Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема существования единичного и общего.



Номиналисты не признают объективность существования общих понятий.

Реалисты – считают универсал. – общие понятия абсолютно реальными вещами, которые в качестве неизменных сущностей присутствуют во всех единичных предметах своего класса.

Универсалии возникают в процессе чувственного познания путем абстрагирования т.е. отвлечения от индивидуальных признаков и выделения общих.

Модусы бытия:

1. Бытие в себе – объективная реальность, взятая в ракурсе потенциальности. Этот модус характеризует скрытые, не явленные субъекту состояния, которые при определенных условиях могут быть актуализированы.

2. Бытие для себя – совокупный Оt, самодостаточный универсум, охватывающий все сущее, который подчиняясь естественным связям развивается по натуральным имманентным законам.

3. Бытие для другого – выделяется из среды посредством конкретных психических реакций на материальные агенты – раздражители, влекущие соответствующие физические, химические, физико-химические, биологические изменения состояния организмов.

Категория «материал».

1. Наивный материализм – материал отождествлялась с природной стихией (огонь Гераклита, вода у Фалиса, воздух у Анаксголина).

2. Материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. –это то, что вещественно материального, не чувственно не воспринимаемо.

3. Механический материализм – материал гигантский механизм, а кругообразное движение различных по величине частиц материи осуществляется под влиянием божественногопервотолчка по законам механики.

4. Этап. открыта делимость атома – открытие электрона, открытие поля как нового вида материи.

5. Этап субстанционально – аксиологическое представление о материи.

Материя – это универсальная категория обозначающая объектную реальность существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую ими.

Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространственно – временном континууме.это атрибуты материи.

Молистическая модель мира предполагает, что основой мира может быть одна субстанция: материальная или духовная.

Дуалистическая модель мира – в качестве основы мира выступают две самостоятельные субстанции (материал и дух).

Плюралистическая модель мира – в качестве первоначала принимает 4 стихии: земля, огонь, воду и воздух.

Исторические представления о материи.

Впервые понятие «материя» введено идеалистом Платоном, для обозначения изменчивого, текучего, непостоянного.
Вещи непознаваемы из-за их изменчивости и непостоянства.

Материя может принять любую форму, т.к. она неопределена.

Аристотель – материя выступает как возможность. Для того, чтобы из материи возникло действительное, ее нужно ограничить формой. Форма есть активное начало, а сама материя пассивное. Материя бесконечно делима, форма неделима и тождественна с сущностью вещи. Высшая сущность – вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого.

Целесообразность есть фундаментальный принцип онтологии Аристотеля.

С конца 16 до начала 19в. Господствовала механическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами:

- массой - формой

Протяженностью -непроницаемостью

-способностью перемещаться.

Гегель выстроил рационалистический подход к материи. Изучая единичное, мы выявляем сущность конкретной вещи, явления, процесса. Когда мы устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга объектов, т.е. особенное.

Особенное характерно для всеобщего и выевшей сущность не только данных объектов, но и существующих вещей.

Гольбах – материей является то, что воздействует на наши органы чувств.

Кризис физики на рубеже 19-20вв. сломал классические представления о мире и разрушил атамистическую теорию. Оказалось, что единственное свойство материи с признанием которого связал философский материализм это свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Классическое определение материи дал В.И. Ленин в книге «Материализм и элепириокритицизм». Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независим.от них.
Материя – синоним объективной реальности. Она противопоставляется сознанию и существует независимо от него.

Движение как способ существования материи.

Движение – это всеобщий атрибут, способ существования материи.

Ф. Энгельс предположил сл. Основные формы движения.

- механическое (пространственное перемещение)

-физическое (электромагнетизм, гравитация)

-химическое (превращения атомов и молекул веществ)

-биологическое (обмен веществ в живых ор.)

-социальное (общественные изменения).

Пространство также выступает как всеобщий атрибут материи. Это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействия элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия материи, характеризуется длительностью сосуществования всех объектов и представляющая собой последовательность смены состояний.

К всеобщим свойствам пространства относится связь со временем и с движением материи, зависимость от структурных отношений в материальных системах.
Также к свойствам пространства относят:

-протяженность

-прерывность и непрерывность в единстве.

- трехмерность

-структурность

- сосуществование

-взаимодействие

-изотропность

К свойствам времени можно отнести:

- длительность

- необратимость

- последовательность

Две основные концепции пространства и времени.

1. Субстанциональная (эпикур. Ньютон) рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

2. Реляционная концепция (Демокрит, Лейбнец, Эйнштейн) считает пространство и время объективными, независящими от человека, но при этом связанным с материей и движением.

Три модели понимания движения.

1. Мимтская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – движение как нерманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление.

2. Элеатская школа + кселофан, зенои, парменид) – ставили под сомнение всеобщность движения. По Пармениду бытие неподвижно, едино, замкнуто.

3. Мир сохраняет свою устойчивость в движении.

4. Эмпедоня рассматривая изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения.

 

Два типа движения:

1. Движение, когда сохраняется качество предмета – функционирование.

2. Движение, когда объекты образуют более сложную форму, систему – развитие.

Развитие – процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением новых свойств или возникновением нового объекта.

- качественные превращения не выходят за рамки соответствующего вида материи (эволюция звезд).

- когда процессы переходят 1 уровня организации к другому. (эволюция неорганического мира по направлению к органическому – возникновение человека).

Характеристики развития:

-всеобщность

-необратимость

Напрвленность

Модели развития:

1. Модель рирессивного развития (конфуционство, ренегенон) – изменения идут в направлении понижения качества бытия.

2. Эволюционная модель – (Спенсер Г.) – постепенная эволюция от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграция) в рамках новой целостности.

3. Эмерджентизм – (Морган, Плеснер, Берсон) – революционные скачки в развитии.

4. Теория равновесия (Дантек, Уорд) – развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

5. Детерминизм – учение, утверждающее всеобщую, причинную обусловленность событий.

Виды детерминизма.

1. Механический (Демокрит, Лаплас, Ньютон) – причинная связь одназначна, случайность не существует.

2. Телеологический (Аристотель) – важная роль цели, как определяющего фактора движения объекта.

3. Статистический детерминизм – многозначное соответствие между причинами и следствиями.

Интерминизм – учение об отсутствии всеобщих причинно-следственных связей.

Две метаконцепции в понимании движения и развития.

1. Метафизика (1в до н.э. Андроник Родосский) то, что идет после физики, учения о первых причинах, о первой сущности и началах.

2. Метафизика – способ понимания движения, когда абсолютизируется одна из сторон движения (движение или покой) и сводится к 1 из его форм.

3. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы и общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления его как особый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

Объективная диалектика – развитие реального мира.

Субъективная диалектика – диалектическое мышление.

Законы диалектики:

1. Закон отрицания показывает куда идет процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая послед. Ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-либо свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные – закон позволяет понять механизм процесса в любом предмете или явлении изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникает новый предмет, который в свою очередь также может измениться при избыточных количественных изменениях.

3. Законоединства и борьбы противоположностей. – данный закон обнаруживает источник развития. В каждом предмете существуют определенные противопомежные свойства, стороны, процессы, порождающие новые процессы в нем.

Законы диалектики дополняются парными категориями:

1. Единичное – общее

2. Явление –сущность

3. Часть – целое

4. Содержание – форма

5. Причина – следствие

6. Необходимость – случайность

7. Возможность – действительность

Развитие диалектики нашло окончательное выражение в развитии системного подхода в 50х гг 20 века, основателями которого являлись Я. Фон Берталанфии, А.А.Богданов.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой.

Элемент – неразложимая единица сложных предметов и явлений.

Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами.

Свойства систем:

1. Поведение систем зависит от связей между элементами системы.

2. Система может состоять из подсистем и быть частью более сложной системы.

3. Свойства системы – это свойства целого, а ни его элементов.

4. Система обладает динамической сложностью.

5. Каждый элемент системы может оказывать воздействия на всю систему.

6. Система стремится к сохранению равновесия.

7. Система обладает обратными связями, характеризующими ее взаимодействие с окружающей средой.

Мир в основном состоит из сложных систем, которые оказываются в состоянии равновесия лишь в порядке исключения.

Развитие таких систем определяется нелинейными, вероятностными процессами.

Синергетика – теория самоорганизующихся систем. (Автор теории: Г. Хаккен, разработчики: И. Пригожин, С.П. Курдсомов, Г.Г.Малинецкий).

Положение синергетики:

1. Мир состоит из сложных и открытых систем, взаимодействующих друг с другом.

2. Взаимодействующие системы изменяют происходящую ситуацию, формируя нелинейный мир.

3. В процессе развития система переживает стабильные и нестабильные состояния (бифуркации).

4. Бифуркационный характер развития позволяет понять фундаментальную роль случайностей во Вселенной.

5. В точках бифуркации на систему могут повлиять малейшие изменения.

Лекция № 4.

Философия человека.

Проблема человека является основополагающей в философии. В круг ее проблем входят следующие основные вопросы:

-сущность и природа человека

-антропогенез (становл.Человека)

-происхождение и сущность сознания

-психический мир человека

-проблема существования человека

-проблема смысла жизни и жизни после смерти.

-проблема творчества

-проблема свободы и ответственности человека.

 

Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, в его основных отношениях и природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении и закономерностях его существования, об основных категориях его жизни, о его предназначении.

Шкиссл-ся целым рядом естественных, гуманитарных и технических наук.

Существуют различные представления в человеке, к наиболее ярким из них являются.

Древняя индийская, китайская и греческая философия – человек как микрокосм.

Йога, веданта, Г. Гегель человек есть вечный абсолютный дух.

Аристотель человек как политическое животное.

Христианская теология человек как образ и подобие Бога.

Р.Декарт – человек как мыслящее существо.

Ж.Ламетри – человек как одушевленная машина.

И. Кант – человек есть существо, принадлежащее двум мирам: миру природной необходимости и миру нравственной свободы.

Б. Паскаль – человек есть сгусток противоречий, война разума и страстей.

Б. Франклин – человек есть животное, производящее орудия.

С. Кьеркегор – человек есть существо, делающее выбор.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь