Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Субъективно-идеалистический сексуализм.



Наши ощущения – это знаки Бога.

Д.Юм – первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к идеям. Сочетание идей основаны на психологической ассоциации. Ключевую роль в познании выделяют отношения причинности.

Юм – агностик, ему свойственен иррационализм в понимании человека: нравственность не имеет рациональных оснований, чувство страха – основа возникновения религии.

 

Философия эпохи Просвещения.

Французские просветители:

1. старшие просветители – Ш.Л.Монтескье, Ф.Вольтер, Э.Б.Кондильяк и др.

2. младшие – Ж.О.Ламетри, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, П.Гольбах.

Старшие – критика абсолютизма и пр. церкви.

Монтескье – «О духе законов» - выявление объективных законов истории. Природные, географические условия определяют особенности психологии народов, а она влияет на формы правления. Эта концепция называется «географический детерминизм». Он первым обусловил теорию разделения властей.

Ф.Вольтер – история как объективный процесс Религия нужна народу. Бог – великий часовщик, запустивший часы природы, источник движения.

Ж.Ламетри – «Человек-машина» - человек – телесное существо, душа которого тесно связана с телом. Выделил в качестве атрибутов материи многообразие её форм, активность и способность чувствовать.

Поль Гольбах – «система природы» - идеи материалистического субстанциализма.

Многообразие природы, форм движения явления источником самодвижения материи.

Всё имеет свою причину и подчинятся неизменным законам, все необходимо, а случай лишь результат незнания причин. Его материализм механистический.

Немецкая классическая философия.

Родоначальник немецкой классической философии И.Кант.

2 периода творчества:

1. докритический период (до 70х гг. 18 в.)

2. критический

· Занимался исследованием естествознания (гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности)

· «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума».

Основные вопросы его философии:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

4. Что есть человек?

 

 

Теория познания Канта:

Человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъектных состояний и законов мышления.

Существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений.

Существует также мир явлений, природа, который мы видим и воспринимаем, в которой живём и действуем.

Мир явлений обладает самостоятельным нравственным от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений.

Мир «вещей в себе» абсолютно недоступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем.

Три ступени познания:

1. Чувственное познание

2. Рассудок

3. Разум

Этика: Императивный, обязательный характер морали. Единственное, что может проникнуть в мир «вещей в себе», заглянуть в потусторонний мир – это религия. Истина и добро находят себя в красоте.

Г.Гегель: субстанциональную основу мира образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия и духа.

«Энциклопедия философских наук»:

В основе всех явлений природы и общества лежит абсолютное, духовное и разумное начало «абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух».

Абсолютная идея проходит 3 этапа своего развития:

1. Раскрытие содержания в системе логических категорий, выражающих содержание абсолютной идеи.

2. Проявление абсолютной идеи в природе (механика, физика, органика).

3. Выражение абсолютной идеи в абсолютном духе.

Движ. сила развития духа – диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.

Особенности гегелевского идеализма:

1. Пантеизм – Бог пронизывает весь мир.

2. Панлогизм – божественное мышление строго логично.

3. Диалектика – сформировал основные законы, представил мир в развитии, дал общий анализ категорий.

Материализм и антропологизм Л.Фейербах.

По Л.Фейербаху мышление не может существовать вне человека и независимо от него, так как мышление явил.

 

 

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса).

Столица итальянского Ренессанса Флоренция.

Данте Алигьери « Божественная комедия», «Пир», «О монархии».

В его произведение земная жизнь имеет не меньшее значение, чем загробная.

Полная независимость монарха от верховного духовного владения – необходимое условие, обеспечивающая людям мир и благополучие, без чего невозможно реализация земного назначения человека.

По Данте из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо.

Франческо Петрарка – верующий христианин, но он решительно и бескомпромиссно отвергает схоластическую ученость как бесполезную болтавню диалектиков.

Трактат «О невежестве собственном и многих других».

Леон Батиста Альберти – архитектор, живописец, поэт, музыкант.
Высшее эстетическое наслаждение доставляет красота природы. Учиться у нее – первая задача художника.
занимался естественными науками и математикой.

Характерная черта гуманистического мировоззрения – антиклериканизм – резко критическое отношение к служителям католической церкви, особенно к монархам.

Бруни, Поджо Браччолини«Против пищенеров»

Бокаччо «Декалирон».

Антропоцентризм.

Одна из основных задач гуманистов – проблема человека как единства души и тела.

Манетти – полная реабилитация телесного начала в человеке.

Человек – это разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное, однако в отличие от животного он способен к разнообразным занятиям и творчеству.

Человек – это смертный бое, он соперник Бога в творческой деятельности, (выделяет наиболее весомое достижения человека. Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и равенства всех людей, независимо от их рождения и принадлежности к сословию.

Фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности человека, а его доблесть сильнее фортуны.

Лоренцо Валла трактат «О наслаждении», « О монархическом обете», «О свободе воли».

Он выступал против светской власти римских пап, доказывал бессмысленность аскетизма. Религия – это сфера практически – эмоциональной жизни человека, не поддающийся рациональности.

Валла обратился к этике эпикуреизма, для обоснования полноценности жизни человека. Человеку нужны не 5 органов чувств, а не 50 или 500 органов чувств.

Флорентийские платоники.

Платонизация христианства в 15 в.

Марсилф Фичино – перевел все диалоги Платона на латинский язык и труды неоплатоников. Произведения «платоновская теология о бессмертии души».

Фичино сближал религию и философию, считая их равновесными сестрами: ученая религия и благочестной философией.

Ренесансный характер пантизма Фичино выражается в том, что мировая душа – последняя, полностью бестелесная ипостать, близкая к излучаемому его телесно- земному миру.

Красота, любовь и наслаждение – космические принципы.

Пико дела Мирандолла

« Философские, каббалистические и теологические выводы», « Гептаня» « О сущем и едином», «Рассуждение против астрологии».

Черная мания – изучение демократических сил.

Естественная мания – постижение божественных тайн.

Речь «О достоинстве человека».

Николай Кузанский – интересовался философией, математикой, естествознание. В его трудах наблюдается смешение теологии и философии.

«Об ученом незнании»

«О предположениях»

«Простец» ( о мудрости, об уме, об опыте с весами) и т.д.

По его мнению, Бог – максимально бесконечный и предельный единый, присущий вере любого народа.

Вещи и явления есть символы Бога, они достаточно стабильны и представляют интерес сами по себе.

«первый образ вещей в уме творца есть число».

Бог – бесконечный круг

Троица – треугольник

В сфере искусства, он пишет, что оно перестало быть подражанием природе.

При этом оно само- результат искусства божественного мастера, пот. Все создает при помощи арифметики, геометрии и музыки.

Он защищал объективно – идеалистическую идею развития.

Мир трехсложный:

1. Малый мир – ч/к

2. Большой мир – универсум

3. Максимальный мир – Бог

Человеческий мир состоит из 3 составляющих: он сложная система: чувство, рассудок, разум.

Кузанец создает учение о противоположностях, диалектику истины.

Истина неотделима - от своей от своей противоположности – заблуждения.

Никколо Маклавелли.

«Государь», «История Флоренции»

Подчеркивая эгоистичность человеческой природы. Люди неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отру00гивает опасность и влечет нажива. Он сторонник республиканского государственного устройства. Государь д. б. хитрым и отважным.

Эраум Роттердамский:

Свое учение называл «философией Христа», «Руководство христианского воина».

«Похвала глупости». Глупости служит человеческое самодовольство. Самое большое проявление глупости – война.

Естественно – научные теории.

Леонардо да Винчи.

Пионер в области современного естествознания. Изобретения:

1. Идея тапка

2. Идея ткацкого станка

3. Идея парашютов

4. Идея исследов.

5. Мудрость – есть дочь опытов.

Предельная конкретность истины достижима не на путях пассивного наблюдения и восприятия, а посредством активного, целенаправленного опыта или эксперимента.

Наука – полководец, а практика – солдаты.

Только математика способна придать подлинную достоверность научному познанию.

Николай Коперник.

«Об обращении небесных сфер».

Геоцентрическая картина мира:

Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Луна обращается вокруг Земли, будучи ее спутником.

Парацельс

Его медицина опиралась на философию, астрономию, алхимию и теологию. Любого заболевания можно найти лекарство в природе.

Джордано Бруно

«О причине, начале и едином»

«О бесконечности, вселенной и мирах».

Гилозоистическое и панпсихическое истолкование в целом всякого бытия

Важнейший атрибут мировой души – всеобщий ум, универсальный интеллект. Множественность и населенность миров во вселенной.

Томммазо Кампанелла

«Город Солнца»

Томас Мор

«Утопия»

Продолжительность рабочего дня – 4 часа. Разделение труда. Управляет государством – метафизик.

Начальников – 40 человек.

Мартин Лютер – религиозная реформация.

- противник индульгенций

- к нравственному возрождению ведет раскаяние

 

Эпоха Нового времени:

Изменение в экологической, политической и культурной сферах.

Экономика – период мануфактурного производства.

Политика – формирование правового государства.

Культура – на первый план выдвигается научное знание.

17 в. - век науки, а философия на первом плане. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии сравнимых с истинами науки – черта философии нового времени.

Стремление ориентировать философии на точные науки оставалось господствующим на протяжении всего нового времени.

Рационализм – уверенность в способности разума, разума просвещённого, Руководимого правильным методом, переустроить общество на разумных началах.

Ф. Бэкон (1561-1626)

" Новый Органон", " Мысли и наблюдения", " История жизни и смерти".

Бэкон призывает всех обратить внимание на развитие наук, сделать это ради пользы и практики. Он разработал программу " Великого восстановления наук", разрабатывает реформу образования.

Он родоначальник науковедения, социологии и экономики науки.

Классификация наук по Бэкону:

1. История - соответствует памяти

2. Поэзия - соответствует воображению

3. Философия - рассудку

Философия делится на:

1. Учение о природе или естественной философии

2. Первая философия (об общих аксиомах наук).

Также выделяет философию человека:

1. Логика

2. Этика

3. Гр. наука

" Новый органон"

1 задача на пути к познанию: разрушительная, очистить разум от помех:

1. Призраки рода - характерны всем людям ( приписывание вещам больше порядка и единообразия, искусственно подгонять новые факты под общераспространённые убеждения)

2. Призраки пещеры – заблуждение отдельного человека или группы обусловленные малым миром или пещерой индивида или группы.

- Свойства душ весьма разнообразны, одни любят частные науки, другие – общие рассуждения, специфика восприятия, воспитания, привычек.

3. Призраки рынка – неправильное употребление слов и имён, следствие взаимного общения людей.

4. Призраки театра вселяются из-за домеатов философии.

3 формы ошибочного мышления:

1. Софистика

2. Эмпиризм

3. Суеверие

Гарантией адекватности познания может быть только тщательно разработанное учение о методе.

Требования к методу:

1. Природа целостна, но изучать нужно ее по отдельным процессам явлениям телам

2. расчленение не самоцель, а это удобство.

3. необходимость открытия закона и его разделов.

4. необходимо подготовить естественную и опытную историю.

Рене Декарт (1596-1650)

«Правила для руководства ума»

«Рассуждения о методе»

«Метафизические размышления»

Декарт был математиком, создателем аналитической геометрии, физиком(учение о механическом движении), оптиком, физиологом(учение о рефлексах).

Дерево познания:

Корни дерева – метафизика

Ствол – физика

Ветви – механика, медицина, этика

Исследовательские шаги картезианства:

1. необходимость сомнения

2. практическое осуществление сомнения – размышление о первоприципе философии, о сущности человека.

3. онтологическое доказательство существования Бога.

4. освещение проблемы истины и заблуждения, обоснование принципов ясного познания.

5. постижение сущности материальных вещей.

А. По Декарту чувства нас обманывают, нужно сомневаться в данных, полученных от них.

Б. Также нужно сомневаться и в научных данных, проверить их.

В. Сомневаться в религиозных мыслях.

Cogito ergo sum.

Я мыслю, следовательно я существую.

Лестница разума:

1. нижняя ступень – здравый смысл.

2. рассудок

3. разум

Правила научного метода:

1. тщательно избегать опрометчивости и предвзятости.

2. мыслительная аналитика – изучать по частям.

3. начинать от простого к сложному.

4. составлять перечни полные, а обзоры общие, чтобы избегать упущений.

Блез Паскаль (1623-1662)

Естествоиспытатель, методолог научного познания, классификатор наук.

Ни в одной науке человек не способен и к полному неведению, как абсолютному знанию.

Паскаль – агностик, он может постигать лишь относительное знание.

Человек – мыслящий тростник, он одинок и заброшен, но его величие заключается в мыслительной способности.

«У сердца есть свои основания, которых разум не знает».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь