Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История Древнегреческой философии.
Периодизация философской мысли: 1. Ранняя классика - натуралисты и досократики - первая половина VI века до нашей эры в Милете - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - главные проблемы – физис и космос - его строение. 2. Средняя классика (Сократ и софисты), становление атомистов, пифагорейской школы - главная проблема - сущность человека. 3. Высокая классика(Платон, Аристотель) - главная проблема - синтез философского знания, проблем и методов. 4. Эллинизм (Эликур, стоики, Марк Аврелий) – главные проблемы - мораль, свобода человека, познание. Тип философского мировоззрения - космоцентризм. Микрокосмос – человек Макрокосмос – природа 1. Натурфилософия – философские учения, главным объектом исследования которых была природа(представители Милетской школы) - поиск первоосновы мира. Фалес – вода Анаксимен – воздух Анаксимандр – апейрон 2. Стихийный материализм - Гераклит – мир един и представляет собой вечны огонь. Разрабатывая идею вечного движения, он развивает учение о логосе. Все в мире состоит из противоположностей. 3. Элейская школа – элеаты – Ксенофон, Парменид, Зенон. Парменид – бытие вечно, неподвижно, неизменно. Апории Зенона. 4. Материалистическое учение – атомисты – Левкипп и Демокрит. Мир состоит из атомов и пустоты. Вихри образуют миры. Даже душа состоит из атомов. 5. Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными. Их цель – дать знания за деньги. Софистами были Протагор, Горгий, Продик. Сократ - стремление к самопознанию, с Сократа начинается антропологический поворот в философии. 6. Идеализм Платона. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная идея постигается только разумом. Развил теорию познания, он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. Знания припоминаются под влиянием предметов чувственного мира. 7. Материализм – Аристотель осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии. Впервые ввел понятия " материи". Вещь равна материя плюс форма. Аристотель развил идеи морального абсолютизма. 8. Стоицизм - Зенон, Ксенофон, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Их идеал - невозмутимость и спокойствие. Развивали идеи в области физики, логики, эстетики. Основной элемент мироздания - огонь. Основные категории: Автаркия - независимость, обособление. Атараксия - невозмутимость, полное спокойствие. Квиетизм - безучастная отношение к жизни. Апатия - бесстрастие. Добродетельность - жизнь в согласии с природой - Логосом. 4 наивысших добродетели: - мудрость - умеренность - мужество - справедливость
Теоцентризм средневековой философии. Господствующим мировоззрением эпохи была религия, поэтому основная идея - идея монотеистического Бога. Мышление теоцентрична, Бог, а не космос представляется первопречиной, творцом всего сущего. Философия выступала как служанка богословия. Источник средневековой философии - учение Платона и Аристотеля. Основные принципы средневековой философии: 1. Креоцианизм - сотворение мира Богом из ничего 2. Провиденциализм - понимание истории как реализации Богом плана спасения человечества. 3. Откровение - волеизъявление Бога, принимаемое как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. 4. Символизм - умение человека находить скрытое значение того или иного предмета. 5. Теодицея - оправдание Бога в связи с наличием в мире зла. 2 этапа в средневековой философии: 1. Патристика 2. Схоластика Патристика (II-VI вв. н.э.) - сочинение отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Представители: Ориген, Августин Аврелий, Иероним. Основные идеи: -монотеизма - трансцендентности Бога - троичности Бога - эсхатологии Формируется 3 вида философии: 1. Спекулятивна (теологическая) 2. Рациональная (логика) 3. Практическая (мораль) Августин - два источника знаний: чувственный опыт и вера. Утверждал свободу воли человека. Схоластика: тип религиозной философии, основанный на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально логической проблематики. Популярность схоластики связана с: 1. Священная Тесание - исчерпывающая, универсальная парадигма философского знания о Боге, мире, человеке. 2. Традиционализм, преемственность, консерватизм средневековой философии. 3. Безличный характер средневековой философии. Три течения в рамках схоластики в отношении существования универсалий: 1. Концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи) 2. Реализм (до вещи) 3. Номинализм (существование общего после и вне вещи) Фома Аквинский - согласование учения Аристотеля с требованиями католической веры. 5 доказательств существования Бога: 1. Бог есть " форма всех форм" 2. Бог – перводвигатель, т.е. исток всего 3. Бог – высшее совершенство 4. Бог – высший источник целесообразности 5. От Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира Восточное Средневековье (арабский халифат, Османская империя) - развивается мусульманская культура: мутуализм, суфизм, арабский перипатетизм. Аль - Фараби, Аль - Бируни, Иби - Сина, Иби - Рушд. Философия сделала от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.
Антропоцентризм философии Возрождения. Ренессанс (XV-XVI в.) в Западной Европе – подъем в искусстве, в литературе, науки, социально-политической мысли. Ведущая мировоззренческая установка - антропоцентризм. Человек – сотворец Бога в развитии себя, т.к. человек имеет свободу воли. Формирование гуманизма – нового мировоззрения, нового социального идеала, нового метода, центральной ценностью которого является сам человек. Пантеистический натурализм – Н.Кузанский, Дж.Бруно, М.Фичино, Дж.Пино дела Мирандола. - Н.Кузанский. Для него природа это Бог, все вещи в мире взаимосвязаны друг с другом и находятся в непрерывном движении. Ступени познания: 1. Ощущения - смутные образы вещей 2. Рассудок - манипулирует отдельными вещами 3. Разум - мыслит бесконечно - Леонардо да Винчи – истина достигается опытным путём. Причём опыт не пассивное наблюдение, а активное вмешательство в природу. - Н.Коперник – гелиоцентрическая картина (система) мира. - Дж.Бруно – Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, веяна и неисчерпаема. Вселенная вечна, бесчисленных миров бесконечно. Источником познания бесконечного считается разум. - Г.Галилей – открыл ряд законов природы, показал роль эксперимента в научном познании. Политические доктрины: 1. Макиавелли " Государь" 2. " Социальная утопия" Т.Мора, " Город Солнца" Т.Кампанелла.
Философия Нового времени. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы. Философия Нового времени называется классической главной установкой этого периода является признание разума высшей ценностью. Основными направлениями новоевропейской философии являются: 1. рационализм 2. эмпиризм Эмпиризм - направление в философии, считающие основным источником познания чувственный опят. Представители: Ф.Бэнон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Беркли, Д.Юм Основной метод познания: индукция. Рационализм - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта, приоритет разума в познании. Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц. Рационализм связан с реализмом, признает врожденные идеи как основу истинного познания, основной метод - дедукция. Ф.Бэкон - " Новый Органон". Наука должна приносить практическую пользу, знание - сила. Законы природы необходимо знать. Основной источник познания - чувственный опыт. Пути познания: 1. путь муравья 2. путь паука 3. путь пчелы Основные идолы познания, лишающие получения истины: 1. " идолы рода" - заблуждение человеческой природы. 2. " идолы пещеры" - личные заблуждения. 3. " идолы рынка" - неправильное использование слов. 4. " идолы театра" - заблуждения из-за веры в авторитеты. Метод Бэкона состоит в собирании и классификации форм. Р.Декарт – познание не зависит от чувственного опыта, оно дедуктивно выводится из ряда базисных интуиций и аксиом. Основная черта философии Декарта – дуализм. Мыслитель различает 2 равноправные субстанции: материальную и духовную. Атрибут духовной – мышление. Атрибут материальной – протяженность. Материальный мир – сложная машина, результат механического взаимодействия бесконечно делимых частиц и их вихрей. Животные – тоже сложные машины, т.е. он разрабатывая механистическую картину мира. Лейбниц – учение о монадах. Монады – духовные субстанции вещей, они бессмертны, нетождественны. Он исходит из плюрализма субстанций. Физически монады не связаны, но координируется высшей монадой – Богом. Дж.Беркли – ощущения – основа познания, идеи – результаты воздействия разума на ощущения. Вещи – это сочетания ощущений в уме. Существовать, значит быть воспринимаемым. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы