Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 62. Развитие философского понимания сущности общества и его структуры. Проблема типологизации обществ.



Общество — 1) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 4) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями).

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;

2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);

2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);

3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);

4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).

Принято выделять несколько типологий:

.

1.Наличие письменности.

-дописьменные

-письменные

2. Число уровней управлений и степень социального расслоения.

-Простые

-Сложные

3. Способ производства.

-Охотников и собирателей

-Огородничества

-Скотоводов

-Земледельцев

-Индустриальное

4.Форма собственности ОЭФ.

-Первобытное

-Рабовладельческое

-Феодальное

-Капиталическое

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Одной из самых распространенных типологий общества является типология Д. Белла и А. Турена. По их мнению, общества разделяются на:

 

1) традиционное (доисторическое) – закрытое общество, характеризующееся наличием двух основополагающих институтов – армии и церкви. Основной сферой деятельности в данном обществе является сельское хозяйство;

2) индустриальное – открытое общество, характеризующееся быстрыми темпами развития промышленности, наличием свободных взаимоотношений;

3) постиндустриальное – открытое общество, отличительной чертой которого является внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. Основной ценностью данного общества является информация. Г. Ленски по тому же признаку выделял общество охотников и собирателей, садоводческие общества, аграрные и промышленные общества.

 

Ф. Теннис выделял всего два типа общества: допромышленные (основным видом деятельности является сельское хозяйство); промышленные, которым свойственно наличие городов.

 

К. Маркс разделял общества по видам собственности и основным способам производства: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистические и другие общества.

 

По наличию письменности общества разделяются на дописьменные и письменные.

 

По принятой в обществе религии общества разделяются на:

1) мусульманское;

2) христианские;

3) буддистские и др.

 

Общества разделяются также по политическим признакам на:

1) демократическое общество, в котором власть является публичной;

2) тоталитарное общество, в котором один сильный руководитель, подавляющий права и свободы;

3) авторитарные, занимающие промежуточное положение между первыми типами общества. Среди многообразия существующих типологий нельзя выбрать одну основополагающую. Каждая из них своеобразна и незаменима при определенных видов социологических исследований. Например, при политических исследованиях используется типология по политическим признакам.

 

Пример из литературы (вдруг пригодится)

В романе Р. Бредбери " 451 градус по Фаренгейту" описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

 

Билет 63

Вопрос 63. Общество как развивающаяся система. Общество и природа: основа и тенденция взаимодействия. Общественное производство как форма материально-духовного единства природы и общества.

 

При рассмотрении общества как развивающейся системы важно определить основополагающие принципы исследования этого явления. Во-первых, по отношению к природе общество выступает как подсистема (отсюда – влияние природных процессов на социальные и наоборот). Во-вторых, общество является саморазвивающихся системой (это объясняет относительную сложность (а может быть невозможность) создания универсальных социальных теорий). В-третьих, как всякую систему общество можно разделить на определенное количество объективных элементов и проанализировать характерные связи между ними (это, вероятно, и является причиной существования множества подходов и исследованию общества). В-четвертых, развитие общества имеет многовекторный, инвариантный характер (отсюда трудности и определенные приделы социального прогнозирования). В-пятых, постоянно возрастает масштабность (глобальность) всех аспектов общественного развития, степень непредсказуемости его результатов (как следствие - необходимость придания социальным теориям качества «опережения», «прорыва» из порочного круга наличного опыта).

Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными.

С точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяется способом производства материальных благ. Исходя из этого он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся прежде всего типами собственности, составляет содержание исторического процесса.

Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития. В частности, выделяют следующие детерминанты:

· конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен);

· технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер);

· особенности культуры и мировоззрения (Сорокин);

· культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер);

· степень свободы личности в обществе (Мертон, Фромм).

Существуют теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).

Основной движущей силой истории является народ, т. е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.

Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они «творят историю» по своему произволу, а в том, что они способны в силу своей высокой духовности и квалификации объединить желания и волю множества людей в единую волю, создав «равнодействующую», направленную на решение насущных социальных проблем.

Критерием оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющий меру свободы, предоставляемой обществом индивиду. Нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер, Бохенский, Франк и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности.

Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества может иметь место не только восходящее, но и нисходящее движение (Ф. Энгельс).

Общество и природа.

Воздействие современных технических средств на природные условия общественного развития столь велико, что принимает ярко выраженные глобальные масштабы, и темпы изменения природы на поверхности нашей планеты становятся вполне соизмеримы с темпами изменения самого общества. Поэтому если раньше природная среда рассматривалась как фактор, до некоторой степени инвариантный по отношению к развитию общества, то теперь такая точка зрения стала ошибочной. Изменения на земной поверхности, кажущиеся на первый взгляд чисто природными, не могут быть достаточно глубоко поняты без соотнесения их с деятельностью общества
Возрастающее воздействие общества на природную среду приводит к возрастанию воздействия измененной людьми природы на развитие самого общества. В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Иными словами, перед человечеством на современном этапе встают во весь рост принципиально новые проблемы, которые в перспективе должны увязаться вокруг одной комплексной задачи — рационального управления всей совокупностью природных условий общественного развития.
Исходя из тезиса о возрастающих темпах изменения природной среды соответственно ускоряющимся темпам развития общества, мы приходим к выходу, прямо противоположному тому, который был свойствен концепции постоянства природной среды, а именно: в современных условиях зависимость общества от состояния природной среды не уменьшается, а нарастает. И в этом нет ничего удивительного. Общество и природа — это единая динамическая система, части которой находятся в подвижном соотношении по принципу обратной связи. Чем больше изменяется одна часть, тем больше происходит необходимое для поддержания целостности системы изменение другой части. К сожалению, контроль и сознательная регуляция людьми изменений природной среды в целом пока налажены недостаточно, и это становится опасным для сохранения системы «общество — природа». Антропогенное изменение природы происходит далеко не всегда в благоприятном для людей направлении.
Общественное производство:

Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально-философской теории марксизма тема " производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство (" производство сознания" ), производство людей, как общественных индивидов и производство " самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философский подход позволяет рассмотреть последнее как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности. В составе историко-материалистического учения об обществе категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (процессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) общественного производства выступает развитие человека, как общественного существа

Билет 64


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь