Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Введение в философию. Предмет науки. Функции философии.



Лекция №1.

Введение в философию. Предмет науки. Функции философии.

Сферы философского знания. Связь с другими науками.

Эпикур писал: пусть никто не откладывает в молодости занятий философией, в старости не устает заниматься философией, ведь для душевного здоровья никто не может быть ни перезрелым, ни недозрелым. Молодым это нужно, чтобы не испытывать страха перед будущим, а пожилым, чтобы оставаться молодыми и вспоминать доброе.

Философия гуманистична, она ориентирована на человека как на главный объект и цель любого философствования, в каких бы формах оно не проявлялось.

Философия (любовь к мудрости) – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех основных её проявлениях.

Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Главное предназначение философии в культуре- понять не только каков в своих глубинных основаниях этот мир, но и каким он может стать.

Философское познание всегда социально-детерминировано. Вырабатывая новые мировоззренческие идеи, оно так или иначе затрагивает интересы определенных классов и социальных сил.

Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях.

Вначале философия была единым и нерасчлененным теоретическим знанием о мире, но затем от неё стали отделяться конкретные науки.

Одновременно уточнялась собственно философская проблематика, и внутри философии формировались её относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знаний.

Сферы философского знания:

1. Онтолгия(учение о бытии)

2. Гносеология(учение о познании)

3. Аксиология(учение о ценностях)

4. Праксиология(учение о деятельности)

5. Этика

6. Эстетика

7. История философии

8. Социальная философия и т.д.

Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивает все более глубокое постижение оснований человеческого бытия.

Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Философ – мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космоса. Философами в древности назывались медик Гиппократ, математик Пифагор и физик Архимед.

Отличие и сходство философии и науки.

1. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие, не миропредставление, а миропонимание, основанное на рационально-теоретическом знании. «+»

2. Философия – субстанциональная система знаний. Она объясняет мир не только генетически, но и через субстанцию – единое начало,

первопричину и первооснову. «-»

3. Философия – процессуальное знание, постоянно меняющиеся, уточняющиеся, не имеющая своей завершенности. «-»

4. Философские знания основываются на сомнении и критическом отношении к устоявшимся фактам. «-»

Трактовки Философии:

1. Философия как мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в нем.

2. Философия как наука о предельно общих законах природы, общества и мышления.

3. Философия как духовная ценность, элемент культуры любой цивилизации.

4. Философия как форма общественного сознания, отражающая мир с точки зрения всеобщего соотношения материального и духовного.

5. Философия – всеобщая методология, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.

 

НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ:

Функции философии.

Связь с другими науками.

3. Мировоззрение и его исторические типы:
миф, религия, философия

Изменение представлений о предмете философии в истории философской мысли.

 

Лекция №2
Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии – это вопрос отношение мышления к бытию.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности: объективной (материальной) и субъективной ( идеальной), из которой одна предшествует другой и порождает ее.

Материализм за исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого – таков мировоззренческий методологический принцип материализма.

Идеализм – развитие мира определяется духовным началом.

Дуализм признавал равноценность, равноправие обоих начал – материального и духовного.

Другая сторона О. В. Ф. о познаваемости мира.

Агностики – мир непознаваем. Пример: религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом.

Гностические оптимисты – мир познаваем, чем больше совершенствуются методы познания, тем больше мы узнали об объективной действительности.

Скептики – не запускали возможности достоверного знания и не верили в возможность знания рационального обоснования норм поведения.

Идеализм делится на объективных, считающие, что в основе реального мира лежит разум (Платон, Гегель и т.д.). При этом действительность мыслится как разумное, а разум трактуется, как основа мира, т.е. он существует сам по себе, в неразумных существ. Иррационалистический объективный идеализм принимает за исходный принцип: бессознательное, неразумное начало - «Жизненный порыв»/Шопенгауэр.

Субъективный идеализм – объективный мир, независимый от человека, не существует. Он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущения и восприятия. «Вещи – есть комплексы ощущений и существовать- значит быть воспринимаемым органом чувств ( Беркли, Мах).

Солипсизм – утверждение, что существует лишь «я» и кроме меня ничего и никого нет.

Если субъективный идеализм замыкается сферой познающего субъекта, чувственной формой его познания, то объективный идеализм, направленный прежде всего абсолютизирует в качестве надличного бытия результат человеческого мышления, всей его духовной культуры, приписывая ему абсолютно самостоятельное существование и активно действующую силу. Результаты человеческой деятельности нуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием и обретая относительно самостоятельноесущесвоваение.

Материализм также делился на несколько подходов.

1. Стихийный материализм – все качественное многообразие мира выводилось из какого-либо одного качественно определенных, эмпирически воспринимаемого элемента, например из воды или огня.\

2. Механический материализм – атомы воспринимались как строительный материал всего существующего, качественное разнообразие которого зависит от разных типов взаимодействия между ними.

3. Диалектический материализм – материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается наличии ощущениями, существуя независимо от них. Для диалектического и исторического материализма характерны строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений, системность анализа изучаемого предмета, диалектическая гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается.

Категория «материал».

1. Наивный материализм – материал отождествлялась с природной стихией (огонь Гераклита, вода у Фалиса, воздух у Анаксголина).

2. Материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. –это то, что вещественно материального, не чувственно не воспринимаемо.

3. Механический материализм – материал гигантский механизм, а кругообразное движение различных по величине частиц материи осуществляется под влиянием божественногопервотолчка по законам механики.

4. Этап. открыта делимость атома – открытие электрона, открытие поля как нового вида материи.

5. Этап субстанционально – аксиологическое представление о материи.

Материя – это универсальная категория обозначающая объектную реальность существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую ими.

Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно – временном континууме.это атрибуты материи.

Молистическая модель мира предполагает, что основой мира может быть одна субстанция: материальная или духовная.

Дуалистическая модель мира – в качестве основы мира выступают две самостоятельные субстанции (материал и дух).

Плюралистическая модель мира – в качестве первоначала принимает 4 стихии: земля, огонь, воду и воздух.

Исторические представления о материи.

Впервые понятие «материя» введено идеалистом Платоном, для обозначения изменчивого, текучего, непостоянного.
Вещи непознаваемы из-за их изменчивости и непостоянства.

Материя может принять любую форму, т.к. она неопределена.

Аристотель – материя выступает как возможность. Для того, чтобы из материи возникло действительное, ее нужно ограничить формой. Форма есть активное начало, а сама материя пассивное. Материя бесконечно делима, форма неделима и тождественна с сущностью вещи. Высшая сущность – вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого.

Целесообразность есть фундаментальный принцип онтологии Аристотеля.

С конца 16 до начала 19в. Господствовала механическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами:

- массой - формой

Протяженностью -непроницаемостью

-способностью перемещаться.

Гегель выстроил рационалистический подход к материи. Изучая единичное, мы выявляем сущность конкретной вещи, явления, процесса. Когда мы устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга объектов, т.е. особенное.

Особенное характерно для всеобщего и выевшей сущность не только данных объектов, но и существующих вещей.

Гольбах – материей является то, что воздействует на наши органы чувств.

Кризис физики на рубеже 19-20вв. сломал классические представления о мире и разрушил атамистическую теорию. Оказалось, что единственное свойство материи с признанием которого связал философский материализм это свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Классическое определение материи дал В.И. Ленин в книге «Материализм и элепириокритицизм». Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независим.от них.
Материя – синоним объективной реальности. Она противопоставляется сознанию и существует независимо от него.

Виды детерминизма.

1. Механический (Демокрит, Лаплас, Ньютон) – причинная связь одназначна, случайность не существует.

2. Телеологический (Аристотель) – важная роль цели, как определяющего фактора движения объекта.

3. Статистический детерминизм – многозначное соответствие между причинами и следствиями.

Интерминизм – учение об отсутствии всеобщих причинно-следственных связей.

Две метаконцепции в понимании движения и развития.

1. Метафизика (1в до н.э. Андроник Родосский) то, что идет после физики, учения о первых причинах, о первой сущности и началах.

2. Метафизика – способ понимания движения, когда абсолютизируется одна из сторон движения (движение или покой) и сводится к 1 из его форм.

3. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы и общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления его как особый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

Объективная диалектика – развитие реального мира.

Субъективная диалектика – диалектическое мышление.

Законы диалектики:

1. Закон отрицания показывает куда идет процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая послед. Ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-либо свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные – закон позволяет понять механизм процесса в любом предмете или явлении изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникает новый предмет, который в свою очередь также может измениться при избыточных количественных изменениях.

3. Законоединства и борьбы противоположностей. – данный закон обнаруживает источник развития. В каждом предмете существуют определенные противопомежные свойства, стороны, процессы, порождающие новые процессы в нем.

Законы диалектики дополняются парными категориями:

1. Единичное – общее

2. Явление –сущность

3. Часть – целое

4. Содержание – форма

5. Причина – следствие

6. Необходимость – случайность

7. Возможность – действительность

Развитие диалектики нашло окончательное выражение в развитии системного подхода в 50х гг 20 века, основателями которого являлись Я. Фон Берталанфии, А.А.Богданов.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой.

Элемент – неразложимая единица сложных предметов и явлений.

Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами.

Свойства систем:

1. Поведение систем зависит от связей между элементами системы.

2. Система может состоять из подсистем и быть частью более сложной системы.

3. Свойства системы – это свойства целого, а ни его элементов.

4. Система обладает динамической сложностью.

5. Каждый элемент системы может оказывать воздействия на всю систему.

6. Система стремится к сохранению равновесия.

7. Система обладает обратными связями, характеризующими ее взаимодействие с окружающей средой.

Мир в основном состоит из сложных систем, которые оказываются в состоянии равновесия лишь в порядке исключения.

Развитие таких систем определяется нелинейными, вероятностными процессами.

Синергетика – теория самоорганизующихся систем. (Автор теории: Г. Хаккен, разработчики: И. Пригожин, С.П. Курдсомов, Г.Г.Малинецкий).

Положение синергетики:

1. Мир состоит из сложных и открытых систем, взаимодействующих друг с другом.

2. Взаимодействующие системы изменяют происходящую ситуацию, формируя нелинейный мир.

3. В процессе развития система переживает стабильные и нестабильные состояния (бифуркации).

4. Бифуркационный характер развития позволяет понять фундаментальную роль случайностей во Вселенной.

5. В точках бифуркации на систему могут повлиять малейшие изменения.

Лекция № 4.

Философия человека.

Проблема человека является основополагающей в философии. В круг ее проблем входят следующие основные вопросы:

-сущность и природа человека

-антропогенез (становл.Человека)

-происхождение и сущность сознания

-психический мир человека

-проблема существования человека

-проблема смысла жизни и жизни после смерти.

-проблема творчества

-проблема свободы и ответственности человека.

 

Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, в его основных отношениях и природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении и закономерностях его существования, об основных категориях его жизни, о его предназначении.

Шкиссл-ся целым рядом естественных, гуманитарных и технических наук.

Существуют различные представления в человеке, к наиболее ярким из них являются.

Древняя индийская, китайская и греческая философия – человек как микрокосм.

Йога, веданта, Г. Гегель человек есть вечный абсолютный дух.

Аристотель человек как политическое животное.

Христианская теология человек как образ и подобие Бога.

Р.Декарт – человек как мыслящее существо.

Ж.Ламетри – человек как одушевленная машина.

И. Кант – человек есть существо, принадлежащее двум мирам: миру природной необходимости и миру нравственной свободы.

Б. Паскаль – человек есть сгусток противоречий, война разума и страстей.

Б. Франклин – человек есть животное, производящее орудия.

С. Кьеркегор – человек есть существо, делающее выбор.

Социо – космический подход.

Сущность человека имеет 3 основных аспекта:

-космический

-социальный

-биологический (теософия, живая этика).

Структура человека.

По Пифагору:

1. Дух 3.Жизнь

2.Тело 4.Разум

По Платону:

1. Дух

2. Разумная дума

3. Неразумная животная дума

4. Тело

Христианская философия:

1. Дух – божественное начало.

2. Душа – личное эго – сознание.

3. Тело – природное начало.

Человек имеет сложную структуру – по 2 начала выделяют все исслед. Ли:

1. Биологическая составляющая (природная)

2. Социальная составляющая (общество)

К биологизаторским концепциями абсолютирующим телесную составляющую относятся расизм, социальный дарвинизм, фрейдизм.

Социологизаторское – человек представляет слепок с окружающих его социальных отношений. Как социальное существо ч, к характеризуется:

1. Несводимость (независимость человека от среды проживания).

2. Неопределенность (свобода)

3. Неповторимость

4. Невыразимость (невозможность полного понимания).

Современная наука говорит о необходимости рассмотрения биологического и социального в единстве.

Лекция №5

Отражение и его эволюция.

Отражение – есть способность взаимодействующих тел, которое заключается в отображении окружающей действительности.

Для отражения на уровне неживой природы характерна:

-моментальность

-непосредственность

-тотальность

Прямая объективность

Это отражение называется зеркальным.

На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения – это обеспечивает избирательность и способность к проказам.

Эволюция биологического отражения предполагает:

-возрастание объема информации, и ее усложнение

-развитие условно – рефлекторной деятельности

-формирование способности опережать отражение

-развитие головного мозга

Эволюция направлена на развитие лабильности, пластичности, динамизма.

Биологическое отражение связано с целесообразностью, установкой на выживаемость.

Основа отражения у животных их условные и безусловные рефлексы.

Уровни отражения:

1. Раздражимость – способность к простейшим реакциям

2. Чувственность – способность отражать отдельные свойства

3. Сознание

При слагаемых животной психики:

1. Инстинкты

2. Условно-рефлекторные акты

3. Элементарная рассудочная деятельность.

Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка программы действий, изменение способов и средств ее обеспечения – это отличает психику человека от психики животного.

Характеристики сознания человека:

1. Универсальность – способность отражать любые проявления бытия в мире.

2. Адекватность отражение бытия в мире, его объективность.

3. Основа творчества

4. Опосредованность языком

5. Социальный характкр сознания

6. Высшая форма сознания – мышление

Уровни мыслительной деятельности:

1. Рассудок – низшая ступень логического освоения реального мира. Основным на здравом смысле, служит практическим задачам.

2. Разум – высшая ступень логического понимания. Ориентирован на постижение истины как объективного бытия в мире на уровне сущности, а не явления.

Сознание и его структура.

Структура сознания по З. Фрейду:

1. Я – принцип реальности.

2. Оно – принцип удовольствия

3. Сверх-я принцип должествования

Структура психики:

1. Эмоционально – чувственная компания

2. Волевая регуляция

3. Память

Структура сознания:

1. Онтологическая сторона

2. А) осознание – превращение информации в знание.

3. Б) подсознание – аксиологическая сторона сознания.

4. В) самосознание направленно на самоанализ

 

№6 Общественное и индивидуальное сознание.

Общественное бытие обусловило формирование общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру.

Структура общественного сознания включает уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского сознания.

Общественное сознание выступает как зеркало общественного бытия, саморефлексия которого обеспечивает производство и воспроизводство общественных отношений и определенного типа личности данного общества.

Политическое сознание – область взаимоотношений людей по поводу власти.

Моральное сознание – форма общественного сознания, регулирующая поведение людей с точки зрения нравственности. Она обеспечивает сближение общественных и личных интересов, согласовывает отношение между людьми.

Эстетическое сознание – мир воображения, параллельный действительному, ориентированный на раскрытие красоты мира. Оно также выполняет регулятивную функцию через реализацию ценности красоты.

Религиозное сознание – главным его признаком является вера в сверхъестественное.

Правовое сознание – совокупность представлений о мире и себе, мотивирующих правомерное или противоправное поведение, отношение к действующему и желаемому праву.

Тесно связано с политическим и нравственным правом. Правосознание – результат юридического воспитания.

Основные концепции сознания:

1. Объективно-идеалистическая интерпретация – человеческое сознание есть частица, продукт мирового разума (Платон, Гегель).

2. Субъективно-идеалистические системы – сознание человека как самодостаточная сущность, содержащая картину самой себя (Декарт, Дж. Беркли, Гуссерль).

3. Гилозоизм – вся материя мыслит, сознание атрибутивное свойство всего материального мира (Фалес, Аристотель, Спиноза).

4. Вульгарный материализм – сознание отождествляется со строением мозга ( Фогг, Бюхнер, Молешотт).

5. Социологизация сознания – сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней и социальной среды (Дж. Лохх, Вольтер, Гольбах).

6. Диалектический материализм – сознание как внутренний противоречивому феномену единства материальности идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (Маркс, Энгельс).

Самосознание – познание и оценка человека как самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как индивидуального, так и коллективно-социального.

Уровни:

1. Самосознание своего тела.

2. Осознание своей принадлежности обществу.

3. Осознание своего «Я» своей уникальности.

Функции языка:

1. Обозначающая.

2. Кумулятивная.

3. Коммуникативная.

4. Экспрессивная.

5. Интерактивная.

 

Философия Древнего Востока.

Не познав историю трудно разобраться в проблеме и тем более открыть что-то новое.

История философии – многократное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех поколений, мудрецов, схватывающих эпоху, в концентрированном виде. История философии представляет собой отражение общей логики движения и развития всей общественной левсиле.

Философское учение – система определенных, логически связанных друг с другом воззрений.

В середине I в. До н.э. в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы.

Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Существует тесная связь между природой, личностью и обществом.

Три периода индийской философии:

1. ведический (до VI-V вв. до н.э.)

2. послеведический (III-II вв. до н.э.)

3. период сутр (до III-IV вв. н.э.)

Ортодоксальные школы признавали авторитет Вед:

- миманса

- веданта

- санкхья

- йога

Неортодоксальные:

- буддизм

- джайнизм

- чарвака-локаята

Основные понятия:

- карма – закон, предопределяющий судьбу человека

- сансара – цепь перерождения существ

- мокша – освобождение от сансары

 

Древнекитайская философия:

Основные философские направления:

- конфуцианство

- моизм

- легизм

- даосизм

- инь-янь

- школа имен

Лао-Цзы существует мировой закон ДАО, которому подчиняются все вещи природе, в том числе и материальные частицы - ци. Каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: не полное становится полным, пустое - наполненным, кривое - прямым. Эта стена противоположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей как единый потом, как вечное возникновение и исчезновение.

Конфуций - основатель господствующей идеологии. В центре внимания - проблемы этики, политики, воспитания. Стержень поведения - Ли(закон). Принцип нравственного совершенства - идея гуманности, уважения, порядок.

 

Философия Нового времени.

Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

Философия Нового времени называется классической главной установкой этого периода является признание разума высшей ценностью.

Основными направлениями новоевропейской философии являются:

1. рационализм

2. эмпиризм

Эмпиризм - направление в философии, считающие основным источником познания чувственный опят.

Представители: Ф.Бэнон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм

Основной метод познания: индукция.

Рационализм - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта, приоритет разума в познании.

Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.

Рационализм связан с реализмом, признает врожденные идеи как основу истинного познания, основной метод - дедукция.

Ф.Бэкон - " Новый Органон". Наука должна приносить практическую пользу, знание - сила. Законы природы необходимо знать. Основной источник познания - чувственный опыт.

Пути познания:

1. путь муравья

2. путь паука

3. путь пчелы

Основные идолы познания, лишающие получения истины:

1. " идолы рода" - заблуждение человеческой природы.

2. " идолы пещеры" - личные заблуждения.

3. " идолы рынка" - неправильное использование слов.

4. " идолы театра" - заблуждения из-за веры в авторитеты.

Метод Бэкона состоит в собирании и классификации форм.

Р.Декарт – познание не зависит от чувственного опыта, оно дедуктивно выводится из ряда базисных интуиций и аксиом. Основная черта философии Декарта – дуализм.

Мыслитель различает 2 равноправные субстанции: материальную и духовную.

Атрибут духовной – мышление.

Атрибут материальной – протяженность.

Материальный мир – сложная машина, результат механического взаимодействия бесконечно делимых частиц и их вихрей.

Животные – тоже сложные машины, т.е. он разрабатывая механистическую картину мира.

Лейбниц – учение о монадах. Монады – духовные субстанции вещей, они бессмертны, нетождественны. Он исходит из плюрализма субстанций. Физически монады не связаны, но координируется высшей монадой – Богом.

Дж.Беркли – ощущения – основа познания, идеи – результаты воздействия разума на ощущения.

Вещи – это сочетания ощущений в уме. Существовать, значит быть воспринимаемым.

Флорентийские платоники.

Платонизация христианства в 15 в.

Марсилф Фичино – перевел все диалоги Платона на латинский язык и труды неоплатоников. Произведения «платоновская теология о бессмертии души».

Фичино сближал религию и философию, считая их равновесными сестрами: ученая религия и благочестной философией.

Ренесансный характер пантизма Фичино выражается в том, что мировая душа – последняя, полностью бестелесная ипостать, близкая к излучаемому его телесно- земному миру.

Красота, любовь и наслаждение – космические принципы.

Пико дела Мирандолла

« Философские, каббалистические и теологические выводы», « Гептаня» « О сущем и едином», «Рассуждение против астрологии».

Черная мания – изучение демократических сил.

Естественная мания – постижение божественных тайн.

Речь «О достоинстве человека».

Николай Кузанский – интересовался философией, математикой, естествознание. В его трудах наблюдается смешение теологии и философии.

«Об ученом незнании»

«О предположениях»

«Простец» ( о мудрости, об уме, об опыте с весами) и т.д.

По его мнению, Бог – максимально бесконечный и предельный единый, присущий вере любого народа.

Вещи и явления есть символы Бога, они достаточно стабильны и представляют интерес сами по себе.

«первый образ вещей в уме творца есть число».

Бог – бесконечный круг

Троица – треугольник

В сфере искусства, он пишет, что оно перестало быть подражанием природе.

При этом оно само- результат искусства божественного мастера, пот. Все создает при помощи арифметики, геометрии и музыки.

Он защищал объективно – идеалистическую идею развития.

Мир трехсложный:

1. Малый мир – ч/к

2. Большой мир – универсум

3. Максимальный мир – Бог

Человеческий мир состоит из 3 составляющих: он сложная система: чувство, рассудок, разум.

Кузанец создает учение о противоположностях, диалектику истины.

Истина неотделима - от своей от своей противоположности – заблуждения.

Никколо Маклавелли.

«Государь», «История Флоренции»

Подчеркивая эгоистичность человеческой природы. Люди неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отру00гивает опасность и влечет нажива. Он сторонник республиканского государственного устройства. Государь д. б. хитрым и отважным.

Эраум Роттердамский:

Свое учение называл «философией Христа», «Руководство христианского воина».

«Похвала глупости». Глупости служит человеческое самодовольство. Самое большое проявление глупости – война.

Естественно – научные теории.

Леонардо да Винчи.

Пионер в области современного естествознания. Изобретения:

1. Идея тапка

2. Идея ткацкого станка

3. Идея парашютов

4. Идея исследов.

5. Мудрость – есть дочь опытов.

Предельная конкретность истины достижима не на путях пассивного наблюдения и восприятия, а посредством активного, целенаправленного опыта или эксперимента.

Наука – полководец, а практика – солдаты.

Только математика способна придать подлинную достоверность научному познанию.

Николай Коперник.

«Об обращении небесных сфер».

Геоцентрическая картина мира:

Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Луна обращается вокруг Земли, будучи ее спутником.

Парацельс

Его медицина опиралась на философию, астрономию, алхимию и теологию. Любого заболевания можно найти лекарство в природе.

Джордано Бруно

«О причине, начале и едином»

«О бесконечности, вселенной и мирах».

Гилозоистическое и панпсихическое истолкование в целом всякого бытия

Важнейший атрибут мировой души – всеобщий ум, универсальный интеллект. Множественность и населенность миров во вселенной.

Томммазо Кампанелла

«Город Солнца»

Томас Мор

«Утопия»

Продолжительность рабочего дня – 4 часа. Разделение труда. Управляет государством – метафизик.

Начальников – 40 человек.

Мартин Лютер – религиозная реформация.

- противник индульгенций

- к нравственному возрождению ведет раскаяние

 

Эпоха Нового времени:

Изменение в экологической, политической и культурной сферах.

Экономика – период мануфактурного производства.

Политика – формирование правового государства.

Культура – на первый план выдвигается научное знание.

17 в. - век науки, а философия на первом плане. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии сравнимых с истинами науки – черта философии нового времени.

Стремление ориентировать философии на точные науки оставалось господствующим на протяжении всего нового времени.

Рационализм – уверенность в способности разума, разума просвещённого, Руководимого правильным методом, переустроить общество на разумных началах.

Ф. Бэкон (1561-1626)

" Новый Органон", " Мысли и наблюдения", " История жизни и смерти".

Бэкон призывает всех обратить внимание на развитие наук, сделать это ради пользы и практики. Он разработал программу " Великого восстановления наук", разрабатывает реформу образования.

Он родоначальник науковедения, социологии и экономики науки.

Классификация наук по Бэкону:

1. История - соответствует памяти

2. Поэзия - соответствует воображению

3. Философия - рассудку

Философия делится на:

1. Учение о природе или естественной философии

2. Первая философия (об общих аксиомах наук).

Также выделяет философию человека:

1. Логика

2. Этика

3. Гр. наука

" Новый органон"

1 задача на пути к познанию: разрушительная, очистить разум от помех:

1. Призраки рода - характерны всем людям ( приписывание вещам больше порядка и единообразия, искусственно подгонять новые факты под общераспространённые убеждения)

2. Призраки пещеры – заблуждение отдельного человека или группы обусловленные малым миром или пещерой индивида или группы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.224 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь