частями -- их количеством и определенным типом взаимодействия. Поэтому диалектика считает, что познание целого может быть успешным лишь при условии знания свойств, частей, и наоборот, исследование частей должно опираться на предшествующее знание целого.

Категории " целое", " часть" схожи и взаимосвязаны с понятиями " система", " структура", " элемент". Элемент (от лат. elemenium - первичное вещество) -- относительно неделимая часть целого. Понятие части более широкое по своему объему, чем понятие " элемент", поскольку это не любая часть, а только относительно неделимая. Причем " часть" соотносится с понятием целого, а " элемент" -- с понятием структуры. Структура (от лат. struktura -- строение, размещение, порядок) -- способ закономерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч. systema -- объединение, творение) -- совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. Структура любой системы прежде всего зависит от ее составных элементов. В свою очередь, и свойства элементов в значительной степени обусловлены структурой той системы, которую они образовывают.

По характеру элементов и структуры выделяют разные виды систем. Наиболее распространенным является деление систем на материальные, существующие в объективной реальности, и идеальные, которые являются отражением ее в человеческом сознании. По количеству элементов и связей различают простые и сложные системы.

Причина и следствие. Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или факторами, порождающими его. Явление, действие которого приводит к возникновению нового явления, называется причиной. А явление, возникающее под влиянием причины, называется следствием.

Необходимость и случайность. Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость -- это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях.

Так, смерть любого живого организма неминуема, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем проходят.

Но все ли, что появляется в мире, возникает как необходимое? Нет, в мире есть и случайные явления, события. Случайность -- категория, которая определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, которые появляются преимущественно благодаря внешним условиям, поверхностным, неустойчивым связям и побочным для данного явления обстоятельствам. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение.

Возможность и действительность. Эти категории подчеркивают процессуальность, т. е. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытие нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность - это философское понятие, которое отражает объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном, потенциальном развитии. Действительность - это философская категория, которая характеризует реализованное, актуализированное бытие: действительность является реализованной возможностью.

1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;

2) в категориях диалектики сконцентрированы опыт и деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы невозможно;

3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, изменчивость и т. п.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь