Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные подходы к определению сущности человека.
Биологизаторский (натуралистический) подход. Сущность человека сводится к природному началу – биологическому телу. 2. Социологизаторский подход – сущность человека сводится к социальным отношениям (Маркс). 3. Теологический подход – сущность человека сводится к его душе как отражению духовного начала (Бога, Духа). – христианская философия, индуистская философия, исламская философия. Социо – космический подход. Сущность человека имеет 3 основных аспекта: -космический -социальный -биологический (теософия, живая этика). Представления о человеке в истории философской мысли. Античность – человек – микрокосм, часть единого вселенского космоса – подход – космизм. Средневековье – двойственность человеч. Природы (душа и тело – борьба этих двух начал) – креациализм – сотворенность человека Босом. – в рамках теоцентризма. Возрождение – рассмотрение мира сквозь призму (человеческих потребностей и способностей – антропоцентризм. Основные концепции антропогенеза. 1. Креационизм – Бог сотворил человека. 2. Дарвинизм человек является продуктом эволюции и произошед. От человекообразной обезьяны. 3. Концепция космической эволюции – (Е. Блаватская, Е. Рерих) – человек произошел в результате эволюции астральных биологич. организмов под дейст. косм. разума. Структура человека. По Пифагору: 1. Дух 3.Жизнь 2.Тело 4.Разум По Платону: 1. Дух 2. Разумная дума 3. Неразумная животная дума 4. Тело Христианская философия: 1. Дух – божественное начало. 2. Душа – личное эго – сознание. 3. Тело – природное начало. Человек имеет сложную структуру – по 2 начала выделяют все исслед. Ли: 1. Биологическая составляющая (природная) 2. Социальная составляющая (общество) К биологизаторским концепциями абсолютирующим телесную составляющую относятся расизм, социальный дарвинизм, фрейдизм. Социологизаторское – человек представляет слепок с окружающих его социальных отношений. Как социальное существо ч, к характеризуется: 1. Несводимость (независимость человека от среды проживания). 2. Неопределенность (свобода) 3. Неповторимость 4. Невыразимость (невозможность полного понимания). Современная наука говорит о необходимости рассмотрения биологического и социального в единстве. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Человек – биосоциальное существо. Трудовая теория происхождения человека. Ф. Энгельс. Произведение «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ходе трудовой деятельности развилась рука, а в ходе совместной деятельности появилась потребность в общении с другими. Орудийная деятельность, речь, мышление – решающие факторы в превращении обезьяны в человека. Человек творит культуру, сохраняя ее в материальных памятниках –опредмечивание, а новые поколения усваивают полученный опыт – распредмечивание. Человек творец, и продукт культуры. Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает моральные ценности, ради которых совершается деятельность. Социализация становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данным общества. Индивидуализация осознание человеком своего значения в обществе, свою роль и социальные функции. Творчество: 1. Создание материальных и духовных ценностей. – ценностный аспект. 2. Творчество как открытие – эвристический аспект. 3. Тв. Как самовыражение – гуманист. Асп. Ценности – значимость тех или иных ов. И явлений для жизни людей. 1. Абсолютные 2. Относительные 1. Моральные 2. Эстетические 3. Правовые
Лекция №5 Сущность и структура сознания. Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме чувственных и умственных образов и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности. Психика – особая форма отражения субъектом реальности бытия в мире на уровне эмоций, непосредственная предпосылка сознания. Общественное сознание - это целостное образование, обладающее определенной внутренней структурой, которая включает различные уровни (теоритическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое, религиозное и философское). Исторические представления о социологии. Гераклит – сознание отождествлялось с душой и была связана с огнем мирового разума (лососа- выступающего в качестве первоосновы бытия мира.) Платон сущность души идеальная, противоположная материальному, а одной из ее способностей является ум. Аристотель – «трактат» о душе душевная деятельность людей, опирается на ощущения и представления, память и знание, желаниеи волю. Душа – организующий принцип жизни. Ее этапы: 1. Растительный 2. Животный 3. Разумный, который обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей. Фома Аквинский вводит понятие «митенция» как особую направленность сознания на мир бытия. Декарт –«я мыслю, следовательно, я существую». Сознание – инструмент освоения этого мира. Дедук. Способ. _ интуиция. Ф.Бэкон сознание необходимо очистить от идолов (рода, пещеры, площадь, театра). И.Кант сознание сувер., оно самоорганизуется с помощью априорных форм субъекта. Г.Гегель – сознание это исторически развивающиеся явление, где переплетаются историческое и логическое, индивидуальное и родовое. Сознание это дух, который проходит становление и развитие от бездуховного до абсолютного самовыражения и самопознания. По Гегелю абсолютный дух отчуждается в природу, в общественные институты, в человеческую деятельность. Пройдя процесс опредмечивания и распредмечивания, дух обретает новое качество. Труд опредмечивает сущностные силы человека, связывает его дух вещественной предметностью. Также труд развивает человека, делает его господином природы, является средством самовоспроизводства человека, его самовыражения и самоутверждения. Проблема возникает тогда, когда субъективный дух игнорирует деятельность объектного духа, тогда он закутывается в собственных противоречиях и становится несчастным сознанием. Маркс же истоки отчуждения следует искать не в отрыве субъективного духа, а в конкретной системе общественных отношений. Сознание имеет социально – историческую природу сознания. Сознание способно отражать мир и преобразовывать его с учетом потребностей и интересов человека разумного. Отражение и его эволюция. Отражение – есть способность взаимодействующих тел, которое заключается в отображении окружающей действительности. Для отражения на уровне неживой природы характерна: -моментальность -непосредственность -тотальность Прямая объективность Это отражение называется зеркальным. На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения – это обеспечивает избирательность и способность к проказам. Эволюция биологического отражения предполагает: -возрастание объема информации, и ее усложнение -развитие условно – рефлекторной деятельности -формирование способности опережать отражение -развитие головного мозга Эволюция направлена на развитие лабильности, пластичности, динамизма. Биологическое отражение связано с целесообразностью, установкой на выживаемость. Основа отражения у животных их условные и безусловные рефлексы. Уровни отражения: 1. Раздражимость – способность к простейшим реакциям 2. Чувственность – способность отражать отдельные свойства 3. Сознание При слагаемых животной психики: 1. Инстинкты 2. Условно-рефлекторные акты 3. Элементарная рассудочная деятельность. Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка программы действий, изменение способов и средств ее обеспечения – это отличает психику человека от психики животного. Характеристики сознания человека: 1. Универсальность – способность отражать любые проявления бытия в мире. 2. Адекватность отражение бытия в мире, его объективность. 3. Основа творчества 4. Опосредованность языком 5. Социальный характкр сознания 6. Высшая форма сознания – мышление Уровни мыслительной деятельности: 1. Рассудок – низшая ступень логического освоения реального мира. Основным на здравом смысле, служит практическим задачам. 2. Разум – высшая ступень логического понимания. Ориентирован на постижение истины как объективного бытия в мире на уровне сущности, а не явления. Сознание и его структура. Структура сознания по З. Фрейду: 1. Я – принцип реальности. 2. Оно – принцип удовольствия 3. Сверх-я принцип должествования Структура психики: 1. Эмоционально – чувственная компания 2. Волевая регуляция 3. Память Структура сознания: 1. Онтологическая сторона 2. А) осознание – превращение информации в знание. 3. Б) подсознание – аксиологическая сторона сознания. 4. В) самосознание направленно на самоанализ
№6 Общественное и индивидуальное сознание. Общественное бытие обусловило формирование общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. Структура общественного сознания включает уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского сознания. Общественное сознание выступает как зеркало общественного бытия, саморефлексия которого обеспечивает производство и воспроизводство общественных отношений и определенного типа личности данного общества. Политическое сознание – область взаимоотношений людей по поводу власти. Моральное сознание – форма общественного сознания, регулирующая поведение людей с точки зрения нравственности. Она обеспечивает сближение общественных и личных интересов, согласовывает отношение между людьми. Эстетическое сознание – мир воображения, параллельный действительному, ориентированный на раскрытие красоты мира. Оно также выполняет регулятивную функцию через реализацию ценности красоты. Религиозное сознание – главным его признаком является вера в сверхъестественное. Правовое сознание – совокупность представлений о мире и себе, мотивирующих правомерное или противоправное поведение, отношение к действующему и желаемому праву. Тесно связано с политическим и нравственным правом. Правосознание – результат юридического воспитания. Основные концепции сознания: 1. Объективно-идеалистическая интерпретация – человеческое сознание есть частица, продукт мирового разума (Платон, Гегель). 2. Субъективно-идеалистические системы – сознание человека как самодостаточная сущность, содержащая картину самой себя (Декарт, Дж. Беркли, Гуссерль). 3. Гилозоизм – вся материя мыслит, сознание атрибутивное свойство всего материального мира (Фалес, Аристотель, Спиноза). 4. Вульгарный материализм – сознание отождествляется со строением мозга ( Фогг, Бюхнер, Молешотт). 5. Социологизация сознания – сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней и социальной среды (Дж. Лохх, Вольтер, Гольбах). 6. Диалектический материализм – сознание как внутренний противоречивому феномену единства материальности идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (Маркс, Энгельс). Самосознание – познание и оценка человека как самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как индивидуального, так и коллективно-социального. Уровни: 1. Самосознание своего тела. 2. Осознание своей принадлежности обществу. 3. Осознание своего «Я» своей уникальности. Функции языка: 1. Обозначающая. 2. Кумулятивная. 3. Коммуникативная. 4. Экспрессивная. 5. Интерактивная.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2757; Нарушение авторского права страницы